Путь к преодолению кризиса

В настоящее время всё большее число людей осознаёт тупиковый характер системы, базирующейся на доминировании частной собственности на средства производства, рыночной конкуренции и «открытости» экономики. Более тридцати лет в нашей стране функционирует подобная модель развития. И что же? Россия так и не увидела позитивных результатов воплощения в жизнь неолиберальной концепции. Для сравнения: за 25 лет Советской власти удалось не просто вытащить нашу страну из руин, но и вывести её на передовые позиции в мире. Осознавая всё это, общество настойчиво требует смены курса.

Так, одной из ключевых антикризисных мер могла бы быть национализация ключевых отраслей экономики. Во-первых, современные экономические задачи носят долгосрочный характер  требуют огромных капиталовложений. А частный капитал ориентируется, как правило, на реализацию краткосрочных малозатратных проектов, сулящих ему получение прибыли в кратчайшие сроки.

Во-вторых, стремление к новой индустриализации и модернизации российской экономики, к решению социальных проблем и к укреплению суверенитета нашей страны несовместимо с сохранением «неприкосновенности» итогов приватизации. Ведь олигархические корпорации выведены за пределы российской юрсидикции. Следовательно, капитал утекает за рубеж. В результате остаётся меньше средств, необходимых для финансирования жизненно важных социальных, инвестиционных и оборонных программ. Кроме того, засилье зарубежных монополий препятствует прогрессу нашей экономике.

Также надо говорить о прямом возрастании степени контроля зарубежных компаний над ключевыми отраслями экономики. Например, ещё в 2009 году, согласно данным Росстата, доля зарубежных компаний в добыче полезных ископаемых составляет 59%, в производстве нефтепродуктов и кокса – 50%. Об этом же говорил генеральный директор холдинга «Росгеология» Роман Панов в интервью журналу «Экономика и ТЭК России» в 2014 году. По его словам, «очень ощутима интервенция на российский рынок международных игроков». Он подчеркнул, что «компании с иностранным капиталом расширяют свое присутствие в России путем поглощения профильных российских или создания совместных предприятий». Панов отметил, что «если их доля в 2000 году составляла всего 5%, то в 2012-м – уже 27%, а при отсутствии должного противодействия… рост иностранного присутствия может к 2020 году привести к контролю зарубежными концернами 50 – 60% рынка».

Кроме того, сырьевые олигархи постоянно завышают цены на энергоносители, затягивая петлю на шее как населения России, так и реального сектора экономики. Нередко страна испытывает нехватку топлива внутри страны при его активном экспорте за рубеж.

Вводят народ в заблуждение

Всё перечисленное доказывает необходимость передачи командных высот экономики в руки государства. Однако политические представители буржуазии прилагают усилия, направленные на то, чтобы дискредитировать соответствующее предложение. Но, как показывает практика, они теперь делают акцент не на возможной «реставрации командно-административной системы», не на запугивании ужасами гражданской войны и тотальной экспроприацией (как они делали в 1996 году). Теперь соответствующие деятели прибегают к более хитрому приёму. Они пытаются доказать, будто левопатриотические силы совершенно напрасно ставят вопрос о национализации, поскольку соответствующее предложение якобы давно реализовано.

Нередко и со стороны представителей «партии власти», и со стороны либеральных псевдоппозиционеров, и со стороны остальных политических группировок можно услышать следующие рассуждения: в России более 70% экономики перешло под управление государства. Основные отрасли промышленности, сырьевые ресурсы власть уже национализировала. Государственные компании занимают ключевые позиции в нашем народном хозяйстве. Поэтому, с точки зрения некоторых лиц, вопрос проведения национализации якобы утратил свою актуальность.

К сожалению, подобные заблуждения распространились не в малой степени. Поэтому даже от ряда товарищей по нашей партии порой можно услышать подобные вопросы.

Сырьевые отрасли до сих пор остаются под контролем олигархов

Те, кто искренне полагает, будто основные отрасли экономики стали государственными, должны ответить на следующие вопросы. «Норильский никель» разве является государственной компанией? А «Русал», «Металлоинвест», «Новатэк», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Русснефть» тоже принадлежат государству?  Это откровенно риторические вопросы. Достаточно ознакомиться с информацией о собственниках и о руководстве перечисленных фирм, чтобы понять, кому в реальности принадлежат сырьевые отрасли.

В ответ на данный тезис некоторые могут моментально напомнить о таких компаниях как «Роснефть», «Газпром», о государственных корпорациях вроде «Роснано», «Ростехнологии», Объединённая авиастроительная и Объединённая судостроительная корпорации. Что мы можем ответить? Перечисленные структуры являются государственными исключительно по названию. В реальности они действуют как частные лавочки.

О квазигосударственных монополиях

Многие эксперты, представители экономических, научных и политических кругов подчёркивают, что «государственные» монополии в реальности функционируют вне парламентского и правительственного контроля. Так, по мнению Р.И. Хасбулатова, эти корпорации  имеют право повышать цены на свои товары и услуги, а этого «никогда не происходило в мировой практике с такого рода предприятиями, поскольку прибыль – не главное для их деятельности». Указал, что менеджмент отечественных государственных корпораций выведен из — под сферы общего контроля, «располагает правами на «транжирование» крупных денежных средств на содержание спортклубов, органов СМИ, финансирование (и содержание) политических партий и движений, наделяет огромными бонусами свой персонал». В свою очередь, в 2009 году совладелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев отмечал, что деятельность государственных компаний носит «непрозрачный» характер, что снижает их эффективность.

Недаром депутат Государственной Думы, первый секретарь МГК КПРФ В.Ф. Рашкин регулярно ставит вопрос о «деолигархизации» государственных корпораций.

В чём причина данного явления? Её надо искать в доминировании концепции невидимой руки рынка. Находясь в плену неолиберальных иллюзий, государство отпускает в свободное плавание даже подконтрольные ему предприятия. Последним никаких задач не ставится. От них не требуют ничего, кроме формального соблюдения законодательства.

Напомним, что непосредственной функцией любого собственника во все времена было планирование развитие собственного хозяйства. В противном случае его банкротство было бы неминуемым. Так, феодал планировал развитие своего поместья, капиталист – своего бизнеса. Аналогичным образом государство планирует развитие подконтрольных ему отраслей экономики. Однако в нашей стране в настоящее время отсутствует система централизованного планирования экономического развития. Государство де-факто не управляет своим сектором экономики. Результаты за достижение экономических и финансовых показателей отсутствуют. В результате «государственные» компании уклоняются от реализации правительственных программ, действуют в противоположном направлении. Как следствие, мы являемся свидетелями завышения тарифов соответствующими фирмами, принятия сомнительных инвестиционных решений их менеджментом.

Соответственно, стоит задача обеспечения управляемости государственным сектором экономики. Речь идёт о принятии мер, направленных на установление реального контроля над «государственными» компаниями со стороны государства. Подобную задачу нереально решить без воссоздания системы государственного планирования экономического развития.

Не обходить стороной классовый вопрос

Одновременно ни в коем случае не следует забывать и иную сторону дела. Государство представляет собой не некую абстракцию, а организацию господствующего класса. В настоящее время таковой является буржуазия. В.И. Ленин в своей работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» подчёркивал, что базовый вопрос заключается в том, какой класс выступает в роли контролёра, а какой – контролируемым. На данную мысль следует опираться при подходе к вопросу о национализации базовых отраслей экономики и планирования экономического развития.

Так, много слов говориться об отсутствии государственного контроля над монополистами, о контроле парламента над чиновничьим аппаратом и т.д. Но ведь все перечисленные институты являются буржуазными. Следовательно, формальная передача отраслей производства и банков в руки государства в нынешних условиях не приведёт к кардинальным сдвигам в сторону прогресса и к использованию национального достояния в интересах народа. Разве бандиты станут последовательно контролировать действия своих сообщников? В лучшем случае будет имитация надзора за чиновничеством и «государственными» корпорациями. Соответствующие механизмы будут использоваться капиталом для борьбы со своими конкурентами, не более того. При этом коррупция, казнокрадство, ценовой диктат «государственных» монополистов и «распил» ими финансовых потоков никуда не исчезнут.

В связи с этим встаёт вопрос и о национализации, и о планировании, и о борьбе за власть трудового народа. Речь должна идти о передаче средств производства именно трудящимся, а не олигархии. Последнее точно не утратило своей актуальности в настоящее время.

Михаил Чистый

 

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.