Противостояние труда и капитала в трамвайном Депо им. Н.Э. Баумана.

Противостояние труда и капитала в трамвайном Депо им. Н.Э. Баумана.

Всеобщее обнищание масс, происходящее в России нарастающими темпами в последние год-два на фоне масштабного мирового капиталистического кризиса, всё более обостряет противостояние труда и капитала. И это объективная закономерность – ведь падение прибыли капиталисты всего мира на протяжении всей истории капитализма предпочитают компенсировать не сокращением своих собственных непродуктивных издержек, а усилением эксплуатации наёмных рабочих – понижением стоимости рабочей силы. Всё более усиливающаяся волна сокращений и массовых увольнений выбрасывает на улицы сотни тысяч рабочих. Огромная армия безработных позволяет капиталисту снижать заработную плату практически до физиологического минимума, позволяющего рабочему и его семье только что не протянуть с голоду ноги. По официальным данным Росстата, по данным выборочных обследований организаций в апреле 2015 года, 29,4 % работников имели размер начисленной заработной платы 17 000 рублей и ниже. А 25 000 рублей и ниже – 50,3 %.

Отсутствие индексации заработной платы на большинстве предприятий страны в условиях колоссального роста цен на товары первой необходимости, всё более ведёт к обнищанию рабочего класса, который никуда не исчез, несмотря на все уверения хозяйчиков и их прихлебателей, что рабочего класса в России нет. Мысль о том, что этот класс всё-таки существует и по мере ухудшения состояния экономики всё громче начинает об этом заявлять, вгоняет представителей паразитического класса в истерику.

Эту тенденцию наглядно подтверждает разгорающееся противостояние недавно созданного на столичном трамвайном депо им. Баумана рабочего независимого профсоюза с руководством предприятия и ГУП «Мосгортранс».

На состоявшемся 18 марта 2016 года по инициативе депутата Н.Г. Зубрилина в Мосгордуме «круглом столе», посвящённом проблемам реформирования ГУП «Мосгортранс», была принята резолюция, которая со всей очевидностью вскрыла все масштабные проблемы этой важной отрасли городского хозяйства: снижение заработков водителей и обслуживающего персонала за счёт незаконных удержаний из премий и отсутствия индексации заработной платы, ухудшение условий труда и связанное с этим повышение аварийности (увеличенная продолжительность смены, ликвидация пунктов питания и отдыха на конечных станциях, работа на неисправных транспортных средствах, недостаточная продолжительность времени для пересмены водителей, продажа билетов водителями и др.), очевидное ухудшение качества обслуживания пассажиров в ближайшей перспективе вследствие запланированной в тайне от жителей Москвы приватизации ГУП «Мосгортранс» с передачей городских маршрутов частным собственникам.

Работники трамвайного депо им. Баумана приняли активное участие в этом «круглом столе», рассказали о своих проблемах, поделились наболевшим. А вот руководство ГУП «Мосгортранс» от встречи уклонилось (хотя, как выяснилось позднее – внимательно просмотрело видеозапись «круглого стола»). И отреагировало на неё – все рабочие, принявшие участие в указанном мероприятии 30 марта были вызваны к начальству «на ковёр». По их приглашению и по поручению депутата Мосгордумы Н.Г. Зубрилина на эту встречу был направлен помощник депутата А.Б. Ефимов. Его участие должно было обезопасить работников от угроз со стороны руководства, которые и ранее были неоднократно.

Следует отметить высокий уровень внимания со стороны ГУП «Мосгортранс» к этой встрече. В ней, помимо администрации самого депо, принял участие заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс» А.М. Величко, а также директор филиала трамвайного управления ГУП «Мосгортранс» Б.К. Абрамов.

Господин Величко с самого начала попытался обозначить формат встречи. В жёсткой и агрессивной манере, свойственной ему, вероятно, по прежнему месту работы (заместителя директора ФСИН), Алексей Михайлович потребовал удаления из помещения, где проходила встреча, помощника депутата.

После того, как эта явно незаконная акция провалилась, высокопоставленный чиновник попытался свернуть собрание. Объявив, что встреча организована с целью разобраться в вопросах и проблемах, озвученных работниками ГУП «Мосгортранс» на упомянутом «круглом столе», он сразу же сообщил, что этот день для приглашённых на встречу водителей является выходным и, если они пожелают, то могут покинуть мероприятие и распорядиться свободным временем по своему желанию. Как выяснилось позднее, никакого соответствующего письменного распоряжения насчёт выходного дня не было. Если бы работники действительно отправились по домам, то администрацией предприятия был бы выведен массовый прогул участников круглого стола, со всеми вытекающими последствиями. Однако к явному неудовольствию А.М. Величко, водители никуда не ушли. Таким образом, первая попытка отколоть коллектив от председателя независимого профсоюза Ю.В. Дашкова провалилась.

Неоднократными оскорблениями и переходом на личности (зафиксированные аудиозаписью и ведением протокола) в разговоре с председателем независимого профсоюза Ю.В. Дашкова этот высокопоставленный чиновник постоянно пытался спровоцировать скандал и сорвать конструктивное обсуждение.

Тем не менее, рабочим депо удалось озвучить свои основные претензии к руководству:

  1. Несправедливое лишений премий и 13-ой зарплаты, незаконное наложение дисциплинарных взысканий.

  • Действующая в ГУП «Мосгортранс» собственная служба безопасности движения практически при любых происшествиях на маршруте виновным выставляет водителя. Водителей штрафуют занеисправные фары, неработающие стоп-сигналы, неисправные указатели поворота, так называемый, провоз пассажира на передней площадке и прочее.

  • Был озвучен возмутительный факт, когда об объявленном выговоре водитель узнал только спустя 8 месяцев после его наложения. Вскрыты случаи, когда жалобы на водителей подавались несуществующими гражданами (по указанному в заявлении адресу отсутствовал не только житель, но и сам дом).

  • Отсутствие камер в салоне и одновременно незаконная установка видеонаблюдения в кабине водителя, позволяют руководству всю вину за происходящие происшествия сваливать на водителей и лишать их законных премий. Известны факты, когда водителей наказывали за сход трамвая с рельсов из-за оторвавшегося колеса, обрыва контактного провода из-за неправильной регулировки пантографа. Так руководители предприятия пытаются скрыть факты некачественного проведенного ремонта подвижного состава.

В отношении незаконного лишения водителей трамваев премий г-н Величко иезуитски порекомендовал обращаться в местную ячейку «своего» (это дословная цитата Алексея Михайловича) т.н. шмаковско-исаевского «независимого» профсоюза (НФПР), профком которого подконтролен руководству и почти полностью состоит из представителей АУП. Либо – оспаривать действия администрации в суде. К слову сказать, прекрасно зная о проблемах предприятия, этот «жёлтый» профсоюз абсолютно ничего не делает для решения острых социально-экономических вопросов. Естественно, что и в упомянутом «круглом столе» в Мосгордуме они не участвовали, а на встрече 30 марта сидели, как и полагается напротив рабочих – в рядах администрации.

  1. Отсутствие индексаций заработной платы в течение последних двух лет, при том, что уровень инфляции в 2014 году по данным Федеральной Службы государственной статистики составил 11,35%, а в 2015 году инфляция составила 12,91%.

  2. Согласно расписания движения, средняя продолжительность рабочего дня водителя составляет 8 часов 36 минут. Однако, за счёт постоянных и вынужденных сверхурочных, рабочий день увеличивается до 10-12 часов, а время у водителей на решение своих бытовых вопросов уменьшается. В тоже время средняя заработная плата водителя трамвая составляет 35 тыс. рублей.

  3. Ухудшение условий труда, повышающее усталость водителей, негативно влияет на психологический климат, безопасность движения и создаёт предпосылки для лишения работников премий. Был озвучен целый комплекс проблем:

  • Закрытие пунктов отдыха и горячего питания на конечных станциях маршрутов, хотя оборудованные помещения под столовые имеются, но используются не по назначению. Повсеместно имеет место скрытая аренда. Денежные средства от сдачи в аренду помещений, предназначенных для отдыха и питания водителей, поступают в карман к руководителю предприятия.

  • Отсутствие туалетов на промежуточных пунктах движения, учитывая, что среднее время оборотного рейса более трёх часов.

  • Сокращение междусменного отдыха водителей с 12 до 9 часов. Уменьшение времени на приёмку транспортного средства до 5 минут. Недостаточная продолжительность подготовительно-заключительного времени (время, необходимое для подготовки трамвая к работе в начале смены) – по факту оно составляет около 1 часа, тогда как оплачивается только 15 минут.

  • 80% подвижного состава не оборудованы системой кондиционирования. При температуре на улице свыше +25оС воздух в кабине водителя разогревается до 60оС-80оС. Водителей обязывают в таких условиях работать в корпоративной форме. Синтетическая ткань, из которой сшита корпоративная одежда, в таких условиях приводит к перегреву организма и вызывает тепловой удар, в то время как в салоне трамвая находятся пассажиры.

  • Доплата за работу в условиях жары не производится. Администрация заявляет, что платит 4% к окладу за особые условия труда круглогодично, забывая, что вышеуказанная доплата производится за вредные производственные факторы, такие как вибрация, электромагнитные поля. Водители-перегонщики, основное время проводящие за управлением трамвая, этой доплаты не получают.

  • Грязный внешний вид подвижного состава, за который опять же штрафуется лишением премии водитель. Как выяснилась проблема здесь в том, что используемая для мытья вагонов вода – грязная. А причина этого в отсутствии фильтров, средства на которые были выделены, но не освоены.

  • Недостаток запчастей и инструмента вынуждает слесарей и водителей закупать всё необходимое за свой счёт. Так, например, в связи с отсутствием на складах предприятия ламп для фар, водитель вынужден покупать их на рынке, для того, чтобы его не лишили премии в случае, если лампочка в фаре перегорит.

  • Использование в работе старого и технически неисправного подвижного состава ведет к увеличению ДТП по причине износа.

  • Недостаток вагонов, оборудованных для стажировки, не позволяет подготовить начинающих водителей в соответствии с требованиями Закона о «Безопасности дорожного движения».

  1. Проблемы с оплатой расходов на прохождение медкомиссии. Компенсация затрат водителей осуществляется со значительной задержкой (до 1,5 месяцев) и удержанием из этой суммы 13 %. Задержки с оплатой больничных листов.

  2. Простой на линии, где водитель подвергается тем же самым неблагоприятным воздействиям и не имеет возможности избежать их, оплачивается в размере 75% от тарифа.

  3. Вход пассажиров только через переднюю дверь и продажа билетов водителями ведут к повышению аварийности и снижению безопасности движения. Помимо угрозы жизни пассажиров, это создаёт дополнительные предпосылки для депремирования водителей. К этому же кругу проблем следует отнести и незаметный для водителя сигнал нового бело-лунного (вместо Т-образного) светофора, а также слишком короткие (всего 10 секунд) периоды разрешающего сигнала светофора. Это ставит водителя в ситуацию, когда он вынужденно попадает либо на жалобы пассажиров (в случае если уже тронулся с места, но не успел проехать светофор и не открывает пассажирам дверь вне пределов остановки), либо – на нарушение правил проезда светофора, фиксируемое собственной службой безопасности движения.

Отдельно водители выразили обеспокоенность относительно объединения пяти трамвайных депо в одно управление. По аналогии с Октябрьским депо, работники считают, что это позволит руководству перемещать водителей на маршруты в разные концы города. Время на то, чтоб добраться до работы или с работы, входит в межсменный отдых, однако чтоб доехать из Медведково до улицы Академика Янгеля потребуется не менее двух часов, при отсутствии пробок, даже на общественном транспорте. Общественный транспорт начинает работать с четырёх часов утра, а вернувшись, накануне, домой в восемь часов вечера, водитель не имеет возможности отдохнуть.

В конечном итоге, г-ну Величко всё-таки удалось сорвать встречу. Объявив себя хозяином предприятия (дословно), он предложил желающим перейти в кабинет к руководству, чтобы послушать его ответы,. К сожалению, ему удалось расколоть коллектив – значительная часть рабочих, полагая, что в данном случае возможен конструктивный диалог, вместе с административной обслугой г-на Величко, удалилась в кабинет, где был подан чай и предложены ответы Алексея Михайловича на справедливые требования рабочих трамвайного депо. Председателя независимого профсоюза Ю.В. Дашкова и помощника депутата Мосгордумы А.Б. Ефимова, которых Алексей Михайлович объявил «неуважаемыми им людьми», на это мероприятие не пустили, пригрозив вызовом охраны. Впрочем, сделанная диктофонная запись позволяет обобщить все те меры, которые предложил заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс» рабочим:

  1. По случаям депремирования работникам следует обращаться в «родной» (для кого?) шмаковско-исаевский профсоюз, суд или к Алексею Михайловичу лично.

  2. По поводу индексации заработной платы рабочим следует подумать о том, что по всей стране идут сокращения и урезания заработной платы. И если им не нравится заработная плата на предприятии, то они смело могут пойти на улицу и поискать себе другую работу. При этом г-на Величко абсолютно не смутил приведённый водителями факт более высокой заработной платы водителя грузовика, перевозящего щебень, по сравнению с заработной платой водителя трамвая, отвечающего за человеческие жизни. Он, очевидно, считает такую ситуацию нормальной, и менять ничего не собирается.

  3. Переработка – это пожелание самих водителей. Если её убрать, то сами водители взбунтуются – ведь их лишат дополнительного заработка. Г-ну Величко, видимо, не приходит в голову, что своё свободное время водители вынуждены красть у своих семей для того, чтобы заработать. Противозаконные действия ГУП «Мосгортранс» очевидны, учитывая объемы денежных средств, сэкономленных на незаконном депремировании, лишении 13-ой зарплаты и отсутствии индексаций заработной платы на протяжении двух последних лет.

  4. Продажа билетов водителями – распространённое во всём мире явление. Г-на Величко не беспокоит, что такая практика в Москве ведёт к повышению аварийности. Не смущает его, видимо, и то, что у водителя отсутствуют детекторы проверки подлинности купюр. А стоимость фальшивой купюры водитель возмещает из собственного кармана. Главное в этом вопросе, по его мнению, вероятно, не отстать от общеевропейских принципов.

  5. По поводу нехватки запчастей, инструментов, завышений нормы пробега между ремонтами – пишите заявления и жалобы. Забыл только А.М. Величко, как в ГУП «Мосгортранс» с недовольными поступают, и к чему может привести неисправность подвижного состава. Непонятно, неужели заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс» не знает, что у него в хозяйстве творится?!

  6. По всем остальным вопросам работникам следует в рабочее время обращаться лично либо к начальнику ГУП «Мосгортранс» Е.Ф. Михайлову, либо к начальнику отдела электротранспорта ГУП «Мосгортранс» Э.В. Покровскому. Интересно вот только, сколько рабочего времени работники потратят на то, чтобы попасть на этот приём и кто его им оплатит (явно не г-н Величко).

Отдельно коснулся Алексей Михайлович темы насколько затрагивают, поставленные работниками ГУП «Мосгортранс» на «круглом столе» в Мосгордуме вопросы, всего коллектива организации. По его мнению, эти вопросы касаются только тех, кто их задал, и они не имели права выступать от имени всего коллектива. С юридической точки зрения, возможно, он и прав. Такие полномочия, в соответствии с действующим законодательством есть, как правило, у своих, карманных профсоюзов, которые объединяют более половины членов коллектива. Однако, с практической точки зрения, весьма сомнительно, что вопросы, связанные с уровнем заработной платы, условиями труда, безопасностью на производстве касаются только тех работников, которым удалось попасть на этот «круглый стол».

Всё вышесказанное лишний раз подчёркивает известный факт исторического противостояния труда и капитала. Тот, кто живёт трудом других всегда будет стараться урвать себе за счёт этого чужого труда кусок пожирнее. Наёмные работники, которые всерьёз полагают, что капиталист, хозяйчик, управляющий – тот, с кем можно договориться в ходе мирных переговоров о справедливой оплате труда, всегда будут оказываться с носом. Только последовательной и коллективной борьбой за общие (а значит – и за свои) трудовые права и интересы можно добиться серьёзного результата.

Чтобы внести раскол в рабочий коллектив, хозяйчики всегда будут подкармливать крошками со своего стола небольшую его часть – т.н. «рабочую аристократию» (как, например, руководство профкома профсоюза НФПР депо им. Баумана). Они всегда будут пытаться настроить рабочих против независимых профсоюзов, запугать профсоюзных активистов и т.п. Однако сила рабочих в таком противостоянии всегда будет в единстве, т.к. именно они являются производителями материальных благ, без которых капиталист и его обслуга – никто.

Ефимов Александр (Кировское местное отделение КПРФ)

Дашков Юрий (председатель профкома первичной профсоюзной организации Межрегионального Профсоюза Работников Общественного Транспорта филиала трамвайное депо им. Н.Э Баумана г. Москвы)

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *