Камиль Ахияров. Школа как очаг духовной культуры

Камиль Ахияров. Школа как очаг духовной культуры

Два с половиной года действует в стране Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый с подачи правительства «единороссовским» большинством Госдумы, которому, кстати, здорово подсобила в этом деле и фракция ЛДПР. И закон этот уже успел принести немало бед. Принимая его, депутаты от «партии власти» одновременно отклонили предложенный коммунистами альтернативный проект закона «О народном образовании», в котором были отражены многие пожелания профсоюзных, родительских, студенческих, ветеранских организаций, ректоров, профессоров, то есть всего образовательного сообщества, а также рядовых граждан.

НАЗОВЁМ лишь две ключевые идеи, которые, на наш взгляд, нужно реализовать, чтобы нейтрализовать действие пагубного закона. Первая. Действующий закон не отвечает на главный вопрос: чему учить наших детей? Мы требуем вернуть в школьные стандарты содержание образования и прямо указать набор обязательных предметов. Ведь вполне очевидно: нет содержания — нет стандарта.

Без этого единое образовательное пространство страны рассыпается как карточный домик. Например, при переезде в другой регион или в другую часть города ребёнок попадает в другую школу, где всё оказывается не так, как в прежней.

Вторая идея касается экзаменов. ЕГЭ сейчас критикуют даже его «отцы-основатели». Роcобрнадзор, правда, проводит некоторые положительные преобразования в этой области, но очень медленно. Вновь предлагаем дать выпускнику право выбора: сдавать экзамен традиционно либо в форме ЕГЭ.

Мы очень серьёзно беспокоимся за многонациональное российское село, за сельскую школу. Правительственный закон не остановил их ликвидацию. К примеру, к 25 тысячам закрытых ещё до его принятия сельских школ за последние три года прибавилось примерно 3 тысячи, на которые в российской глубинке повесили замок.

Разнообразие условий жизни и производственной деятельности в различных природно-климатических зонах на обширной территории России чрезвычайно велико. Поэтому в отдельных школах может возникнуть необходимость в самостоятельном конструировании своего учебного плана по какому-либо специфическому профилю, тем более что право и утверждение таких планов законом об образовании отнесено к прерогативам школ.

Школа в сельской местности, как правило, единственное образовательное учреждение по месту жительства, где юные граждане могут получить полное, основное или среднее дополнительное образование, приобщиться к источникам мировой, духовной культуры и науки. У таких школ большие социальные задачи: способствовать сохранению и укреплению семейно-общинных форм жизни и воспитанию детей и подростков, приобщать их к этнотрудовым традициям, чтобы растущий человек укоренялся в родной местности, чувствовал ответственность за неё, проявлял инициативу.

Всё без толку, пока с детства не выработаем земледельческое воззрение на мир, осознание высокого социального престижа труда земледельца, соединив это с историческим самосознанием человека.

В мире более одного миллиарда людей голодают. От обеспечения продовольственной безопасности сегодня прямо зависят и социальная стабильность в нашей стране, и обороноспособность.

Решить проблему формирования у детей ценностей сельского образа жизни нельзя только педагогическими средствами, без изменения экономических и социальных условий жизни в деревне. Совершенно очевидно, что преодолеть системный кризис на селе в кратчайшие сроки, несмотря на предпринимаемые правительством РФ и регионами меры, невозможно.

Наши требования: финансирование сельской школы должно производиться независимо от численности детей; её ликвидация или реорганизация возможны лишь в исключительных случаях и только с согласия сельского схода; должно быть в полном объёме восстановлено право сельского учителя на бесплатное жильё с бесплатным отоплением и освещением.

Нынешние выпускники деревенских школ, как правило, уезжают подальше от своего родного гнезда. Исследования говорят о том, что лишь 10 процентов наших выпускников согласны жить на селе, и то при условии подходящей работы, хорошей зарплаты и развитой инфраструктуры.

Среди фермеров, индивидуальных предпринимателей, способных обеспечить страну собственной продукцией, очень мало молодёжи. Почему?

Ответ легко найти. К величайшему сожалению, наши школьники не видят точек роста, чего-то нового, прогрессивного в сельском хозяйстве. Не видят того, что агропроизводство сегодня — это интереснейшая, захватывающая сфера деятельности.

Если раньше сельская школа, колхоз или совхоз были социальными партнёрами и вели совместную профориентационную работу, то теперь их пути-дорожки разошлись. Чего только не испытало российское село за последние десятилетия! Сначала «асфальтовые» академики вместе с чиновниками уничтожили многие «неперспективные» деревни, которым бы жить да жить. Когда же крестьянский люд собрали в большие сёла, началась «перестроечная» дурь. Упразднили совхозы, колхозы разорвали на паевые клочки. И остались сёла без ферм, ремонтных мастерских, токов и зернохранилищ, а народ — без работы. Поголовье российского стада по всем видам животных сократилось в разы, миллионы гектаров пахотной земли заросли бурьяном. Уменьшилась в сёлах и численность населения. Пожилым деваться некуда, а молодёжь рванула в город.

По словам директора Института экономики сельского хозяйства Ивана Ушачёва, примерно четверть населения страны приходится на сельские поселения, но проживают в них 36 процентов всех российских безработных. Только за 2014 год село покинули 138 тысяч молодых людей. Фермеры эту проблему не решили и не решат. Чиновники рассчитывали, что крестьяне-одиночки своими горбами и нервами будут создавать рабочие места, неустанно расширяя производство мяса, молока и зерна. Но горбы и нервы — ресурс невосполняемый. Они уже надорваны лживыми посулами о помощи государства, издевательской волокитой при выделении земли, сумасшедшими процентами по кредитам и прочими прелестями российской действительности.

Сегодня наше министерство образования и науки убрало из учебного плана старшеклассников часы трудового обучения, а слово «труд» применительно к учебному предмету стало чуть ли не ругательным и запретным. А ведь именно уроки трудового обучения, как никакие другие, способствуют применению на практике знаний, полученных на уроках физики, химии, биологии, географии, геометрии… Мы считаем позором для сельских школ закупать импортные картофель, помидоры, капусту и яблоки, а не растить овощи на своих участках хотя бы частично. В своё время ученическая производственная бригада не только полностью обеспечивала школьную столовую экологически чистой продукцией, но и безвозмездно отдавала её больницам, детским садам, дому престарелых, ветеранам войны и труда. Но кто же вспашет 40 миллионов гектаров земли — сельскохозяйственных угодий, заросших ныне бурьяном, в том числе поля ученических производственных бригад? Сегодня наша кормилица-земля без хозяина.

Если мы хотим сохранить сельскую школу и село, то нужно пересмотреть учебный план с целью введения (и не только на профильном уровне, сельская школа в этом ограничена) уроков трудового обучения и профессиональной подготовки в старших классах.

Сегодня необходимо определить в районе 2—3 крупных сельхозпредприятия, на базе которых школьники могли бы проходить практику по новейшим технологиям выращивания сельхозпродукции с использованием новейшей техники и технологии.

XXI век востребовал педагогику Василия Сухомлинского. «Он в педагогике видел далеко вперёд, потому что стоял на плечах корифеев педагогической мысли» — как верно заметил известный педагог, писатель-публицист Геннадий Волков.

В книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский указывал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь школьников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Многовато стало серьёзных проблем в высшем образовании. Правительство утвердило невиданную федеральную целевую программу развития образования, которую правильнее было бы назвать программой разгрома. Она предполагает в ближайшие 5 лет закрыть 40 процентов российских вузов и 80 процентов их филиалов. Часть студентов неизбежно окажутся на улице. И это в период кризиса! Мы знаем: в стране остались ещё вузы, лишь торгующие дипломами и которые, разумеется, нужно закрывать. Но система высшего образования должна быть сохранена. Если в СССР в 1930-е годы не открыли бы несколько сот вузов, мы бы не победили в Великой Отечественной войне.

Для того чтобы Россия смогла стать высокоразвитой страной в современном понимании, необходимы серьёзные инвестиции в образование и науку. Вот тогда можно было бы мечтать о четырёхкратном увеличении производительности труда и миллионы учёных не оказались бы за рубежом. Наконец-то вспашем 40 млн. гектаров заброшенных, заросших бурьяном сельскохозяйственных угодий… Продлим нашу жизнь не только до 72—75 лет, но и до 100 и более… Недопустимо откладывать решение сегодняшних актуальных задач.

Школа становится очагом духовной культуры лишь тогда, когда в нём царят пять культов: культ Родины, культ человека, культ книги, культ родного слова и культ общественно-полезного производительного труда.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *