«Чистейшей прелести чистейший образец»

«Чистейшей прелести чистейший образец»

18 октября на сайте газеты «Завтра» была размещена статья, посвящённая юбилею Жанны Болотовой. Публикуем её полностью.

Из тысяч фильмов, снятых в нашей стране, лишь несколько любит большинство зрителей. И только единицы кинолент — знаки эпохи. Актёры, в них играющие, становятся частью нас самих, как стихи и поэмы Пушкина, поэзия Есенина, как «Утро в сосновом бору», как «Три богатыря», как «Лебединое озеро». Это всё — часть твоей жизни, всё это принадлежит тебе уже потому, что ты родился в нашей прекрасной стране.

Жанна Болотова первой же своей ролью Гали Волынской в фильме «Дом, в котором я живу» стала частицей каждого из нас, войдя в сердце, запав в душу. Она всегда рядом. Всегда с тобой. Стоит только подумать о ней. Девочка-солдат, маленькая девочка, совершившая великий подвиг. Уйти добровольцем на фронт, чтобы великая страна одержала великую победу. В этом фильме предельно ясно сказано: страна жива тобой, победа зависит от тебя. Нет маленького человека, когда идёт «священная война». Победа будет за нами, если каждый, как эта девочка, готов отдать за родину жизнь. Это сказано Жанной Болотовой — это она так сумела сыграть. И какая горечь утраты у каждого зрителя, когда он слышит: «Нету Гали. Убили Галю». Какое ощущение несправедливости, что такая красота, чистота, юность, хрупкость уходит из мира. И мы все — сироты. Роль перекликается с судьбой семьи Жанны Болотовой: сестра мамы, Зинаиды Константиновны, Галя, погибла в блокадном Ленинграде. Нету Гали…

Это тот случай, когда наутро проснулся знаменитым. Иначе просто не могло быть. Фильм сделал любимыми всех снявшихся в нём актёров. Но особо любимой была, конечно, Жанна Болотова, самая юная из актёров и самая пронзительная, какой-то нездешней внешней и внутренней красотой освещающая мир. Зазнаться, заболеть звёздной болезнью — казалось бы, естественный ход событий. Но Болотова, взяв планку, её не опустила: в исполнении, в достоинстве. Скромность без самоуничижения. «Я такая же как все, простая, как миллионы наших женщин. Это не всем понятное счастье — быть как все. Быть частью народа». От кого из деятелей культуры услышишь такое? От Жанны Болотовой.

Счастье, да. Не отторгать народ и не быть им отторгнутым. Актрисой можешь ты не быть. А вот гражданином… Самые беспощадные жернова — идеологические. Перетирающие в пыль столпов, кумиров, казавшихся твердынями деятелей с громкими голосами и рубящими жестами. Сибирячка Жанна (она родилась в Новосибирской области) при кажущейся хрупкости — тверда, как алмаз. И чиста так же. Её не перетёрли, не сломали, не замутили. Она осталась верна своей Родине — Союзу Советских Социалистических Республик, самой прекрасной стране на планете.

За советскую родину воевал отец, память о котором свята. Герой Советского Союза Андрей Иванович Болотов. «1 октября 1943 года, несмотря на огонь противника, Болотов вместе со своей ротой форсировал Днепр на подручных средствах. Роте удалось создать плацдарм на западном берегу реки, что способствовало успешной переправе всего полка, отразить множество вражеских контратак и освободить село Глушец Лоевского района Гомельской области Белорусской ССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за «мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и в боях на плацдарме» старший лейтенант Андрей Болотов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 2748″.

Читаешь сухие строки представления к награде, и мурашки по спине — гордость! Это у тебя, чужого человека. А у дочери? И это — предать? А каково выслушивать ложь и наветы на ветеранов, на нашу победу!

«При обороне Москвы папу ранило так тяжело, что на праздновании Победы в этой деревне, Акулово, на обелиске он увидел свою фамилию. Второй раз, тоже очень тяжело, папу ранило при форсировании Днепра, в 43-м. Из 600 человек его подразделения после недели боёв осталось в живых 11. Они все получили Героя. Эти события будут определять мою жизнь. Так же я буду любить военные песни, которые любили мои родители. И здесь меня уже не исправишь, даже если за это будут сажать».

Дорогое, любимое — родина. И для неё, и для мужа, Николая Губенко, с которым вместе уже более 50 лет. И это «вместе» — всеобъемлюще: работа, идеалы, устремления — всё. «У меня лучший в мире муж», — признаёт Жанна.

«Наш союз — удача, везение, — говорит Губенко. — Удивительно совпала моя потребность в таком человеке, как Жанна. Она умна, хороший аналитик, много читает — значительно больше, чем я. Искренняя. Уравновешенна. Жанна полностью разделяет мои взгляды, воспринимает близко к сердцу всё, что происходит с друзьями и со страной.

Актёрская профессия требует определённого набора качеств и данных, прежде всего внутренних, затем — внешних. Жанна — идеально соответствует и тому, и другому. Жанна — деревенская девочка, из Сибири. По всей видимости, та любовь, которая окружала Жанну с детства, породила в ней любовь к людям. Жанна — человек сострадательный, всегда приходящий на помощь людям. Она любит так, как никто другой любить не может.

Каждый мужчина, любящий женщину, должен сделать всё, чтобы влюбить её в себя. Я ежедневно работал над тем, чтобы Жанна Болотова полюбила меня. Жанна — человек высочайшего духовного, нравственного содержания, и достичь её уровня было моей главной задачей в юношеские годы. Надеюсь, что мой талант убедил Жанну в том, что у меня, Коли Губенко, есть профессиональное будущее. Но это было в самом начале. А поскольку мы уже 50 лет вместе, то могу сказать, что наша любовь — настоящая, и этим всё объясняется. Мы любим друг друга все эти годы и будем любить до конца.

Счастье моей жизни — Жанна».

Красота Байкала, берега Енисея, Ленские столбы, неспешный Урал возле Оренбурга, который потрясает совершенно идеальным речным пейзажем, — всё это так естественно, даётся всякому из нас даром. Но сколько миллионов лет природа всё это создавала, какой отбор проходили все эти цветы, камни, звери и птицы, вся эта красота, чтобы дойти до нас. Уверена: человек создан для того, чтобы было, кому эту красоту оценить. Сколько крови наших предков пролито, чтобы это для нас сохранить, сколько забот, сколько работы проделано, чтобы всё это было с нами. И какие труды, борение с собой и обстоятельствами, с соблазнами и кавернами вложены в красоту создаваемого образа, в свою собственную неописуемую красоту. Редкая ненаглядность. Когда не можешь глаз оторвать. Гипнотизирует. И красота не холодная, явочная: вот я, любуйтесь. А вбирающая в себя и тебя делающая лучше.

Любимая ученица выдающихся кинематографистов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, которую они выделяли не только, наверное, из-за её многосторонности, начитанности, глубины, Жанна научилась читать в пять лет и с тех пор — требовательный и благодарный читатель. Но потому, что она могла возразить, не согласиться. Была этаким детектором и камертоном. Это и есть истинный демократизм: глубокое убеждение в том, что все имеют право сказать то, что думают, в приемлемой уважительной форме. Это и есть смелость и внутренняя свобода.

Двадцать восемь ролей в кино. И ни одного штампа, хода под копирку. Любая её роль — иная. Галя Волынская. И — Юля в «Судьбе резидента», пустая самоуверенная красотка, для которой шмотки — мерило всего, мещанка и тряпичница. И этот типаж актриса создала всем: вдруг опустевшими рыбьими глазами, голосом распоряжающейся буфетчицы, вертлявыми движениями.

Надежда Андреевна — «Из жизни отдыхающих»… Как передано зарождение влечения, волнение, ожидание. Общение без слов. Особость женщины, которая эту свою особость никак не выпячивает. Она — вместе со всеми. Но иная.

Жанна Болотова, делающая явлением любую свою роль у любого режиссёра, в фильмах Николая Губенко всё-таки особенно хороша. Эти роли писались специально для неё: Губенко знает, что и как может сыграть Жанна, и даёт возможность выражения такую, что кажется, будто Жанна Болотова и есть врач Варвара Дмитриевна («Из жизни отдыхающих»), учительница Алла Константиновна («Подранки»).

Журналист и врач, анархистка и инопланетянка, жена и подруга, мать и дочь, исторические персонажи и современники — во всех ролях Жанна Болотова убедительна, органична. Её работа была оценена: заслуженная артистка РСФСР (1974), народная артистка РСФСР (1985). Лауреат Государственной премии СССР (1977 — за фильм «Бегство мистера Мак-Кинли»). Премия за лучшую женскую роль в «Молчании доктора Ивенса» на МКФ в Триесте, 1974 год. Премия за лучшую женскую роль в фильме «24-25 не возвращается», МКФ в Варне, 1969.

Жанна делилась: «Приходили мы с Колей с собраний в Союзе (кинематографистов), все так горячо выступали там. Все такие активные граждане, коммунисты такие идейные. И мы говорим друг другу: а почему мы неактивные? Нам неудобно было. И вдруг времена меняются, и все эти рьяные коммунисты перекрасились. А мы едва ли не одни своим принципам не изменили. Мы от своего не отступим». Как хорошо, что такие люди есть! Даже просто знать — хорошо!

Символ. Олицетворение. Идеал. Мечта. Можно быть символом эпохи. Олицетворением гражданина. Идеалом женщины. Но чтобы это всё сочеталось в одном человеке! Чтобы и красота, и ум, и талант, и достоинство. Чтобы тонкость в подходах и отношениях и резкость, удар наотмашь в отношениях же — с врагами. Чтобы беззаветная верность и преданность человеку, родине. Чтобы идеалы юности — через всю жизнь. Чтобы бояться обидеть резким словом и без страха — на защиту отчизны. От врагов, наветов, лжесвидетельства. «Чистейшей прелести чистейший образец». Как точно именно о Жанне Болотовой!

Любовь, поклонение, восхищение. Окружали и окружают. Жанне Болотовой посвящали стихи, песни. Да и как не восхищаться талантом, как не уважать такое противление злу, алчности, пошлости?

«В стране, где главным идеалом становятся деньги, я никогда не буду счастлива».

«Мне нравилось в нашей стране то, что деньги в ней мало что значили. В нашей юности не принято было преувеличивать или подчёркивать своё благосостояние». Эти слова звучат во времена, когда деньги — главное действующее лицо, повелитель и кумир.

«Больше всего мне не нравится чувство ненависти и агрессивность, пропитавшие наше общество. Будь моя воля, я бы запретила агрессивность, месть, ненависть — всё, что может сделать больно кому-то. Уважение к человеку — единственное лекарство и спасение».

Но почему такая актриса не снимается сегодня? «Почему не играю в кино? Ответ очень прост. Я изменилась. Тех героинь, которых можно играть с моей нынешней внешностью, мне воплощать на экране неинтересно. Если бы дали роль, которая безумно понравилась, если бы это был надёжный режиссёр, согласилась бы… Я не могу смотреть то, что сейчас снимают. У нас с Колей другая школа…»

У Жанны Болотовой такая школа, что поучись в ней наша «элита», власти предержащие, да и все мы возьми пару уроков — жить бы всем нам стало лучше, жить бы стало веселей.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *