Вспоминая памятные даты освоения космоса. Часть 105.

Вспоминая памятные даты освоения космоса. Часть 105.

Что было до «Бурана»

Первые идеи и попытки создания в СССР космических аппаратов типа «космолет» предпринимались в 1960-1980 гг. неоднократно. Обычно, разработки не продвигались дальше проектов, однако некоторые из них были доведены до создания прототипов техники и начальных испытаний.

Впервые идея создания «космолета» была озвучена Министерством обороны в 1958 г., как один из пунктов развития советской военной авиации. Предполагалась разработка аппарата, способного функционировать на большой высоте, вплоть до низкой околоземной орбиты.

Уже к концу 1950-х гг. были представлены два проекта. Первый представило ОКБ-23 во главе с В.М.Мясищевым, а второе – ОКБ-256 во главе с П.В.Цыбиным. Проект В.М.Мясищева предполагал создание сверхзвукового тяжелого бомбардировщика, проект П.В.Цыбина – сверхзвукового самолета-разведчика. В 1960 г. оба проекта были закрыты, все ресурсы и силы были тогда брошены на осуществление первого пилотируемого полета в космос человека.

В 1960 г. идею создания «ракетоплана» озвучил главный конструктор ОКБ-52 В.Н.Челомей. Аппарат должен был вести наблюдение за орбитальными спутниками потенциального противника и при необходимости уничтожать их. Коллектив В.Н.Челомея успел спроектировать две модели и отработать на них технологию посадки в атмосфере. Однако после смещения Н.С.Хрущева и прихода к власти Л.И.Брежнева, проект был остановлен — у В.Н.Челомея работал сын бывшего первого секретаря Сергей Никитич. Предприятие попало в немилость, у В.Н.Челомея были отобраны многие перспективные разработки, в том числе «ракетоплан».

Однако интерес руководства страны к данной теме уже был подогрет – в США начались работы над ракетопланом «Дайнасор» и гиперзвуковым самолетом «Х-15», способным успешно достигать «границы космоса» — высоту в 100 км. В 1965 г. заказ на создание авиационно-космической системы (АКС) в СССР был передан ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности (МАП). Генеральным конструктором предприятия был А.И.Микоян, а главным конструктором в новом проекте был назначен Г.Е.Лозино-Лозинский. Ему было поручено создать многоразовую АКС, названную «Спираль». Аппарат должен был состоять из двух частей – разгонного самолета и гиперзвукового орбитального самолета.

Разгонный самолет взлетал горизонтально с аэродрома, и поднимал орбитальный самолет в качестве полезной нагрузки. Также прорабатывался вариант выведения аппарата с помощью ракеты-носителя «Союз». Орбитальный самолет должен был управляться одним пилотом, и использоваться в качестве разведчика, перехватчика вражеских космических аппаратов и ударного самолета, оснащенного одной ракетой «орбита-земля». Ресурс орбитального самолета рассчитывался на 2-3 витка вокруг Земли на высоте от 100 до 600 км. После выполнения задачи, орбитальный самолет приземлялся по планирующей траектории с аэродинамическим маневром.

Работы по «Спирали» продолжались до испытаний полноразмерных макетов. Их запускали в космос с полигона «Капустин Яр» по суборбитальной траектории, для последующей отработки посадки. В 1969 г. испытания «Спирали» были приостановлены, и затем возобновились с испытаний пилотируемых взлета и посадки на аэродром. Летчиками-испытателями стали Игорь Волк, Валерий Меницкий, Василий Урядов, Александр Федотов и Авиард Фастовец. В ходе дальнейших испытаний летчики-испытатели успешно сажали «Спираль» как самолет после сброса с борта тяжелого бомбардировщика «Ту-95». Проходили также испытания в аэродинамической трубе.

К середине 1970-х гг. расходы на «Спираль» составили 75 млн рублей, что было в десять раз меньше затрат американцев на аналогичный аппарат «Дайнасор». Однако вскоре министр обороны А.А.Гречко отказался от дальнейших работ по «Спирали». Одновременно была окончательно советская «лунная программа». В 1978 г. программа «Спирали» была окончательно свернута.

Как создавался «Буран»

Началом истории «Бурана» можно считать 5 января 1972 г. В этот день президент США Р.Никсон утвердил программу многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Спейс Шаттл», как следующий этап после завершения лунной программы «Аполлон».

Советские специалисты немедленно обратили внимание на идею американских коллег. Уже в марте 1972 г. в Совете министров СССР прошли совещания по вопросу создания МТКС в Советском Союзе. В совещаниях приняли участие представители ведущих конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, а также конструкторы В.П.Мишин, В.Н.Челомей и В.П.Глушко. В ходе совещаний были сделаны выводы о том, что экономическая эффективность МТКС по выводу в космос полезных грузов будет дешевле запусков одноразовых ракет-носителей. Оценив первые данные разведки, также было признано, что перед советской космонавтикой не стоит острой задачи по возвращению космических аппаратов на Землю, а американские «шаттлы» не представляют существенной угрозы безопасности страны. Однако в будущем «шаттлы» могут быть доработаны для военных задач.

В связи с этим, советским ученым было поручено проработать все аспекты создания МТКС и возможные пути создания аналогичной системы в СССР, или системы, превосходящей «шаттл». 27 декабря 1973 г. вышло первое правительственное постановление по созданию МТКС в Советском Союзе. Оно предписывало обобщить весь имеющийся отечественный и зарубежный опыт в создании МТКС.

В 1974 г. было создано НПО «Энергия», на базе бывших ОКБ-1 и ЦКБЭМ. Предприятие возглавил В.П.Глушко. Он немедленно закрыл программу сверхтяжелой лунной ракеты-носителя «Н-1», совершившей всего четыре неудачных старта. 13 августа 1974 г., в разговоре с секретарем ЦК КПСС Д.Ф.Устиновым, В.П.Глушко представил ему программу разработки серии ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого класса. Их предполагалось использовать для вывода в космос орбитальных станций и тяжелых спутников, а также для дальнейших полетов на Луну и создания на ней постоянной станции, и в перспективе – полетов к Марсу. В.П.Глушко представил три ракеты-носителя, способных выводить в космос 30 тонн, 100 тонн и 250 тонн полезного груза соответственно.

Однако Д.Ф.Устинов настоял на создании в НПО «Энергия» направления по созданию МТКС, которое возглавил И.Н.Садовский. В.П.Глушко всемерно препятствовал оформлению этого направления в ведущее, опасаясь, что это затормозит работы по существующим орбитальным станциям, а также по созданию сверхтяжелых ракет и возобновлению лунной программы.

Пытаясь сохранить проект своих сверхтяжелых ракет, В.П.Глушко предложил использовать их в создании МТКС. В это время уже велись жаркие споры о конфигурации и облике будущей МТКС. Некоторые ученые предложили скопировать облик с «шаттла», другие, к которым примыкал и В.П.Глушко, настаивали на создании унифицированной системы МТКС с перспективными сверхтяжелыми ракетами. Эту борьбу В.П.Глушко проиграл – размещение будущего корабля было решено сделать по аналогии с «шаттлом». При этом В.П.Глушко добился использования своих сверхтяжелых ракет в качестве носителя МТКС – в этом споре сыграла слабая готовность советской промышленности к разработке и строительству твердотопливных ракетных ускорителей, которыми оснащался «шаттл». Носителем для МТКС в итоге была выбрана сверхтяжелая ракета-носитель В.П.Глушко, состоявшая из центральной ступени с кислородно-водородными двигателями, и четырьмя боковыми ракетными ступенями с кислородно-керосиновыми двигателями.

Одновременно был утвержден облик будущего многоразового орбитального корабля. Был выбран вариант бокового размещения на ракете-носителе, по аналогии с «шаттлом», то есть космоплана.

Тогда же были окончательно оформлены юридические стороны программы. Заказчиком МТКС выступило Министерство обороны, головным разработчиком МТКС – НПО «Энергия». В составе Министерства авиационной промышленности также было организовано НПО «Молния» во главе с Г.Е.Лозино-Лозинским. Ему было поручено создание орбитального корабля, с полным циклом исследований и испытаний. Строительство корабля было поручено Тушинскому машиностроительному заводу. МАПу было также поручено строительство взлетно-посадочной полосы на космодроме Байконур.

11 июня 1976 г. была окончательно утверждена схема орбитального корабля-космоплана со свободнонесущим низкорасположенным крылом двойной стреловидности и двумя воздушно-реактивными двигателями (ВРД), с целью глубокого маневрирования с горизонтальной посадкой.

7 ноября 1976 г. Д.Ф.Устинов утвердил основные требования Министерства обороны к МТКС – противодействие действиям вероятного противника по использованию космического пространства в военных целях; решение задач в интересах обороны и народного хозяйства; проведение военно-прикладных экспериментов; выведение и обслуживание космических аппаратов; выведение пилотируемых экспедиций на орбитальные станции; возвращение на Землю космических аппаратов и космонавтов. 12 декабря 1976 г. В.П.Глушко утвердил эскизный проект, а в марте 1978 г. был готов технический проект и началась разработка рабочей документации.

Конструкция многоразового космического корабля «Буран» 

Многоразовый орбитальный корабль «Буран» был совершенно новым летательным аппаратом в истории отечественной авиации и космонавтики. В его создании был обобщен весь накопленный опыт в создании авиационной и ракетно-космической технике. По своей конструкции и характеристикам, сложности компоновки и количеству различных систем, «Буран» многократно превосходил все ранее созданные в СССР космические корабли. В состав корабля входило 600 единиц бортовой аппаратуры, сгруппированных в 50 бортовых систем, объединенных в единый бортовой комплекс. В корабле было 1500 трубопроводов, более 2500 жгутов кабельной сети на 15000 электрических соединителей.

Внешне «Буран» напоминал самолет схемы «бесхвостка», оснащен килем и крылом переменной стреловидности. Начальная масса «Бурана» после выведения в космос составляла 105 тонн, при этом он мог доставить на орбиту до 30 тонн полезного груза. Обратно на Землю «Буран» мог вернуть до 20 тонн груза при посадочной массе 82 тонны. Грузы размещались в большом отсеке полезного груза, диаметром 4,7 м, длиной 18,3 м и общим объемом 350 кубических метров.

Общая длина «Бурана» составляла 36,4 м, высота на стоянке – 16,5 м, размах крыла – 24 м, максимальный диаметр – 5,6 м. Корабль был способен принять экипаж из 2-4 космонавтов, существовал ресурс для 10 космонавтов на борту. Максимальная длительность автономного полета составляла 30 суток.

Корпус «Бурана» был покрыт специальными термозащитными плитками, защищавшими корабль от сильного нагрева при посадке и – температуры на поверхности «Бурана» при спуске и торможении колебались от 700 до 1600 градусов Цельсия. Плитки были изготовлены из окиси кремния, углеродных материалов и органических волокон. Всего снаружи «Бурана» было установлено 38600 плиток, общим весом 9 тонн в составе всей конструкции корабля.

Запасы топлива на «Буране» составлял 7,5 тонн, двигатели работали на жидком кислороде и синтетическом керосине – синтине. «Буран» был оснащен объединённой двигательной установкой (ОДУ), с помощью которой выполнял динамические операции на орбите и осуществлял посадку. В состав ОДУ входили 48 двигателей

Управление «Бураном» автоматически осуществляли четыре бортовых компьютера, обеспечивавшие навигацию и управлявшие всеми бортовыми системами. Система автоматического управления «Бурана» до сих пор остается непревзойденной, в частности на «шаттлах» аналогичная система так и не была создана, космонавты, как и на корабле «Союз», могли принимать на себя ручное управление только при серьезных отказах автоматики.

Электроснабжение на «Буране» впервые в отечественной практике было построено на использовании кислородно-водородных электрохимических генераторов.

Корпус корабля был выполнен негерметичным и условно делился на носовую часть, среднюю часть с ОПГ и хвостовую часть фюзеляжа. Конструкция «Бурана» была выполнена из высокопрочной стали, алюминиевых и титановых сплавов, были использованы композиционные материалы. Носовая часть корабля была выполнена в виде «термоса», состоявшего из внешней оболочки и внутренней герметичной кабины экипажа. Кабина делилась на три отсека: верхний для командира и пилота с иллюминаторами, средний для размещения остальных членов экипажа, и нижний для размещения агрегатов системы жизнеобеспечения. Входной люк находился на левом борту, сзади кабина имела шлюзовой ход в ОПГ. В ОПГ могли устанавливаться стыковочные модули для стыковок с орбитальной станцией. Конструкторы предусматривали также установку в ОПГ специальных научных малых модулей, по аналогии с американскими лабораториями «Спейсхэб» и «Спейслэб».

В хвостовом отсеке находились блоки ОДУ, агрегаты гидросистемы, приборный контейнер и остронаправленная антенна.

«Буран» крепился к ракете-носителю с помощью трех узлов, обеспечивающих синхронную расстыковку корабля и с ракетой. Ниши в местах крепления после расстыковки закрывались специальными люками. «Буран» мог маневрировать и совершать высокоточную посадку на обычный аэродром.

Ресурс «Бурана» рассчитывался на сто полетов. Всего предполагалось построить пять кораблей.

Атмосферные испытания

 Стремясь превзойти «шаттл», заказчики «Бурана» поставили перед разработчиками жесткие требования по посадке корабля. «Буран» должен был автоматически садиться на аэродром в любую погоду. «Шаттл» такую посадку выполнить не мог.

После долгих исследований была определена схема посадки. Выполнив тормозной импульс для схода с орбиты, на расстоянии до 15000 км от места посадки, «Буран» выполнял ориентацию для входа в атмосферу под углом атаки в 39 градусов. После прохождения через плотные слои атмосферы и восстановления связи, на высоте 40-20 км в управление посадкой могли включаться наземные службы. Заход на посадку производился до высоты 500 м, выравнивание проходило на высоте 500-200 м, затем на высоте 25 м.

Посадочная полоса для «Бурана» была построена на Байконуре. Длина полосы составляет 4,5 км, ширина 84 м. Покрытие полосы было изготовлено из сверхпрочного бетона. Рядом с полосой был построен объединенный командно-диспетчерский пункт.

Для выполнения испытательных полетов в атмосфере были сформированы две группы летчиков-испытателей. Первая группа была образована на базе летного отряда Летно-исследовательского института (ЛИИ) при МАП, в неё вошли Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин и Николай Садовников. Вторая группа была создана на базе ГКНИИ ВВС им. В.П.Чкалова, в неё вошли Иван Бачурин, Алексей Бородай, Владимир Мосолов, Наиль Саттаров, Анатолий Соковых и Виктор Чиркин. Все летчики-испытатели прошли курс общекосмической подготовки в НИИ ЦПК ВВС им. Ю.А.Гагарина и в будущем предполагались в первые экипажи пилотируемых полетов «Бурана».

Испытания проводились в три этапа. Сначала были изготовлены самолеты-лаборатории на базе истребителя «МиГ-25» и самолета «Ту-134». На них отрабатывались технологии полета по заданным траекториям и сопровождения автономно летящего объекта. На следующем этапе полеты выполнялись на «Ту-154», на которых устанавливали часть оборудования «Бурана». В ходе этих полетов проверялось взаимодействие наземных служб и пилотируемого корабля. На заключительном этапе приступили к отработке автоматической посадки.

Сначала был использован доработанный «Ту-154», на который установили полный комплект посадочных систем «Бурана». Испытания с использованием «Ту-154» завершились успешно, но для полной уверенности в окончательном успехе, конструкторы вновь обратились к опыту американского «шаттла». Американцы строили экземпляры будущих кораблей и испытывали их характеристики в условиях посадки, сбрасывая с самолетов «Боинг-747». По этому же пути частично пошли советские конструкторы. Не дожидаясь, когда будет спроектирован самолет-носитель, они построили самолет-аналог «Бурана», внешне полностью похожий на орбитальный корабль. Самолет-аналог оснащался авиационными двигателями и мог взлетать как самолет. В результате было проведено гораздо больше испытаний «Бурана» в различных режимах, чем проводили американцы. А позднее для «Бурана» был построен уникальный самолет-носитель, до сих не имеющий аналогов в мире – «Ан-225» или «Мрия».

Но прежде, до постройки самолета-аналога, был построен деревянный макет. Он использовался для статических испытаний и получил название «изделие 001». Позднее макет предполагалось поместить в гидролабораторию для отработок действий космонавтов при выходе в открытый космос с борта «Бурана». Сегодня этот макет находится в парковом комплексе на ВДНХ в Москве.

Первым экземпляром самолета-аналога «Бурана» стал «БТС-02» (большой транспортный самолет). Он мог самостоятельно взлетать и садиться, имитируя посадку «Бурана» после возвращения из космоса. Для этого на «БТС-02» был установлен полный комплект штатного бортового оборудования «Бурана», горизонтальный взлет обеспечивали четыре реактивных двигателя.

Первую рулежку в ЛИИ на «БТС-02» выполнили 29 декабря 1984 г. летчики-испытатели Игорь Волк (командир) и Римантас Станкявичюс (пилот). После выявленных замечаний и проведенных доработок, почти через год, 11 декабря 1985 г. Волк и Станкявичюс впервые подняли «БТС-02» в воздух. Постепенно усложняя программу испытаний, разработчики осуществили в четвертом полете полностью автоматическую посадку. В течение 1986-1987 гг. были последовательно отработаны методики посадок самолета-аналога, и 16 февраля 1987 г. была выполнена полностью автоматическая посадка с высоты 4 км, когда экипаж только следил за работой автоматики. После этого было осуществлено еще пятнадцать полетов, когда летчики менялись местами и нарабатывали опыт управления, готовясь в будущем возвращать «Буран» из космоса. «БТС-02» завершил испытания 29 декабря 1987 г. Всего было выполнено двадцать четыре испытательных полета. При этом наземные службы ни разу не взяли управление на себя. Дальнейшие испытательные полеты проводились для проверки готовности посадочной полосы на космодроме Байконур. Для «Бурана» также были подготовлены запасные посадочные аэродромы в Крыму (Симферополь) и на Дальнем Востоке (Уссурийск).

Подготовка ракеты-носителя «Энергия»

 Одновременно с подготовкой орбитального корабля шло создание сверхтяжелой ракеты-носителя. Она получила название «Энергия». Она стала первой и единственной на сегодня отечественной ракетой-носителем, оснащенной двигателями на водородном топливе, и соответственно самой мощной из отечественных ракет. Двухступенчатая «Энергия» была выполнена по пакетной схеме с параллельным расположением четырех кислородно-керосиновых ракет первой ступени и центральной ракетой второй ступени на кислородно-водородных двигателях. Полезный груз крепился к ракете сбоку, между блоками первой ступени. Будучи полноценной ракетой-носителем, «Энергия» была способна выводить в космос не только «Буран», но и любой крупногабаритный полезный груз.

Высота «Энергии» в вертикальном положении на стартовой позиции составляла 58 м, максимальная ширина в поперечнике 17 м. Перед запуском ракета собиралась в монтажно-испытательном корпусе, где к ней также присоединялся полезный груз. После этого специальный транспортный агрегат на железнодорожной платформе транспортировал ракету с грузом на стартовую позицию.

Стартовая масса «Энергии» достигала 2400 тонн. Блоки первой ступени были оснащены четырехкамерными двигателями «РД-170», центральный блок второй ступени был оснащен четырьмя однокамерными двигателями «РД-0120».

Двигатели запускались на старте одновременно. На 140-й секунде полета четыре боковых блока первой ступени отделялись от центрального блока с орбитальным кораблем, и по замыслу конструкторов также должны были стать многоразовыми, осуществляя мягкую посадку на парашютах. Однако в состоявшихся полетах «Энергии» боковые блоки парашютами не оснащались.

На 480-й секунде полета, достигнув высоты 115 км, отделялась вторая ступень, дальнейшее выведение «Буран» выполнял собственными двигателями.

Характеристики «Энергии» позволяли ей вывести на траекторию полета к Луне 32 тонны груза, к Марсу и Венере – 28 тонн.

При подготовке «Энергии» к запускам было проведено около 6,5 тысяч различных испытаний и построено пять полноразмерных изделий. На базе «Энергии» планировалось создать сверхтяжелую ракету «Вулкан» с грузоподъемностью 200 тонн, и тяжелую ракету «Энергия-М» с грузоподъемностью 30 тонн.

Перед историческим полетом «Бурана», «Энергия» успела совершить один полностью успешный полет. 15 мая 1987 г. она должна была вывести на орбиту тяжелый военный спутник «Скиф-ДМ» (в печати был назван «Полюс»). Ракета успешно отработала программу полета, но спутник из-за собственных неполадок упал в Тихий океан.

Исторический полет «Бурана»

В декабре 1985 г. «Буран» был доставлен на Байконур, где проходил дооснащение и автономные испытания. На май 1988 г. была запланирована его стыковка с ракетой «Энергия».

До 15 мая продолжались испытания корабля и ракеты. 19 мая состоялся вывоз многоразовой системы «Энергия-Буран» на стартовый комплекс для совместных испытаний всех систем. Во время испытаний из-за выявленных неполадок, 19 июня комплекс был снят со старта. Существует легенда, что причиной «неполадки» стал некий солдат-срочник, нацарапавший бляхой своего ремня надпись на одной из плиток термозащиты.

10 сентября «Энергия-Буран» были вновь вывезены на старт. Запуск был намечен на 29 октября. Задачей полета были определены дальнейшая отработка ракеты-носителя и испытания орбитального корабля в реальном космическом полете. Рассматривались также два варианта длительности полета – трое суток или два витка в течение двух часов. В трехсуточном полете планировалось не только осуществить полет на орбите, но и выполнить открытие и закрытие створок отсека полезного груза. Но створки были признаны неготовыми к открытию в космосе. Поэтому в отсеке разместили дополнительное телеметрическое оборудование.

В итоге было решено остановиться на двухвитковом полете, и выполнить главную задачу – испытать всю многоразовую систему и выполнить полностью автоматическую посадку. В кабине пилотов установили телекамеру, смотревшую в передние иллюминаторы.

29 октября всего за минуту до старта, запуск был отменен из-за сбоя в работе стартового комплекса. Новая дата была назначена на ноябрь.

В день старта, назначенного 15 ноября 1988 г. запуск снова оказался под угрозой – пришло «штормовое предупреждение». На космодром надвигался циклон с проливным дождем и сильным ветром. «Шаттлы» в таких условиях стартовать не могли, но советские конструкторы приняли решение рискнуть…

15 ноября 1988 г. в 06:00 по московскому времени, состоялся старт ракеты-носителя «Энергия» с многоразовым космическим кораблем «Буран». Двигатели всех ступеней ракеты отработали без замечаний, и на 482-й секунде полета «Буран» вышел на околоземную орбиту высотой 154 км в апогее.

Через 3,5 минуты, летя в положении «килем кверху», «Буран» выдал первый импульс своими двигателями, сформировав орбиту с параметрами 263-251 км. Затем корабль летел, повернувшись левым крылом к Земле. В полете было проведено четыре сеанса связи. На втором витке «Буран» начал готовиться к посадке. В 07:31 бортовой компьютер выполнил перезагрузку и сориентировал «Буран» кормой вперед и вверх. В 08:20 над Тихим океаном включился на 128 секунд маршевый двигатель. Вход «Бурана» в атмосферу произошел над Атлантическим океаном. В 08:53 на высоте 90 км вокруг корабля образовалось облако плазмы и на 18 минут прекратилась радиосвязь.  На высоте 50 км «Буран» вышел на связь со станциями слежения. В 09:19 «Буран» вошел в прицельную зону на высоте 20 км. При этом автоматика превзошла все ожидания инженеров – она направила «Буран» на посадку не с юго-востока к посадочной полосе, а с противоположной, что не требовало длительного присутствия вблизи корабля самолета сопровождения. На высоте 7 км к «Бурану» подлетел самолет «МиГ-29» с пилотом Магомедом Толбоевым. Он снял на кинокамеру заключительные минуты полета «Бурана».

В 09:24, точно в расчетное время, «Буран» успешно приземлился на космодроме Байконур. Несмотря на сильный встречный ветер и высокую облачность, касание и торможение на посадочной полосе прошли полностью штатно. Через 10 минут после полной остановки все системы «Бурана» начали самостоятельно отключаться. Прибывшие специалисты также высоко оценили уровень термозащиты корабля – несколько десятков плиток обгорели, а потеряно было всего десять.

Несбывшиеся мечты

 После триумфального полета «Бурана» будущее советской космонавтики выглядело блестящим. Советский корабль полностью превзошел «шаттл», многие рекорды «Бурана» американцы так и не смогли повторить. После трагической гибели шаттла «Челленджер» американская пилотируемая программа была приостановлена, и успех «Бурана» мог предопределить безраздельное господство СССР в пилотируемой космонавтике на ближайшие десятилетия. На период до 1993 г. было запланировано еще три беспилотных полета «Бурана» с более длительными испытаниями в условиях автономного полета, а затем и стыковки с орбитальной станцией «Мир». К 1994 г. планировалось начать на «Буране» пилотируемые полеты с двумя космонавтами и построить еще четыре корабля. Все это были планы, оказавшиеся далекими мечтами…

Уже в мае 1989 г. Совет обороны СССР во главе с М.С.Горбачевым констатировал, что в условиях международной разрядки и окончания «холодной войны», перспективы «Бурана» остаются неясными. Сначала было сокращено количество экземпляров кораблей и уменьшено количество испытательных пусков. Затем началось урезание программ испытаний. В итоге на 1991 г. был назначен второй беспилотный полет «Бурана» с последующей стыковкой со станцией «Мир» и проведением работ на его борту космонавтами. Затем «Буран» должен был отстыковаться от «Мира» и в автономном полете еще раз состыковаться с кораблем «Союз ТМ», экипаж которого также должен провести на его борту эксперименты. После этого «Буран» вновь должен был приземлиться в автоматическом режиме. Третий возможный пуск уже планировался пилотируемым.

Однако разрушительные процессы внутри страны уже захлестнули программу «Энергия-Буран». Дилентанты и политиканы обрушили на программу шквал критики. В 1989 г. от «Бурана» отказались заказчики – Министерство обороны. Это фактически поставило на величайшем достижении советской космонавтики бетонный крест. Вскоре развалился и Советский Союз, было упразднено последнее ведомство, отвечавшее за работы над программой – Министерство общего машиностроения. В 1992 г. Российское авиакосмическое агентство приняло решение об окончательном закрытии программы «Энергия-Буран» и утилизации материальных остатков. Единственный летавший «Буран» перешел в собственность Казахстана. 12 мая 2002 г. в истории «советского шаттла» была поставлена трагическая и символическая точка – обрушилась крыша монтажно-испытательного корпуса, в котором он хранился. Под обломками конструкций легенды советской космонавтики похоронили труд коллективов 1206 предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств СССР и 18 лет упорной и героической работы почти миллиона человек – ученых, инженеров, конструкторов и испытателей. Трагедия «Бурана» стала символом трагедии великой страны, хотя изначально задумывался как символ триумфа…

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *