287,8 млн рублей. Именно столько московский метрополитен “простил” своим подрядчикам, а позже компенсирует за счет москвичей. В июне 2015 московский метрополитен заключил контракты на ремонт станций столичной подземки за 3,9 млрд рублей. Сдать все работы должны были еще 3 сентября. Но срок сдачи работ постоянно откладывается, причиняя неудобства москвичам, пользующихся подземкой. При том, что в контрактах установлены штрафы за просрочку выполнения работ, руководство метро не предъявляет претензии к своим подрядчикам. В итоге бюджет метро не досчитался 287,8 млн рублей невзысканной неустойки. Действительно, зачем напрягать своих подрядчиков, побуждая выдерживать сроки, если можно повысить плату за проезд для москвичей и расслабиться?
Расскажу все по порядку.
В мае этого года были объявлены 6 аукционов на ремонт вестибюлей станций московского метро. Общая стоимость контрактов — 3,9 млрд рублей.
Ремонт должен идти на следующих станциях:
Станция метро, на которых должен был пройти ремонт
Об этих торгах я много писала. Потому что это один из вопиющих случаев коррупции. Чтобы на аукционы не пришли случайные компании, конкуренция в них была жестко ограничена, фильтр могли пройти только “свои”.
Жулики из метрополитена делали это, во-первых, через завышенные и слишком жесткие требования к компаниям-участникам. Уже после проведения аукционов антимонопольная служба признала, что требования к участникам были “заточенные” и вели к неправомерному ограничению конкуренции.
Во-вторых, чтобы компании-претенденты не имели полного понимания, что им нужно будет делать после заключения контракта, в составе документации отсутствовала проектно-сметная документация для ведения строительных работ. Это серьезное нарушение, потому что именно в этом документе подробно объясняется, что и как нужно будет делать строителям.
Получается, что независимые и не имеющие инсайдов компании попросту не могли принять участие в аукционе и предложить свою цену выполнения работ. Об этом нарушении подробнее писала ранее.
Я даже ходила в антимонопольную службу и пыталась отбить это нарушение через формальную процедуру, но ФАС России игнорируя свою же собственную практику мне отказало.
В-третьих, чтобы совсем уж наверняка не осталось несогласованных претендентов, жулики из метрополитена установили заранее нереальный срок выполнения работ — не позднее 100 дней с момента подписания контракта.
То есть по каждому контракту строительство на сотни миллионов рублей должны были провести всего за 3 месяца. То, что срок был нереальный, в последствии подтвердилось на практике.
В итоге все 6 контрактов были получены без реальной конкуренции малоизвестными компаниями, работавшие раньше на подрядах РЖД. Заявки других компаний отклонялись как раз из-за тех дискриминационных условий, позже признанных ФАС России незаконными:
Причина отказа в допуске на аукцион компании-претенденту, из официального протокола
Но коррупция и ограничение конкуренции, про которые я так много пишу, это лишь вершина айсберга. Контракт, заключенный со своей компанией, без конкуренции, приводит к плохому качеству выполненых работ или к тому, что такие работы вообще не делаются.
Так и получилось. Сроки окончания работ по всем шести контрактам истекли еще 3 сентября. Но к этой дате ни одни контракт так и не был полностью исполнен.
При том, что за просрочку исполнения контракта, установлена пеня в размере 0,1 % за каждый день просрочки, московский метрополитен не предъявил требования об уплате неустойки к компаниям-нарушителям.
Пункт контракта
Более того! Спустя полтора месяца после наступления сроков сдачи всех работ, метрополитен заключил дополнительные соглашения (15 и 23 октября) о продлении сроков выполнения работ по всем 6 контрактам.
Получается, руководство метрополитена закрыло глаза на просрочку выполнения работ и простило долг в размере 169 888 284,64 рублей своим подрядчикам! Сами сроки работ при этом были продлены по всем контрактам до 21 ноября 2015 года.
Само продление сроков выполнения работ — не вполне порядочная штука. По закону о закупках госорганов продлять сроки по госконтрактам строго запрещено, но метрополитен проводил закупки по другому закону, где такого запрета нет. Почему такую штуку запрещают проводить госорганам? Все просто — сроки являются существенным условием аукциона, на котором разыгрывается госконтракт. От них часто зависит, будет ли компания участвовать в аукционе или нет.
Получается, жулики вынудили другие компании сняться с аукциона через нереальные сроки выполнения работ, а пришедшим подрядчикам все нарушения простили.
Но дальше — больше. Строители не только не уложились в первоначальный 100-дневный срок выполнения работ, но и нарушили сроки работ по дополнительному соглашению. Последняя дата выполнения работ по доп. соглашениям, заключенным по всем контрактам, — 21 ноября 2015 года.
Прошло более месяца и сегодня, 23 декабря, ни один контракт окончательно так и не исполнен.
Я попросила своих читателей в твиттере ответить, ведутся ли работы в настоящее время. В ответ получила шквал сообщений, подтверждающих до сих пор ведущийся ремонт по всем шести контрактам.
Когда ремонт будет завершен и будет ли завершен вообще — неизвестно. Но на настоящий момент общая сумма прощенной метрополитеном неустойки составляет 287 869 516 рублей.
Полная таблица по всем контрактам с расчетом суммы неустойки
И как вишенка на торте: в декабре этого года к вышеназванным договорам были подписаны дополнительные соглашения, которые дают право заказчику выплатить аванс подрядчикам в размере 20% от цены договора. Ну что сказать, щедрО!
И еще немного о конфликте интересов.
Критерии, которые были установлены в документации аукционов, позволяли пройти только тем компаниям, кто уже получал заказы у метро или (внимание!) РЖД.
Действующий руководитель метрополитена — Дмитрий Пегов — сам выходец из структур РЖД.
Метрополитен как ГУП города Москвы непосредственно подчиняется Департаменту транспорта города Москвы, который возглавляет Максим Ликсутов, также выходец из структур РЖД.
В общем, все в семью…
Если метрополитен не хочет наказывать подрядчиков и применять штрафные санкции, то это должны сделать другие госорганы. Иначе зачем вообще они нужны?
Сейчас я отправила заявления в прокуратуру и правовое управление мэрии Москвы с требованием разобраться в ситуации, взыскать неустойку с компаний-подрядчиков и вообще проверить ход выполнения работ.
Не стоит забывать, что все расходы метрополитена компенсируются за счет доходов, большая часть которых получается не за счет рекламы или чего-то еще, а за счет платы за проезд.
То есть вот такие многомиллионные контракты, которые потом не выполняются месяцами, — это повышенная нагрузка на бюджет метрополитена, который будет восполняться потом за счет нас.
Поэтому завершить этот пост хочется отличной новостью:
“Московский метрополитен хочет поднять цены на проезд в 2016 году!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.