При жизни его имя было полностью засекречено. Даже космонавты первого набора ВВС 1960 г. официально знали о нем только аббревиатуру «СП». О человеке, чей гений открыл человечеству дорогу в космос, не упоминалось в официальных сообщениях. Ученые Европы и Америки мечтали познакомиться с ним, несмотря на высочайшую секретность. И только после смерти мир узнал его имя – Сергей Павлович Королев. Именно он стоял во главе создания ракетно-ядерного щита нашей Родины, он создал первые в истории межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), космические ракеты-носители (РКН), первый искусственный спутник Земли и первый транспортный пилотируемый корабль (ТПК).
Будущий Главный конструктор родился 12 января 1907 г. в Житомире. В 1915 г. Королев поступил в подготовительный класс киевской гимназии, а в 1917 г. пошел в первый класс гимназии в Одессе. Из-за революционной анархии гимназию закрыли, и Королев продолжил обучение дома под руководством матери и отчима, имевшего инженерное образование. Именно тогда Королев заинтересовался совершенно новой в то время авиационной техникой. В 1922-1924 гг. Королев учился в строительной профшколе. В 17 лет Королев стал автором проекта безмоторного самолета «К-5» и защитил его перед компетентной комиссией.
В 1924 г. Королев поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. За два года обучения Королев освоил общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. В 1926 г. Королев перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э.Баумана. Там он так проявил себя как перспективный авиаконструктор и опытным планеристом. В 1929 г. на планере «Жар-птица», конструкцию которого разработал его будущий соратник М.К.Тихонравов, Королев сдал экзамен на звание «пилот-паритель» и защитил под руководством А.Н.Туполева дипломную работу – проект самолета «СК-4». На планере конструкции Королева «СК-3», который он спроектировал для фигур высшего пилотажа, летчик В.А.Степанчёнок в 1930 г. впервые выполнил три «мертвых петли» подряд. Именно тогда Королев познакомился с энтузиастом освоения реактивной техники Ф.А.Цандером и встретился с К.Э.Циолковским. После этого Королев навсегда увлекается мыслями о полетах в стратосферу и далее в космическое пространство, а также темой реактивного движения и ракетной техники.
В 1931 г. Королев и Цандер добились создания в Москве при содействии Осоавиахима Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1932 г. ГИРД стал по сути государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов. Под руководством Королева и Цандера были созданы и успешно запущены первые советские баллистические ракеты (БР) на жидком топливе «ГИРД-09» и «ГИРД-10».
В 1933 г. по инициативе М.Н.Тухачевского, произошло слияние ГИРДа с ленинградской Газодинамической лабораторией (ГДЛ) в новый Реактивный научно-исследовательский институт. Его возглавил ленинградский инженер И.Т.Клейменов. Королев был назначен его заместителем. Вместе с Клейменовым, Королев участвовал в разработках крылатых зенитных ракет и дальнобойных жидкостных ракет. Однако после продолжительных разногласий Королев оставил должность заместителя начальника института и стал простым старшим инженером. Вероятно, это в итоге спасло Королева от страшной участи.
В 1938 г. И.Т.Клейменов и другие руководители Реактивного института были обвинены во вредительстве. Не избежал ареста и Королев. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его 10 годам исправительно-трудовых лагерей и 5 годам поражения в правах. В 1940 г. срок был сокращен до 8 лет, во многом благодаря ходатайствам известных летчиков М.М.Громова и В.С.Гризодубовой. До 1940 г. Королев находился в колымских лагерях, а полностью реабилитирован был только в 1957 г. В 1940 г. Королев был направлен в московскую специальную тюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством своего бывшего наставника, также осужденного А.Н.Туполева, участвовал с создании бомбардировщиков «Пе-2» и «Ту-2». Одновременно Королев по собственной инициативе разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и варианты ракетного перехватчика.
В 1942 г. Королев был переведен в ОКБ-16 при Казанском авиазаводе. Там велись работы над ракетными двигателями новых типов для последующего использования в авиации. Здесь Королев работал над идеей практического использования ракетных двигателей для самолетов. В 1943 г. его назначают главным конструктором группы реактивных установок. Во время работы в Казани, Королев узнал, что в Германии разработано и принято на вооружение новейшее оружие – беспилотные ракеты «Фау-1» и баллистические «Фау-2». После этого он разослал во все соответствующие инстанции письма с просьбами о возрождении отечественного ракетного дела. Немецкими ракетами также заинтересовался И.В.Сталин. В связи с этим он лично распорядился досрочно освободить Королева. Однако до конца Великой Отечественной войны Королев продолжил работу в Казани. В годы войны Королев был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Пока Королев работал в Казани, советская разведка уже вела сбор информации о немецких ракетах. В феврале 1945 г., под видом военных инженеров, в Германию выехала группа советских специалистов. В сентябре 1945 г. туда был направлен и Королев. Однако найти готовые экземпляры немецких ракеты советским специалистам не удалось. Изначально главной базой испытаний и запусков «Фау-2» был полигон «Пенемюнде» на острове Узедом в Балтийском море. Однако по мере наступления Красной Армии немцам удалось успешно эвакуировать оборудование и ракеты из «Пенемюнде» в Нордхаузен в Тюрингии. Эта область должна была войти в зону советской оккупации, однако до прибытия советских специалистов Нордхаузен был занят американцами. Они вывезли оттуда все готовые ракеты и техническую документацию, ведущих инженеров и главного конструктора «Фау-2» Вернера фон Брауна. Советские инженеры сумели найти только некоторые детали ракет, остатки документации и немногих специалистов, которыми не заинтересовались американцы. Поэтому Королеву и его соратникам оставалось самим восстанавливать технологии немецких ракетчиков.
В феврале 1946 г. Королев был представлен с докладом Г.М.Маленкову и наркому вооружений Д.Ф.Устинову. По итогам встречи в Нордхаузене было решено организовать советский научно-исследовательский институт. Его возглавил руководитель советской научно-технической делегации генерал-майор Л.М.Гайдуков. Королев был назначен его заместителем и главным инженером НИИ. В мае 1946 г. по указанию И.В.Сталина Королев переводится в подмосковный Калининград. Там, на базе бывшего артиллерийского завода №88 и Специального конструкторского бюро было образовано НИИ-88 по управляемым жидкостным ракетам. Королев возглавил в НИИ-88 отдел по баллистическим ракетам дальнего действия. С большим энтузиазмом, Королев наконец смог заняться любимым делом. Там же был создан Совет главных конструкторов ракетной техники, в который, кроме Королева, вошли В.П.Бармин, В.П.Глушко, Н.А.Пилюгин, М.С.Рязанский, В.И.Кузнецов, М.В.Келдыш и А.Ф.Богомолов. Ближайшими помощниками Королева стали также К.П.Феоктистов, Б.Е.Черток и О.Г.Ивановский. Тесное сотрудничество установилось также между Королевым и Тихонравовым.
Под руководством Королева из добытых в Германии трофейных материалов были собраны несколько экземпляров ракет «Фау-2». Из одиннадцати пробных пусков только шесть были удачными. Изучив причины аварий и восстанавливая технические решения немецких инженеров, Королев спроектировал первую советскую баллистическую ракету «Р-1». Фактически это была улучшенная копия «Фау-2». Её испытания были начаты в 1948 г. Несмотря на проблемы с точностью поражения цели, ракета «Р-1» вскоре была принята на вооружение Советской Армии. Дальность её полета составила 270 км.
В 1950 г. Королев назначен Главным конструктом ОКБ-1 – нового научно-исследовательского предприятия на базе НИИ-88. Под его руководством были разработаны и успешно испытаны ракеты «Р-2» и «Р-5». Для испытаний ракетной техники в Астраханской области был построен полигон «Капустин Яр». В 1951 г. Королев делает первый шаг к реализации своей главной мечты – полету в космическое пространство. На ракете «Р-2» 22 июля 1951 г. с «Капустиного Яра» были запущены на высоту 100 км первые живые существа – собаки Цыган и Дезик. А ракета «Р-5» достигла дальности полета в 1200 км и была способна нести ядерный заряд, что стало еще одним шагом к созданию межконтинентальных и космических ракет. Существует по этому поводу небольшая символическая легенда.
Поскольку первые советские ракеты должны были нести ядерные заряды, у Королева со временем возникло закономерное желание познакомиться с ведущим в СССР специалистом по ядерной теме – И.В.Курчатовым. По интересному совпадению, и конструктор ракет и конструктор атомных станций родились в январе, с разницей всего несколько дней. Королев, в сопровождении Курчатова и своего будущего преемника В.П.Мишина, нанес визит Курчатову. Считается, что именно на этой встрече Королев и Курчатов обсуждали перспективы и возможности запусков ракет с ядерными зарядами на межконтинентальную дальность. Позднее Курчатов нанес ответный визит в ОКБ-1 Королева. После этого специалисты-атомщики работали вместе с ракетчиками. Правда сам Королев, из-за режима высочайшей секретности, в институт Курчатова так и не попал. После запуска первого искусственного спутника Курчатов организовал «свадьбу атомной энергии и ракеты» − совместное совещание ведущих специалистов по атомной и ракетной тематике. На нем были приняты ключевые решения по созданию ракетно-ядерного щита страны. Курчатов надеялся увидеть первый полет человека в космос, но не дожил до этого дня всего несколько месяцев…
Одновременно с работой над баллистическими ракетами на основе «Фау-2» и достижений советского ракетостроения, Королев начал проектировать первую межконтинентальную ракету «Р-7». Первые наработки по ней были начаты в 1953 г. Для этой ракеты был построен новый полигон «Тюра-там» со стартовой позицией в Казахстане – первый в мире космодром Байконур. Весной 1957 г. начались первые испытания «Р-7». Ракета успешно преодолела расстояние в 8 тысяч км и поразила заданную цель. СССР стал первым государством, имеющим ракету, способную поражать цели в большинстве районов земного шара. Вскоре на вооружение была принята также ракета «Р-7А», с дальностью 11 тысяч км. Одновременно с испытаниями «Р-7», Королев подготовил запуск первого искусственного спутника Земли. 4 октября 1957 г. ракета «Р-7» успешно вывела его на околоземную орбиту. Авторитет СССР, как передовой технической державы, благодаря Королеву, многократно возрос. За успешное создание первой межконтинентальной ракеты и запуск первого искусственного спутника Королеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
После этих успехов Королев продолжил работу над модификацией «Р-7» как космической ракеты, а также разработку новых спутников и первых межпланетных аппаратов. В 1959 г. под его руководством были запущены первые аппараты к Луне. «Луна-1» достигла орбиты Луны, «Луна-2» совершила первую жесткую посадку на лунную поверхность, «Луна-3» облетела Луну и передала на Землю первые фотографии её обратной стороны. Позже Королев начал разработки аппаратов для мягкой посадки на Луну.
В 1959 г. команда Королева начинает подготовку к первому полету в космос человека. Для реализации этой задачи, на базе «Р-7» была создана ракета-носитель «Восток» и одноименный космический корабль-спутник. Полетам человека в космос предшествовали запуски животных. 19 августа 1960 г. под руководством Королева был осуществлен успешный запуск корабля «Восток» с собаками Белкой и Стрелкой на борту. Корабль находился на орбите больше суток и благополучно вернулся на Землю. СССР стал первым государством, успешно запустившим в космос живых существ.
В 1960-1961 гг. Королев участвовал в отборе и подготовке первого отряда советских космонавтов. 12 апреля 1961 г. на корабле «Восток-1» один из них, Ю.А.Гагарин, совершил первый в истории пилотируемый космический полет. Корабль облетел Землю в течение одного витка за 108 минут и успешно приземлился. За осуществление первого полета человека в космос Королев был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.
6 августа 1961 г. под руководством Королева, на корабле «Восток-2», пилотируемым космонавтом Г.С.Титовым, был осуществлен первый в истории суточный полет в космос. После этого Королев руководил первым групповым полетом кораблей «Восток-3» и «Восток-4» с космонавтами А.Г.Николаевым и П.Р.Поповичем. В 1963 г., под руководством Королева, осуществлен первый космический полет женщины – космонавта В.В.Терешковой на корабле «Восток-6».
Последним достижением Королева стали полеты кораблей «Восход». На корабле «Восход-1» совершил полет первый космический экипаж. В него вошли командир В.М.Комаров, бортинженер К.П.Феоктистов и врач Б.Б.Егоров. Это также был первый полет космонавтов без скафандров. На корабле «Восход-2» с экипажем П.И.Беляева и А.А.Леонова был осуществлен первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт А.А.Леонов находился за пределами космического корабля 12 минут.
Все эти успехи стали возможны во многом благодаря личному упорству и выдающемуся гению характера Королева. Он готовился к новым прорывам – разрабатывал проекты первой орбитальной станции, нового космического корабля «Союз» и сверхтяжелой ракеты-носителя «Н-1» для полетов на Луну и Марс. Однако тяжелая болезнь, осложненная расшатанным здоровьем и нечеловеческим напряжением, оборвала жизнь Главного конструктора. 14 января 1966 г. Королев умер.
Он не успел осуществить многие свои планы и идеи. Однако то, чего он успел добиться, навсегда сделало нашу страну мировой ракетной и космической державой. Он взрастил целую плеяду выдающихся конструкторов и инженеров, космонавтов и ученых, исследователей и испытателей. Созданное при участии Королева оружие до сих пор защищает нашу страну и весь мир от новой мировой войны. Его ракеты больше полувека выводят на орбиту пилотируемые космические корабли. Корабль «Союз», до запуска которого Королев не дожил, сегодня признан самым надежным пилотируемым кораблем в истории. Идеи Королева легли в основу орбитальных станций «Салют» и «Мир», а позднее и в основу Международной космической станции. Благодаря Королеву мы празднуем дни 4 октября и 12 апреля, как праздники выдающихся достижений в освоении космического пространства. Свою жизнь Королев прожил ярко и полно, будто бы зная, что ему отпущено меньше шестидесяти лет. Он верил, что мечты не имеют границ, как не имеет границ человеческий разум. При этом, Королев никогда не отрывался от реальности, и действовал, исходя только из истинного положения дел. Он не утаивал и не скрывал никаких проблем и трудностей от себя, от подчиненны и от руководства страны. Откровенность и честность были главными чертами его характера. Королев всю жизнь работал так же стремительно, как ракеты устремляются в небо, прорывая земное притяжение – без дней и ночей, выходных и праздников, преодолевая скептицизм и недоверие как соратников, так и недоброжелателей. При этом, твердость своих позиций Королев мастерски умел соединять с удивительной гибкостью и дипломатичностью. Именно поэтому Королев по праву был и останется главным основоположником практической космонавтики.
Он шагал впереди, и жил от победы к победе. Казалось, что нет преград, способных остановить гений Главного конструктора. И жизнь Королева оборвалась так же внезапно, как взрывается во время старта очередная ракета. Но если ракету можно починить и запустить снова, с человеком такое невозможно. Имя Королева навсегда увековечено не только в названиях города, улиц и учебных заведений. Его имя присвоено кратеру на обратной стороне Луны, кратеру на Марсе и астероиду. Имя Главного конструктора сегодня носит его конструкторское бюро, современная РКК «Энергия».
Подготовлено по открытым источникам.
Арсений Котовский специально для Пресс-службы МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.