Вечное движение – далекие пути.

Вечное движение – далекие пути.

С 28 января по 22 мая 2016 года в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) стартовала выставка «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем», посвященная истории транспорта в русском искусстве. Она продлится почти четыре месяца до 22 мая 2016 года. В экспозицию вошли произведения живописи и графики XX века, в том числе собрания ИРРИ, Третьяковской галереи, Русского музея, музея Российской Академии художеств, Союза художников России, Мемориального музея космонавтики, галереи Regina, Национальной галереи Армении, а также региональных музеев и частных коллекций. Основу выставки составляют картины известных советских художников Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Александра Самохвалова, Георгия Нисского, Александра Лабаса. Прекрасным дополнением экспозиции служат произведения художников шестидесятых годов прошлого века.

Многие авторы могут оказаться посетителям малоизвестными, а то и просто в новинку. Так в экспозиции есть работы художников Владимира Стожарова, Виктора Попкова, Таира Салахова. Широко представлено творчество действительного члена Академии художеств СССР Юрия Пименова. Это и известное полотно 1937 года под названием «Новая Москва», и гораздо менее известная более поздняя работа – картина «Стюардесса», написанная в1973 году, которая символизирует контрасты старой и новой жизни. Мы видим молодую девушку в синей форме, идущую мимо небольших домов, как будто встретились прошлое и будущее.

В экспозиции представлена удивительная, философская картина Георгия Нисского «В пути» с ее лаконичностью, определенной геометрией и какими-то щемящими нотками одиночества. Ее автор сумел соединить достижения современных ему советских и западных мастеров в единое целое. Не менее интересно и впечаляюще другое произведение этого же живописца «Над снегами». На полотне изображены первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, летящий над снежной пустыней, а внизу бредущая по дороге женщина и двое мужчин на телеге, запряженной лошадью. Снова символы научно-технического прогресса и старого жизненного уклада России, снова сосуществование прошлого и будущего.

Интересен эскалатор, изображенный Александром Лабасом в 1935 году – в год открытия Московского метро. Рядом покорение воздуха — портрет экипажа стратостата «Осоавиахим-1», поднявшегося на рекордные 22 километра над уровнем моря, но потерпевшего катастрофу. Полотно создано Георгием Бибиковым. А вот портрет первого космонавта планеты Земля советского летчика Юрия Гагарина кисти Андрея Плотнова. А вот посетитель видит «Ленинградский морской вокзал» Петра Коростылева.

Устроители выставки обратили внимание и на железнодорожный транспорт. В этом разделе представлена неизвестная работа Александра Дейнеки «Стихи Маяковского» (1955), ранее не покидавшая стен Национальной галереи Армении. На картине молодые люди – созидатели, мечтательные, романтичные, устремленные в будущее, символом которого является томик сочинений пролетарского поэта, противопоставлены соседям по вагону скучным и неинтересным обывателям-потребителям.

Легко представить тот охвативший многих советских людей порыв, энтузиазм: лучшее еще впереди, «будущее светло и прекрасно», как говорили когда-то герои Чернышевского. Отметим, что живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор, действительный член Академии Художеств СССР, народный художник СССР, член-корреспондент Академии искусств ГДР Александр Дейнека вошел в историю мирового и советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур, как классик социалистического реализма. «Искусство, — как писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое… Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».

Искусство непрерывно фиксировало свои меняющиеся чувства, производя бесчисленное множество документов-признаний. Документов совершенно разных – и по форме, и по настроению. С одной стороны – нечто идейное и рекламно-плакатное. С другой – лирическое, романтическое и необязательное. Но очарование покорителями дорог и средствами передвижения оставалось неизбывным.

Выставка «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем» рассказывает о времени, когда советский народ-созидатель воплощал в жизнь фантазии, «делал сказку былью». Ведь менее, чем два века назад мысль о покрывающей страну сети железных дорог и автомобильных трасс, не говоря уж о покорении космоса, посчитали бы утопией. Сегодня цивилизованный homo sapiens просто не выживет без поезда, водного транспорта, самолёта, автомобиля, метро. Сегодня мир без средств передвижения — антиутопия.

Обязательно сходите на эту выставку! Сводите туда своих детей! Это живая советская история! И это взгляд и устремление в будущее!

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *