В фильме «Вокруг света за 80 дней», снятом по одноименному роману Жюля Верна, есть такой эпизод. Отважные путешественники, возвращаясь из Америки в Англию, поняли, что вряд ли поспеют в Лондон вовремя, то есть на восьмидесятый день, согласно пари, заключенному с Британской академией. В поисках выхода из затруднительного положения было принято фантастическое решение — построить из материалов судна летательный аппарат. Работа закипела. Спустя некоторое время построили маленький самолёт, который вылетел с палубы корабля, и герои фильма прилетели в Англию на один день раньше условленного срока.
Роман великого фантаста был написан в 1874 году. Писатель не мог тогда знать, что через какие-то тридцать лет, в 1903 году, американцами братьями Райт будет построен первый в мире летательный аппарат. Ну, а авторы фильма, в свою очередь, не могли знать, что гибрид «самолета-корабля» давно уже был разработан и построен в секретных лабораториях и цехах Конструкторского бюро Министерства обороны СССР, и еще в 1964 году совершил первый полёт над Каспийским морем. Это чудо инженерной мысли было названо экранопланом.
Его создателем был советский инженер Ростислав Евгеньевич Алексеев. Еще в 1951 году ученый и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. От идеи до воплощения прошло несколько лет. В начале 60-х годов был готов экспериментальный образец аппарата, способного передвигаться по воде (точнее, над водой) на скоростях, намного превышающих скорости обычных судов.
Суть идеи, которая привела к созданию экраноплана, в использовании так называемого «экранного эффекта». Он возникает, когда самолет летит низко и расстояние от крыла до земли или поверхности воды невелико. Набегающий поток воздуха, отражаясь, успевает дойти до поверхности и вернуться обратно. То есть крылья самолета уплотняют под собой воздух, превращая его в динамическую подушку. Так возникает дополнительная подъёмная сила. Проще говоря, спрессованный под крылом и днищем самолёта воздух выполняет функции трамплина. Отрываясь от земли с помощью «экранного эффекта», экраноплан начинает полёт уже с помощью реактивных двигателей. Лёгкий подъем делает его экономичнее обычного самолёта, а грузоподъемность при прочих равных условиях становится на 40 процентов выше. Машина передвигается на высоте от двух до десяти метров над относительно ровной поверхностью — морем, льдом, степью.
Новая, не имеющая аналогов в мире машина, в самый разгар холодной войны между Советским Союзом и Соединенными штатами, вызвала позитивную реакцию властей. Полёты экраноплана СМ-1 в начале 1960-х демонстрировались руководителям партии и правительства, в том числе Главкому ВМФ С. Г. Горшкову. Демонстрация оказалась настолько убедительной, что высокие гости выразили желание прокатиться на экраноплане под личную ответственность Р.Е. Алексеева. Их желание было исполнено. Чуть позже демонстрация экраноплана прошла с участием главы государства Н. С. Хрущёва. Возможно, благодаря этому, на государственном уровне была принята программа создания боевых экранопланов для ВМФ и для других родов войск. В структуре Конструкторского Бюро была организована лётно-испытательная служба. И в 1965 году был создан самый большой в мире летательный аппарат — экраноплан КМ, получивший у зарубежных спецслужб название «каспийский монстр» — так расшифровали американцы буквы КМ — корабль-макет — на борту экраноплана. Он имел размах крыльев 37,6 метров, длину около 100 метров. Один раз он поднялся в воздух с взлетной массой 544 тонн. В 1972 году был построен военный экраноплан «Орленок», предназначенный для переброски морских десантов на 1500 километров. Всего было построено пять таких экранопланов, которые вошли в состав ВМФ. На их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа, подчинявшаяся Главному штабу морской авиации.
Чем же, кроме низкой высоты полета, вертикального взлёта и феноменальной для такого рода техники мобильностью, отличались экранопланы от обычных морских и воздушных судов? Во-первых, их было трудно обнаружить радиолокационным оборудованием — не позволяла минимальная высота полета. Во-вторых, они не могли наскочить на мину или быть сбитыми торпедой. В-третьих, обладали огромной скоростью по сравнению с кораблями — 400−500 километров в час. В-четвертых, они имели более совершенное вооружение — турельно-башенную установку «Утес-М» с двумя крупнокалиберными пулеметами. На усовершенствованной модели экраноплана (переименованного чуть позже в экранолёт) были установлены бойницы для ракет ОС-11 с дальностью стрельбы на 30−40 километров.
Но не все шло так гладко, как может показаться на первый взгляд. У Ростислава Николаевича уже в самом начале возникли серьезные трудности со строительством машин. В морском министерстве его детище считали самолетом и отправляли к «авиаторам». Те, в свою очередь, заявляли, что это не самолет, а корабль. Да и сходит со стапелей судостроительной верфи. Такая бюрократическая чехарда. А когда на глазах у комиссии, в состав которой входили военные чины и министр судостроения, у экраноплана отвалилось хвостовое оперение с кормой, ни о каком продолжении работ речи уже идти не могло. Алексеева тут же (тогда это делалось довольно быстро) уволили с должности руководителя. Через год, правда, восстановили. Но, видимо, перенесенный стресс и временное забвение не прошли даром, и в 1980 году Ростислава Евгеньевича не стало.
Но дело было продолжено. Новым руководителем Конструкторского Бюро стал ученик Алексеева А. И. Соколов. Полку экранопланов прибыло — в серийное производство пошли тяжелые корабли проекта «Лунь», почти совпадающие по весу, длине и другим параметрам с КМ-1, но летавшие со скоростью 500 километров в час. Правда, вместо десяти запланированных машин было построено всего две.
В то время казалось, что строительство экранопланов будет поставлено на поток, и на вооружение нашей армии будет новая техника — машины, которой не было ни у одной армии в мире. Все попытки западных спецслужб «рассекретить» экраноплан заканчивались неудачей. Но в годы перестройки, в эпоху бардака в экономике страны и в армии неудача и, по большому счету, забвение ждало и детище Ростислава Алексеева.
Сейчас экранопланостроение идет очень медленными темпами, ограничиваясь выпуском небольшого количества машин малых размеров. Например, ЗАО «АТТК» продаёт экраноплан, рассчитанный на пассажирские перевозки. Борт перевозит по 5−6 человек за рейс. Их выпущено всего 20 единиц. Последнего «Орленка», чудо-машину из рода «каспийских монстров» отбуксировали в гавань Музея Министерства Обороны России и за деньги показывают всем желающим. Наиболее любознательным, а такие находятся, как правило, среди детей, разрешается поиграть в кабине главного пилота в виртуальные игры.
Словом, судьба великого изобретения оказалась печальной. То, что должно было быть гордостью военно-морского флота страны, стало жалким музейным архетипом с игровыми автоматами внутри салонов и коммерческим челноком для перевозки граждан. Как угодно, но не такую судьбу своему созданию готовили ученые и инженеры в Конструкторском Бюро Ростислава Алексеева.
Но история экраноплана еще далеко не завершена. Недавно в СМИ, со ссылкой на высокопоставленного представителя командования ВМФ РФ, было сообщено о том, что «Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.