Вчера на портале «Свободная пресса» была размещена статья Олега Демидова про деятельность Якова Блюмкина. В начале автор отмечает, что во время своей работы над биографией поэтов Александра Кусикова и Анатолия Мариенгофа (в частности, работы с архивными документами), он заинтересовался фигурой Якова Григорьевича Блюмкина . По мнению Демидова, он представляет собой противоречивую личность. «С одной стороны — «бесстрашный террорист», убийца германского посла Мирбаха, первый друг самых известных поэтов Серебряного века, которому нередко мастера слова посвящали свои стихи, и якобы участник знаменитого похода Николая Рериха на Алтай в поисках Шамбалы. С другой стороны — чекист, ночной кошмар Мандельштама, псевдоубийца Есенина, троцкист.»
Автор подчеркивает, что до сих пор не выходило в свет каких-либо серьезных научных исследований, посвященных деятельности Блюмкина. Литература, в которой затрагивалась данная личность, имела не исследовательский, а популярный характер. Содержание данных работ базировалось не на источниках, а на распространяемых слухах. Они, в свою очередь, представляли собой либо сплетни, сопровождаемые Блюмкина на протяжении всей его жизни, либо на дезинформации, распространяемой им самим.
Олег Демидов полагает, что по идее полностью и объективно исследовать деятельность Блюмкина должен доктор исторических наук Ярослав Леонтьев – ученый, занимающийся левыми эссерами, анархистами. Автор статьи подчеркнул, что Леонтьев многократно читал лекции о революционных деятелях (в частности и о Блюмкине), выступал с докладами на научных конференциях, публиковал статьи, в которых содержались ссылки на раннее недоступные архивные данные. В этой связи должен был бы раскрыть всю правду про Якова Блюмкина.
Но этим занялся другой человек – «журналист Евгений Матонин, биограф Никола Теслы и Иосипа Броз Тито». Опираясь на опыт Леонтьева, «создал первую полнокровную биографию убийцы Мирбаха». Его труды про Блюмкина вошли в серию книг «Жизнь замечательных людей». А ЖЗЛ, как известно, представляет собой серию «биографических книг о заметных людях России и мира».
В дальнейшем автор статьи выделяет то, что было установлено в трудах Евгения Матонина, а также сильные стороны его исследования. Демидов отмечает, что множество документов, касающиеся деятельности Блюмкина, хранятся за «семью печатями» в российских архивах. Более того, их основная часть была уничтожена, особенно того, что касается его участия в событиях как нашей страны, так и Украины, Германии, Ближнего Востока. По словам автора, не исключен вариант, что могли быть уничтожены архивные документы, касающиеся участия террориста в секретных операциях на дальних участках гражданской войны.
Демидов подчеркивает, что в целях устранения малоизвестных сторон деятельности Блюмкина, Евгений Матонин находит людей, которые в различной степени поддерживали контакты с террористом, либо опирается на его воспоминания. Матонин применяет и третий способ познания всей жизни Блюмкина – использует мемуары лиц, которые не принимали участия в событиях, связанных с Блюмкиным, но слышали о них из первых уст самого Якова Григорьевича. Он, как известно, любил бахвалиться.
Автор статьи заметил, что Евгением Матониным было установлено, что Блюмкин был одесситом. В качестве подтверждения данного факта приведены архивные документы. Также Матонину удалось полностью реконструировать события, происходящие в то время на Украине. Речь о немецкой оккупации, о всевластии украинских националистических сил, а также о столкновении красных и белых в период гражданской войны. И левый эсер Яков Блюмкин находился в центре вышеперечисленных событий.
Аналогичным образом Евгений Матонин пишет и о Кавказе, Плаестине, Персии, Монголии и Китае. Он же доказывает, что разговоры о деятельности Блюмкина в Германии представляют собой вымысел. Следовательно, автор не стремится к идеализации исследуемого им персонажа, стремится использовать всех исторических деятелей аккуратным образом, без ущерба для их репутации, не занимая открыто какую-либо позицию, следуя принципам объективности.
Олег Демидов отметил, что заслугой Матонина является то, то он «поставил окончательную точку в истории Сергея Есенина». Более того, он закрыл вопрос о причастности к смерти поэта Якова Блюмкина. А ведь до выхода в свет исследования Матонина Виктор Кузнецов, Виталий Безруков и другие изображали дело так, будто Есенин был убит из-за желания И.В. Сталина, либо Л.Д. Троцкого, либо Л.Б. Каменева и прочих отомстить ему. Матонин доказал несостоятельность вышеперечисленных мифов, в своем исследовании пришел к выводу, что Есенин был убит Блюмкиным. Последний пошел на данный шаг по причине того, что
«Сергей Александрович закрутил роман с возлюбленной Льва Седова, сына Троцкого». Но Демидов подчеркивает, что вопрос о мотивах действий Блюмкина, убившего Есенина, является дискуссионным. Автор статьи привел цитату из стихотворения «Сердце частушка молитв» Вадима Шершеневича, посвященного Якову Блюмкину.
Другим надо славы, серебряных ложечек,
Другим стоит много слез, —
А мне бы только любви немножечко,
Да десятка два папирос.
На основании этого Евгений Матонин приходит к заключению, будто «поэт выписывал лирического героя напрямую с «бесстрашного террориста»». Однако никаких доказательств, подтверждающих данный факт, на сегодняшний день не имеется. Демидов справедливо заметил, что если бы существовали соответствующие доказательства, то «литературовед Александр Дроздков привёл бы их в своём монументальном труде, посвящённом Вадиму Шершеневичу, — «Dum Spiro Spero»».
По мнению Демидова, «зная Блюмкина, можно предположить, что в «Стойле Пегаса» или в ином поэтическом кафе Яков Григорьевич застал поэта, читающего это только что написанное стихотворение, и так расхваливал его, что Шершеневич, тронутый внимание столь легендарной личности, тут же посвятил стихотворение ему».
Автор отметил, что Евгений Матонин периодически пишет о посторонних людях – о таких как Мария Спиридонова, Борис Донской, Константин Владимиров, Борис Савинков и т. д.— но это не сказывается на динамики книги и её архитектуре. Напротив, обращение к деятельности вышеупомянутых лиц даёт более широкие представления об эпохе, о людях, окружавших Блюмкина, а также о самом Якове Григорьевиче.
В заключении статьи Олег Демидов пишет, что настало время выхода в свет исследований, посвященных истории партии социалистов-революционеров, всем остальным аспектам событий периода 1917 – 1922 гг.. Автор полагает, что книга Евгения Матонина «Яков Блюмкин: ошибка резидента» представляет собой попытку установления истиной картины событий.
Разумеется, исследование всех сторон деятельности исторических личностей — полезное дело. Вопрос весь в том, во имя чего это осуществляется. Опыт последних тридцати лет показывает, что периодически под флагом «восстановления исторической справедливости» фальсифицируется история. Что касается самого Блюмкина, то он, помимо того, что убил германского посла Мирбаха в 1918 году, находился в распоряжении Троцкого. Он, в свою очередь, сам признал данный факт. По словам Троцкого, Блюмкин входил в состав его секретариата и был лично с ним связан. «Он был членом левоэссеровской оппозиции и участвовал в восстании против большевиков. Это он убил немецкого посла Мирбаха». Троцкий отметил следующее: «Всегда, когда я нуждался в храбром человеке, Блюмкин был в моем распоряжении». А Троцкий, как известно, в тот период вёл подпольную борьбу против Советской власти (это не «штампы» «Краткого курса истории ВКП(б)», а суровая реальность. Об этом писали американские разведчики М. Сайерс и А. Кан в своей книге «Тайаная война против Советской России», о том же самом свидетельствуют мемуары британского посла в России Брюса Локкарта). Следовательно, Лев Давидович использовал Мирбаха в провокационных целях. На это тоже необходимо обращать внимание.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.