Сегодня на сайте «Военное обозрение» была размещена статья, в которой речь шла о намерении главы Сбербанка Германа Грефа приватизировать управляемый им банк. Автор статьи напомнил, что еще в 2010 году, выступая на форуме в Давоссе, Греф высказался за приватизацию госбанков. Но эксперты и даже многие государственные деятели не поддержали данное предложение. Дело в том, что Сбербанк сохраняет стабильное лидерство на розничном финансовом рынке России в силу своего государственного статуса и «связанных с этим преференций и гарантий по вкладам». Более того, даже на самом сайте Сбербанка чёрным по белому написано, что данное учреждение является «кровеносной системой российской экономики». В нем сосредоточено 46,4% вкладов населения, 34,7% кредитов физическим лицам и 33,9% — юридическим. Вполне понятно, что продажа крупнейшего банка в частные руки нанесет ущерб государству и обществу.
Однако в дальнейшем Греф уже не настаивал на срочной приватизации банка. Так, на петербургском экономическом форуме, прошедшем в июле 2015 года, Г.О. Греф, отвечая на вопрос о перспективе продажи Сбербанка в частные руки, заявил следующее: «Я думаю, сейчас не очень хороший период времени, особенно когда мы находимся под санкциями, наша капитализация чрезвычайно низка». И добавил: «Продавать на рынке сегодня какие-то акции, наверное, не лучшее время».
Казалось бы, глава Сбербанка вроде осознал, что в настоящее время приватизация данной финансовой структуры была бы контрпродуктивной мерой. Но, как мы знаем, в последнее время он снова выступает с инициативой шестилетней давности. Что могло произойти в российской экономике за неполные пять месяцев, в результате чего Греф сменил свою позицию на 180 градусов. По мнению советника президента РФ по экономическим вопросам С.Ю. Глазьева, за последние полтора месяца биржевые спекулянты смогли заработать на манипуляциях курсом рубля 50 млрд. долларов. Вполне понятно, что возросли аппетиты финансового капитала, стремящегося приумножить свои активы. Продолжение приватизации является наиболее удобным способом дальнейшего «расширения» бизнеса спекулятивных кругов. В этих условиях Г.О. Греф и ряд остальных правительственных деятелей, заинтересованных «в доступных ресурсах потенциальных инвесторов», предложили выставить на продажу акции государственных банков и компаний.
Но дополнительного приращения активов финансовой олигархии пока не наблюдается. На совещании у президента РФ, посвященному теме продолжения приватизации, аппетиты инициаторов новой волны массового разгосударствления собственности значительно поубавили. Так, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина напомнила, что «благополучие Сбербанка во многом строится на его государственном статусе, обеспеченном пакетом в 51% активов банка». В результат Сбербанк был вычеркнуть из планов учреждений, подготавливаемых к приватизации.
Далее автор статьи обратил внимание на то, что в 2014 – 2015 гг.. приватизация в России фактически остановилась. По его мнению, «незначительные активы реализовывали по случаю, но из-за резко снизившейся капитализации компаний никто всерьёз не рассматривал продажу их акций». За 2015 года российский бюджет получил за счёт государственных активов около 5 млрд. рублей. На 2016 год официальный план повышен — до 33 млрд. рублей. «Рост вроде бы большой, но в масштабах бюджета эта сумма растворяется без видимого остатка, сохраняя триллионный дефицит, вызванный санкциями, кризисом и старанием родного правительства».
Почуяв доступность ресурсов в $ 50 миллиардов, пусть и спекулятивных, либералы снова активизировались. Так, в январе нынешнего года глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил о приватизации крупнейших банков (в частности, ВТБ и Сбербанка) и нефтяных компаний. По его словам, «банковской системе необходимо дать развитие для переработки большого объема сбережений, которые образовались у россиян в 2015 году». В свою очередь, по подсчетам
министра финансов Антона Силуанова, только одна продажа 19,5% «Роснефти» может принести в бюджет 500-550 млрд. рублей.
При этом закрывают глаза на то, что стоимость акций ведущих российских компаний в 2015 году существенно снизилась. Данный фактор вообще не принимают во внимание. Так, эксперты на центральном телевидении привели точные расчёты, согласно которым стоимость «Роснефти» оценена в размере 270 рублей за акцию (вблизи масштабов исторических максимумов), «Башнефть» – 2050 рублей за акцию. Молодой эксперт телеканала «Россия-24» с восторгом заявляет, что «несмотря на снижение цен на нефть стоимость нефтедобывающих компаний в национальной валюте оказывается отнюдь не низкой. Экспортеры в цене». Но это в чистом виде лукавство. Как справедливо заметил автор статьи, эксперт государственного телеканала должен «знать разницу между национальной и мировыми валютами и помнить, что акции упомянутых компаний торгуются не только на московской, но и на зарубежных биржах. Здесь капитализация оценивается в долларах США, а не в подешевевших рублях».
Апологетикой приватизации занимались и остальные правительственные деятели. Так, вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью программе «Вести Недели» заявил, что в настоящее время существует возможность «с выгодой реализовать часть имеющихся активов, при этом сохранив стратегический контроль над нашими базовыми компаниями, базовыми предприятиями». Также премьер-министр Д.А. Медведев сделал заявление, в котором отметил, что рассматривает приватизацию как средство стабилизации российского бюджета.
Далее в статье подчеркнуто, что практика не подтверждает правильность данных подходов. А в условиях кризиса правительство не справилось с управлением экономикой и провалило бюджет. Его дыры теперь стремятся заполнить распродажей государственной собственности.
В конечном итоге в прошедшую пятницу на совещании В.В. Путина с членами Совета Безопасности России был дан «зелёный свет» разгосударствлению банков и компаний. Определены принципы новой приватизации. так, приобретателями акций должны быть российские физические и юридические лица. Оплата приобретаемых активов должна осуществляться в рублях. Выручка от приватизации будет направлена в государственный бюджет. Также ограничен «перечень компаний, включённых в план приватизации. В первую очередь через неё пройдут «Роснефть», «Башнефть» и «Алроса»».
В заключительной части статьи автор подчеркивает, что практика показала, что в результате приватизации национальное достояние перестаёт служить общественным интересам и начинает работать на безграничное обогащение узкого круга лиц и, в конечном итоге, ведет к дезорганизации государства. События 1990-х годов недвусмысленно подтверждают данный факт. А в настоящее время, в условиях кризиса, экономика нашей страны во многом держится на государственных компаниях.
Добавим, что заверения президента и правительства о том, что не все компании, сосредоточенные в стратегически важных отраслях, будут приватизированы, либо активы будут распродаваться по рыночным ценам и т.д., являются откровенной демагогией. Даже если не принимать во внимание факт финансового кризиса, то в условиях колоссальных масштабов коррупции, охватившей государственный аппарат, случаи сговоров чиновников и приближенных бизнесменов – явление всеобщее. В результате предприятия продаются по заниженным ценам, что наносит дополнительный ущерб бюджету. Практика «залоговых аукционов» 1995 года, распродажа активов «Газпрома» финансовой империи Юрия Ковальчука в 2000-ые годы, а также объектов Министерства обороны РФ в 2009 – 2012 гг.. по аналогичной схеме прямо говорят об этом. Что же касается заявлений о том, что не будет всеобъемлющей приватизации, то напомним такой факт. В Конституции РФ недвусмысленно написано, что ВПК, энергетика и транспорт находятся в федеральной собственности (под управлением государства). Тем не менее, в 1990-ые годы руководители Госкомимущества РФ А.Б. Чубайс и А.Р. Кох распродали по дешевки оборонные предприятия иностранцам, а в 2000-ые годы тот же Чубайс приватизировал энергетические объекты, раздробил данную отрасль. О результате данного эксперимента все знают.
Раньше мы многократно писали, что в условиях современного развития, когда производство требует колоссальных затрат, долгосрочные задачи способно решить только государство. А частный капитал ориентируется на краткосрочную выгоду. Напомним, что в момент начала т.н. «реформы электроэнергетики», запущенной в ход А.Б. Чубайсом с ведома В.В. Путина, многие ожидали прихода инвестиций в отрасль, снижения тарифов и т.д. И что получили в результате? Разрыв единой технологической цепочки, возрастание техногенных катастроф, дополнительный рост тарифов, отсутствие центрального координатора, ставящего долгосрочные задачи развития, разрозненные активы, стремящиеся к новой консолидации. Следовательно, ставка на доминирование частной собственности на средство производства – не те методы, которые будут способствовать новой индустриализации России.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.