На чем попадаются нечистые на руки чиновники и правоохранители
Ничто не стоит на месте, в том числе и коррупция. О последних коррупционных тенденциях, а также о наиболее распространенных махинациях, из-за которых госслужащие оказываются за решеткой, рассказал Ярослав Гафуров, адвокат, управляющий партнер юридической группы DOUBLE PRO («Дабл Про»).
В начале года тема борьбы с коррупцией заняла одно из передовых мест в федеральной информационной повестке. Президент РФ Владимир Путин поручил разработать механизм изъятия имущества взяточников в пользу государства. Пакет антикоррупционных поправок в действующее законодательство рассматривает Госдума.
Характер антикоррупционных новаций указывает на то, что дополнительной мотивацией для государства является создание дополнительного источника доходов для пополнения бюджета в виде конфискации и системы штрафов. Похоже, что при существующих масштабах коррупции доходы могут оказаться сравнимыми с поступлениями от продажи углеводородов. Не исключено, что следующим шагом станет введение нормы, предписывающей гражданам, занимающим государственные должности, доказывать легитимность происхождения имущества — например, через принудительное декларирование и уплату налога на доходы физических лиц. Как показывает анализ юридической практики, проведенный экспертами юридической группы DOUBLE PRO («Дабл Про»), антикоррупционное законодательство активно применяется как правоохранительными органами, так и судами. Однако для искоренения взяточничества даже на низовом и среднем уровнях административного аппарата, не говоря уже о его верхних эшелонах, этого явно недостаточно.
Капитализация статуса
Чаще всего против чиновников в 2015 году применялись статьи 285 и 286 УК РФ, которыми предусмотрена ответственность за превышение должностных полномочий. Такие обвинения встречаются примерно в 35% уголовных дел, возбужденных против госслужащих. В свою очередь среди таких преступлений на первом месте — злоупотребления с целью предоставления преимуществ отдельным компаниям. Чиновники усердно выстраивают за определенную мзду на пути конкурентов своих «протеже» непреодолимые бюрократические препоны. Административные рычаги широко применяются для продажи земли и недвижимости в обход установленных законом аукционных процедур — конкурсы проводятся под заранее известного победителя либо вообще объявляются несостоявшимися, после чего снятые с торгов объекты перепродаются по заниженным ценам аффилированным с чиновниками фирмам. Госслужащие продолжают активно злоупотреблять статусом при принятии решений о переводе земель из категории, например, сельскохозяйственных, в земли населенных пунктов с целью продажи под жилую и коммерческую застройку. Статьи Уголовного кодекса о превышении полномочий нередко применяются в отношении сотрудников правоохранительных органов, а также налоговых инспекторов (чаще всего в подобных уголовных делах фигурирует незаконное возмещение НДС).
Взяточники проиндексировали ставки
«В 30% судебных дел чиновники обвиняются по ст. 290 УК РФ, устанавливающей ответственность за получение взяток, — отмечает адвокат Ярослав Гафуров. — В большинстве таких случаев на взятках „горят“ муниципальные служащие, взимающие „благодарность“ за победу в конкурсах на поставку различного оборудования». Конкуренцию им составляют следователи, прокуроры и судьи, торгующие индульгенциями от уголовного преследования — нередко посредниками при совершении подобного рода преступлений выступают нечистые на руку адвокаты. По 290-й статье проходят сотни налоговиков, обвиняемых в покровительстве предпринимателям, которое выражается в виде отказа от применения мер налогового контроля. Из-за кризиса и нестабильности валютных курсов в последнее время наметилась тенденция увеличения размера взяток, а также получения не денежных, а имущественных взяток — в виде автомобилей и недвижимости. Например, недавно в одном из регионов на таком «подарке» попался руководитель управления Росприроднадзора, в обмен на иномарку обещавший закрыть глаза на многомиллионный ущерб.
Кручу, верчу, заработать хочу
Едва ли не самыми капиталоемкими являются уголовные дела, фигуранты которых обвиняются по статье 159 УК РФ (мошенничество). Их доля в общем объеме судебных процессов против чиновников оценивается примерно в 20%. В основном речь идет о мошеннических операциях чиновников с государственной или муниципальной недвижимостью, которую должностные лица, используя положение и обладая информацией и документами, переоформляют на себя, своих родных и знакомых. Недавно в Москве рассматривалось уголовное дело, связанное с незаконным отчуждением федерального объекта недвижимости в пользу офшорной компании. Как правило, подобные схемы основаны на махинациях с акциями предприятий, владеющих зданиями, стоимость которых измеряется миллиардами рублей. Впрочем, этим «бизнес-творчество» государственных людей не исчерпывается. Например, недавно группа чиновников попалась на использовании схемы фиктивного оформления на должности сотрудников. «Мертвые души» принимались на работу, им оформлялись банковские карточки, по которым злоумышленники обналичивали средства.
Махинации с казенными активами
Статья 160 УК РФ (присвоение или растрата) устанавливает весьма жесткие санкции за допущенные нарушения, однако от соблазна распорядиться незаконно казенным имуществом многие чиновники устоять не в силах. По обвинению в совершении подобных преступлений чиновники отправляются за решетку примерно в 10% случаев. Чаще всего фигурантами уголовных дел по этой статье становятся работники службы судебных приставов. Кроме того, эта статья активно инкриминируется руководителям государственных компаний, обвиняемым в выводе активов через заключение фиктивных сделок. Встречаются и более изощренные преступления — например, с участием конкурсных управляющих. В ходе процедуры банкротства предприятий, располагающих денежными средствами и имуществом мошенники изготавливают фиктивные договоры займа, предъявляют их к оплате, перечисляют средства в адрес подставных фирм.
Палки в колеса
Судебная статистика по статье 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) позволяет судить о размахе еще одного противоправного ремесла чиновников, когда они начинают «кошмарить» бизнес. Подобные дела занимают примерно 5-процентную долю в судебной статистике. Так, в частности, используя служебное положение, госслужащие активно навязывают привлеченным по госконтрактам частным контрагентам субподрядчиков из числа подконтрольных фирм. Подобные злоупотребления особенно процветают в строительстве. В последнее время конкуренцию строителям стали составлять медики, вынуждающие поставщиков лекарств заменять отдельные позиции препаратами аффилированных производителей. А ведь речь зачастую идет о жизненно необходимых и важнейших лекарственных средствах.
Брать стали больше и сажать чаще
Несколько лет назад на одном из совещаний по противодействию коррупции в Генпрокуратуре были озвучены данные, свидетельствующие о ежегодном 25% росте среднего размера взяток. Сегодня этот тренд подтверждается уже судебной статистикой. Если проанализировать динамику приговоров по так называемым «коррупционным делам», опираясь на данные Судебного департамента, то в 2015 году наметилась тенденция роста количества должностных лиц, осужденных по «тяжелым», капиталоемким статьям Уголовного кодекса. Речь идет о преступлениях, совершенных в крупном и особо крупном размере и при прочих отягчающих обстоятельствах. В частности, на 13% возросло количество осужденных по делам о присвоении и растрате, совершенным с использованием служебного положения и в крупном размере. На 16% возросло число приговоров по делам о злоупотреблении должностными полномочиями. При этом количество осужденных за это преступление чиновников, занимающих государственные должности, увеличилось почти вдвое. Примерно 23-процентный рост зафиксирован по делам о преступлениях, связанным с превышением должностных полномочий. Количество отправленных за решетку взяточников возросло на 13%.
Тюрьма — не панацея
Сегодня все разговоры о борьбе с коррупцией сводятся к обсуждению карательных мер. Между тем, в условиях неэффективности бюрократического аппарата, «закручивание гаек» может привести к негативному эффекту в виде пропорционального роста увеличения суммы взяток и откатов, которые всегда являются платой за доступ к услуге, бюджетному ресурсу, свободе. И, возможно, зафиксированный статистикой рост числа осужденных взяточников и коррупционеров по «тяжелым» статьям Уголовного кодекса является отражением этой тенденции. В результате коррупционная нагрузка на граждан и предпринимателей возрастет, либо деятельность бюрократического аппарата среднего и верхнего эшелона власти может оказаться парализованной. Под страхом тюремных сроков большинство чиновников попросту перестанут принимать необходимые решения и брать на себя ответственность. В условиях неэффективности административной системы это может парализовать хозяйственную активность в тех сферах экономики, которые критически зависимы от госуслуг (например, в строительстве). Во избежание такого эффекта борьба с коррупцией должна носить не только карательный, но и сфокусировано превентивный характер — с ликвидацией причин, порождающих взяточничество. Параллельно с уголовным преследованием взяточников необходимо устранить искусственные затруднения на всех уровнях административного регулирования, которые и позволяют чиновникам «ловить рыбу в мутной воде».
Дмитрий Виноградов
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.