Третья волна приватизации, о которой так долго говорило российское правительство, спешит реализоваться на наших глазах. После дикой приватизации «по Чубайсу» и похожих на мошенничество залоговых аукционов 1990-х стране пообещали «цивилизованную» процедуру по ясным и прозрачным правилам. Правда, ни одной сделки пока не случилось и когда случится неясно. Пока речь идет о подготовке, о поиске претендентов на лакомые куски государственной собственности: нефтяные компании, банки, авиацию и флот.
Окончательного списка приватизируемых предприятий тоже нет. Но известно, что «Роснефть», «АЛРОСА» и «Башнефть» можно приватизировать немедленно — они уже стоят в плане приватизации. «Это публичные компании, которые котируются на рынке. В силу этого они технически и юридически лучше всего готовы и лучше всего известны инвестору. С этих и начнем», — пояснил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. После того как в декабре 2014 года АФК «Система» по решению суда вернула контрольный пакет «Башнефти» государству, в госсобственности оказалось более 75% нефтяной компании.
Первый претендент на «Башнефть» уже появился. Накануне агентство Reuters узнало, что купить государственную долю в ней намерена другая очень известная нефтяная компания — «Лукойл». Она самостоятельно обратилась в правительство РФ с предложением о выкупе миноритарного либо контролирующего пакета акций «Башнефти». В самой компании от комментариев отказываются, однако рынок информации поверил. После появления информации о покупке доли «Лукойлом» акции «Башнефти» выросли в цене более чем на 4%. Кроме того, информацию о планах «Лукойла» подтвердил «Ведомостям» один из федеральных чиновников.
Похоже, что после того, как кусок «Башнефти» достанется «Лукойлу», о справедливости в России можно будет забыть. Деньги липнут у деньгам — выгодоприобретателями новой приватизации вновь станут нувориши из 1990-х. Те самые, кто поживился при разделе советского экономического наследия. Ведь что такое «Лукойл»? Это часть нефтяной промышленности СССР («Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз», Волгоградский и Новоуфимский НПЗ) собранная вместе под новой вывеской ее новым владельцем — Вагитом Алекперовым. На момент создания частной нефтяной компании «Лукойла» Алекперов был замминистра нефтегазовой промышленности Союза…
В настоящее время, по данным Reuters, правительство раздумывает о продаже пакета, превышающего 50%. Ранее президент России сформулировал основные принципы, которым должно следовать правительство при подготовке приватизации. Речь шла о сохранении контроля со стороны государства, исключении «серых» схем, сокрытия долей и вывода в офшоры. Госконтроль предполагает сохранение за государством пакета не менее 50% плюс одна акция. Как видим, о нарушении этого принципа в случае «Башнефти» пока говорить нельзя. Банк ВТБ — похоже, другой случай.
В начале февраля Владимир Путин подписал указ, включающий ВТБ в план приватизации, а также снижающий минимально допустимую долю государства в нем с 50 до 45 процентов. Сейчас у государства 60 процентов акций. Значит, 15 процентов планируется продать. При этом, очевидно, будет потерян прямой контроль над активом — фактически, банк станет частным. Аналитики, правда, объясняют произошедшее хитростями банковского дела и утверждают, что контроль со стороны государства все равно сохранится. Однако после обещаний Чубайса про две «Волги» за ваучер народ относится к подобным заверениям с недоверием, резонно полагая, что стоит только начать, запустить процесс распродажи, и остановить его уже будет невозможно.
В своем недоверии он, народ, безусловно прав. Слишком много желающих отхватить куски пожирнее. Дав одним, придется давать и другим. Вот уже и президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян высказался с надеждой о таких перспективах. «Я думаю, что в данном случае снижение доли государства в банковском секторе — это тренд позитивный. Но с другой стороны, важно, чтобы не получилось так, что именно одного банка это касается, и за его счёт уменьшат долю государства в банковской сфере. Тут как-то надо это обеспечивать равномерно и пропорционально, с моей точки зрения», — пояснил Тосунян. Мы все хотим поживиться, как бы кричит Тосунян.
Ясно, что при подобной схеме приватизации первыми извлечь выгоду смогут высшие менеджеры приватизируемых структур. Они максимально близки к информации, порой сами ее формируют, участвуют совместно с чиновниками в процессе подготовки предприятий к продаже и, конечно, не упустят возможности обогатиться «по закону». Вот только несправедливость — категория пусть и невидимая, но силу имеет немалую. Ощущение, что тебя в своей собственной стране обкрадывают «по закону» оставляет отпечаток в душах народных надолго. Да, сейчас рейтинг власти высок, но ничто не бывает вечным. В трудный час может оказаться, что люди помнят, как несправедливо с ними обходились раньше. Так, не лучше ли обойтись справедливо?
Народные IPO
Идеалом, автору представляется все же государственная форма собственности на стратегические активы. Лучше вообще не продавать «курицу, несущую золотые яйца».Но раз уж приватизация неизбежна, уже назначена, раз так остро требуются заткнуть дыры в бюджете, то пусть это будет не распродажа собственности нуворишам, а, так называемые, народные IPO. «Народность» тут заключается в том, что акции продаются максимально широкому кругу граждан, вплоть до ограничения продажи «в одни руки» с тем, чтобы не позволять сверхбогатым и спекулянтам стать единоличными владельцами общественной собственности.
Кстати, народные IPO широко практикуют в соседнем Казахстане. Более того, в свое время Нурсултан Назарбаев сам настоял на том, чтобы процедура приватизации была именно такой. Народные массы не должны быть отлучены от национального достояния. Для самого широкого охвата населения в качестве так называемых трансферт-агентов, осуществляющих прием и передачу документов на приобретение акций, использовались почтовые отделения, которые есть в любом ауле. В итоге нефтедобывающие, телекоммуникационные и другие доходные предприятия получили сотни тысяч новых владельцев — граждан Казахстана. Это нельзя назвать социализмом, но к социальной справедливости такой способ все-таки ближе, чем российская ваучерная приватизация или, тем более, залоговые аукционы.
Кроме того, способ привлечения средств: через стратегического инвестора или народноеIPO — это еще и политический вопрос. Когда государство буквально «берет в долю» своих граждан, опираясь при этом на народ, а не не на олигархов, граждане начинают чувствовать, что это их страна. В противном случае госкорпорации выглядят как приватизированные высшим менеджментом «кормушки» для своих. Особенно когда люди узнают о многомиллионных зарплатах таких менеджеров. Хотели капитализма? Так формируйте широкий класс собственников, а не приближенных к раздаче дельцов. В противном случае граждане однажды окончательно разочаруются в капитализме и наступит время иных общественных отношений. Время настоящей справедливости.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.