Юрий Болдырев о необходимости смены экономической и политической системы

Юрий Болдырев о необходимости смены экономической и политической системы

Вчера на сайте портала «Свободная пресса» была размещена статья Юрия Болдырева, в которой он даёт свою оценку особенности нынешней ситуации в России. В самом начале он подчеркивает, что статья написана на базе тезисов выступления участников экономического форума, прошедшего в Орле 12 февраля.

Болдырев обратил внимание на навязывание россиянам искаженного представления о политическом ландшафте России. С одной стороны – прозападная либеральная оппозиция, с другой – встроенные во властную вертикаль политические силы (в том числе и левые). Он признает, что по многим вопросам внешней политики в обществе действительно сложился консенсус – по пониманию необходимости отстаивания геополитических интересов в условиях усиления экспансионистских устремлений со стороны США и Европы. Здесь нет необходимости оппонировать чему-либо. Однако левые и национально-ориентированные силы настаивают на «последовательности власти в защите национальных интересов», а также на соответствии внутренней политики внешней. Ведь без крепкого тыла о победе в современной войне шансы выиграть сведены к нулю.

На самом деле картина выглядит несколько иначе. Разумеется, речь должна идти о недопустимости ущемления российских национальных интересов. Однако Кремль на протяжении множества лет сам продолжал следовать в фарватере Запада. А то, что в последние три года наметились патриотические маневры в данной сфере, то это обусловлено стремлением нашей олигархии не допустить поглощения своих офшорных активов западным капиталом (а проявление данных устремлений со стороны «мирового сообщества» налицо, о чем свидетельствуют составление «списка Магнитского», принятие закона о налогообложении иностранных счетов в 2013 году, фактическое замораживание вкладов россиян на Кипре, внесение ряда ведущих российских фирм в санкционные списки). Поэтому наши власти стремятся усидеть на двух стульях одновременно, потому что осознают, что в случае как дальнейшего поддакивания Западу, так и последовательной полемики с ним, наворованные состояния олигархии мировые капиталисты поглотят в один миг. С одной стороны мы видим воссоединение с Крымом, проведение операции против ИГИЛа, с другой стороны – фактическое предательство Донбасса, отказ от признания независимости ДНР и ЛНР.

Юрий Болдырев отмечает, что по внутриполитическим вопросам мы все являемся оппозицией. По его словам, «собравшиеся и на Орловском форуме, и на других интеграционных площадках, таких как Московский экономический форум — практически едины» и предлагают альтернативные способы решения социально-экономических проблем. Общество осознает пагубность проводившейся экономической политики, необходимость её радикального изменения.

Далее эксперт пишет, что причины сложностей в экономике являются не падающие мировые цены на нефть и не санкции. Речь идет об исчерпанности и бесперспективности существующей модели социально-экономического развития. Поскольку она была «изначально безответственна и преступна, то новую должны разрабатывать и реализовывать те, кто изначально предупреждал о неминуемых последствиях прежнего курса». Словом, речь идет о необходимости отставки государственных деятелей, доведших Россию до нынешнего состояния.

Далее Болдырев подробно перечисляет, по каким вопросам в области экономики сложился консенсус в обществе. Прежде всего, по вопросу необходимости смены денежно-кредитной политики, превращения Центробанка в инструмент экономического развития. По его словам, «один из ранее выступавших коллег предложил ежегодное утверждение планируемой политики Центрального банка, включая ставку рефинансирования (может быть, какие-то ее граничные значения), утверждать законом. Возможны иные решения. Например, постановка перед ЦБ четких задач, определение четких количественных критериев достижения конституционной цели и поставленных законодателем задач и затем жесткий спрос за исполнение. Институционально возможно также еще одно решение — квалификационное и мотивационное требование для назначения на посты руководителей ЦБ (первого руководителя и не менее половины заместителей), а также членов Национального финансового совета — это должны быть не финансисты, а представители реального сектора экономики — промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства.

Наверное, первый вопрос уже широкого общественного консенсуса — это отношение к финансовой системе, Центральному банку и регулируемой им всей банковской системе».

Автор также пишет о необходимости «ответственности и наказуемости руководителей ЦБ за неисполнение конституционных и законодательных требований».

Далее следуют конкретные предложения со стороны Болдырева. По его словам, нужно реализовать следующие меры:

«— необходимо более четкое целеполагание;

— необходимы ответственность и наказуемость руководителей этого важнейшего ОРГАНА ГОСВЛАСТИ; невмешательство в его деятельность по Конституции — значит, оперативно не толкать под руку, но ПОДКОНТРОЛЬНОСТЬ обществу (парламентскому контролю) постфактум и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за совершенное — должны быть безусловно;

— недопустимо решать проблем путем обваливания национальной валюты без использования иных инструментов поддержки национального производства, без компенсации производственным предприятиям и гражданам явного снижения покупательной способности нашей национальной валюты (оборотных средств и сбережений);

— ключевая задача ЦБ — пресечение спекуляций и целевое финансирование развития под процентные ставки, соответствующие реальной прибыльности производства».

Следующий пункт, по которому в обществе наблюдается консенсус – прекращение размещения финансовых ресурсов за рубежом и использование их для инвестирования в реальный сектор экономики России, в повышение самодостаточности страны.

В виду того, что масштабы научно-технического отставания России от стран Запада достигли астрономических величин, то нужно взять  на вооружение путь догоняющего развития. В свою очередь, это предопределяет жизненную необходимость принятия мер, направленных на защиту внутреннего рынка. Следовательно, необходимо в срочном порядке выходить из ВТО, восстанавливать экономический суверенитет «в части права самим и в своих интересах регулировать всю свою внешнеторговую деятельность». Таким образом, это третий вопрос, по которому позиции разных общественных и политических сил сближаются.

Болдырев полагает, что общество солидарно по вопросу о необходимости недопущения продолжения приватизации стратегических активов, особенно в кризисный период. По его словам, любой кризис представляет собой игру определенных группировок «на понижение с целью скупки за бесценок чужих активов».

Вместе с тем, национальное достояние разворовывают не только с помощью присвоения государственного имущества в момент приватизации, но и за счет использования финансовых потоков при управлении государственной собственностью. в этой связи в обществе складывается понимание необходимости установление строжайшего государственного контроля над государственными корпорациями и ограничения действий «топ-менеджеров», жирующих за счет народа.

Автор статьи отметил, что различные слои общества также едины во мнении, согласно которому налоговая политика нуждается в изменении. Так, речь должна идти о снижение налогов для товаропроизводителей, но и об одновременном их повышении на сверхдоходы и на потребление предметов роскоши.

 

Также растет понимание необходимости изменения подхода в отношении инфраструктурных монополий. Следует исходить из того, что это не свободный бизнес, а инфраструктура развития. Поэтому основная задача заключается не в максимизации прибыли, а в «обеспечении развития и прибыли в иных обслуживаемых отраслях — отраслях реального товарного производства». Потому следует не просто регулировать цены, назначая их «с потолка» (это представляет собой своеобразный компромисс между жадностью монополий и желанием сохранить социальную стабильность»), а установить систему полноценного контроля «за объемом и обоснованностью расходов и государственное регулирование прибыльности».

 

Юрий Болдырев отметил, что общество выступает за сильную социальную политику, за прекращение «реформаторских» экспериментов в области науки, образования и здравоохранения. Нужны не мелкие корректировки, а «решительное пресечение этих людоедских и самоубийственных для государства «реформ»», обеспечение доступности образования и медицины, упразднение частных страховых компаний, прокручивающих  «в системе ОМС государственные деньги». Безусловное восстановление фактически ликвидированной и «отданной под управление менеджеров-финансистов 300-летней самоуправляемой Российской академии наук». Также – возврат к централизованной пенсионной системе.

Также стоит вопрос о жестком пресечении деятельности финансовых спекулянтов, в частности, с помощью введения специального налога для данных структур.

 

Далее Юрий Болдырев пишет следующее: «Вроде, есть диагноз и ясно, что нужно делать. Но власть все еще в руках сил с иным мировоззрением и целеполаганием. Доживем ли до мирной смены власти и, соответственно, до разворота социально-экономического курса на созидательный? И с чем придем к этому — какие степени свободы у нас останутся к тому моменту? Вижу ряд серьезных угроз.

Ожидание милости от природы и от конкурентов-противников

Похоже, несмотря на всю риторику, власть все же продолжает ждать милости откуда-то свыше — возврата к росту цен на нефть и газ. Но это ожидание вовсе не безобидно. Упускается самое ценное — время и остатки накопленного запаса живучести, которые надо тратить на реиндустриализацию страны.

Нефть больше не нужна?

Другая крайность — насаждаемое представление о том, что «эра углеводородов закончилась» и потому нефть и газ вообще больше не будут так уж нужны. И потому лучшее из возможного — опять попытаться запродать кому-нибудь все это на корню оптом.

Но напомню, что подобный аргумент звучал и два десятка лет назад, когда западные корпорации, при посредничестве своих прислужников у нас в стране, пытались взять под свой контроль все наши природные ресурсы оптом через механизм «соглашений о разделе продукции». И только благодаря тому, что тогда мы это не допустили, последовавшие затем «тучные годы» не прошли уж совсем мимо нас — полтора десятилетия мы, к сожалению, более бездарно, чем надлежало бы, тем не менее, пользовались плодами национального контроля за своими природными ресурсами.

Что дальше? Есть предположения, прогнозы, но точно — никто не знает.

И дешевая нефть — великая ценность

Но даже если цена на нефть больше никогда не поднимется, тем не менее:

— самообеспечение нашей страны энергоресурсами и сырьем — безусловная ценность и важный козырь в глобальной конкуренции;

— до тех пор, пока окончательно и безусловно не доказано, что нефть — сырье возобновляемое (есть такие теории), ответственное общество и ответственная власть должны исходить из обратного — что это НЕвозобновляемый ресурс. И потому необходимо сохранить максимум НЕвозобновляемых природных ресурсов потомкам. То есть, вывозить за рубеж не максимум того, что можем добыть и продать, но лишь то, на что закупаем жизненно необходимое для развития — оборудование, технологии, лицензии;

— все оборудование и услуги при добыче, транспортировке и переработке сырья, вся геология, весь нефтегазовый сервис, вся геофизика — все это должно быть свое. Наше сырье — колоссальный источник инвестиций в развитие отечественного машиностроения и высоких технологий;

— и еще один стратегический вопрос: даже не так важно, сколько стоит нефть, но РУКА НА НЕФТЕГАЗОВОМ КРАНЕ должна быть своя, национальная. В обозримой перспективе это в любом случае будет козырем в глобальной конкуренции и в глобальной же кооперации.

Выздоровление или смена наркотика?

Есть опасность, что, «слезая с нефтяной иглы», наши нынешние власти тут же попытаются пересесть (точнее, пересадить страну) на иглу какую-либо иную. Например, транзитную, арендную (сдача земель Дальнего Востока и Сибири в аренду иностранцам) или любую иную паразитическую, не созидательную. И что немало важно: ставящую нас все равно в полную зависимость от внешних сил.

Нано-успехи в инновациях и компетенциях

Еще одна опасность — фетишизация исключительно новых технологических укладов (нанотехнологии и т. п), ориентация исключительно на «новомодные» отрасли экономики, но без воссоздания полномасштабного производства, характерного для укладов прежних, без базисных отраслей промышленности предыдущих укладов. Проблема в том, что в этом случае все эти «инновации» окажется просто не к чему приложить, а внешние рынки в полном объеме нам никто не откроет — на это нельзя рассчитывать.

Экономоцентризм все еще на марше

Налицо и такая же фетишизация нашими властями и их ставленниками во всякого рода госкорпорациях и т. п., но уже старая, привычная — в отношении эффективности, рассматриваемой как эффективность узко экономическая, без учета комплексной социально-экономической эффективности. Яркий пример: можно сэкономить целый рубль на более дешевом иностранном товаре — и этим очень гордиться. Но затем вынужденно потратить десять рублей на пособия по безработице, борьбу с преступностью из-за безработицы и т. п.

ВВП — наш рулевой?

Еще одна опасность — браться реализовывать новую политику, но на основе неадекватных целей и критериев оценки результата. В том числе, фетишизации роста ВВП — как основного критерия «развития». Абсурдность такого подхода легко демонстрируется даже таким элементарным примером: берете и распускаете криминал — всем предприятиям и организациям сразу требуются платные охранники — вот вам и рост ВВП. Аналогично, например, с введением платных автопарковок в городах, платных автодорог и т. п. — ВВП растет как на дрожжах. При этом никакого реального развития — нет и в помине.

А не переложить ли проблемы на детей и внуков?

И последняя серьезная опасность в этом моем списке. Социально-экономическая ситуация стремительно ухудшается, но видимость социальной стабильности (особенно в преддверие выборов — осени 2016 и затем 2018 гг.) властям сохранить хочется. Выход? Известен из нашего недалекого прошлого — разграбление государства в долг.

Казалось бы, мы это уже проходили и больше это повториться не должно. Но где тому гарантии? Гарантий нет: никакие законодательные препоны не поставлены, а лица, участвовавшие в прежней авантюре, и поныне на высоких госпостах или на управлении госсобственностью. Более того, Минфин уже разослал ряду западных банков предложения по размещению евробондов. Пока масштаб невелик, но тенденция — опасная. Опять втягивают не только компании, но и все государство, а значит, наших детей и внуков — в тяжелейшую кабалу.

Важный исторический факт: в августе 1998 г., перед самым дефолтом, Дума приняла два постановления с предупреждением о недопустимости дальнейших заимствований — лимит закончен. Значит, все новые заимствования — не России, а конкретных лиц. Должностных лиц, подписывающих документы, но на взятие новых долгов не уполномоченных.

Желательно НЕ допустить повторения вынужденного обращения к подобному жесткому инструменту. Для этого нужно уже сейчас, заранее, решительно заявить о несогласии с попытками втягивания страны, наших детей и внуков, вновь в долговую кабалу.

Слепой за рулем?

И последнее — уже не об опасностях, но о необходимых нам управлении и контроле. О разделении властей и иные прописные истины — не тратим время — все расписано в учебниках. Но несколько важных акцентов.

Итак, нельзя управлять вслепую. Но что видит общество и что видят власти сегодня?

На недавнем (11 февраля) Богомоловском семинаре (памяти академика О.Т.Богомолова) докладчик — академик Аганбегян — подчеркнул, что по всем макроэкономическим показателям НИКТО (и в стране, и в мире) не мог предсказать торможения в 2012 г. и падения нашей экономики в 2013—2014 гг. — еще до падения мировых цен на нефть и взаимных санкций. Но что это означает? Докладчик счел, что просто оказались недоучтены некоторые факторы — и рассказал, какие именно, например, падение в 2009-м году инвестиций. С моей же точки зрения, ситуация существенно хуже. За основу для диагноза и прогноза приняты неадекватные параметры и критерии. Например, целенаправленно смешаны инвестиции «портфельные» (финансовая спекуляция) и вложения в развитие. Равно вместе идут вложения в заводы и в торгово-развлекательные комплексы. В графе «импорт» вместе идут машины и оборудование и средства транспорта — значит станки и оборудование смешаны с шикарными яхтами, «Порш» и «Майбахами»…

Откуда это все взялось? Само — по чьей-то глупости? Или же это сознательное манипулирование статистикой? Для меня очевидно, что второе. Но главное: всю эту статистику, зачастую, лишь вводящую в заблуждение, придется решительно пересматривать. Нам нужна статистика не для манипулирования, но для осмысленного управления.

За что будем бороться?

О том, что ВВП — никак не основной целевой показатель для нашей страны в ее нынешнем положении, мы уже говорили. Это примерно как вес выздоравливающего ребенка: на этапе выхода из дистрофии — важен. Но далее — совсем другие показатели. Показатели не степени ожирения (если сохранить как основной показатель прежний), но здоровья, укрепления и развития организма.

Так и для нашей страны: если элементарного голода нет, то цель и задачи совсем другие, нежели ВВП. А именно — научно-технологическое и промышленное развитие, повышение самодостаточности российской экономики. Этим целям соответствуют и иные параметры оценки и критерии достижения результата.

А если и новые власти захотят нами манипулировать?

Человек несовершенен, зачастую грешен. Как сделать так, чтобы новые будущие власти, изначально, может быть, и созидательно ориентированные, тем не менее, затем не погрязли в чрезмерном себялюбии, бюрократическом застое и коррупции?

Ответ известен: необходимо восстановление разрушенных (включенных в нынешнюю «вертикаль») ключевых институтов независимого контроля за властью — таких, как, в частности, Счетная палата России. Без полноценного наблюдения и контроля со стороны общества за исполнительной властью (той реальной оперативной властью, которая и распоряжается нашими общими ресурсами) никакое эффективное управление В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА невозможно.

Опять контролеры?

Как, спросят меня, но ведь эти контролеры и так уже всех достали?

Да, достали. Но не эти.

Обращаю внимание: вся система контролирующих органов должна быть развернута и переориентирована, должна концентрировать свое внимание отнюдь не на гражданах, но:

—  на властных институтах;

— на должностных лицах;

— на монополистах, прежде всего, инфраструктурных предприятиях-монополистах;

— на крупных торговых и обслуживающих предприятиях, имеющих реальный вес в продвижении и защите своих интересов.

На самом же низовом уровне у граждан есть свой колоссальный потенциал самоорганизации. При разумной социально-экономической политике государства и при поддержке этого процесса сверху (при обязательном жестком пресечении криминала), граждане и сами самоорганизуются и на низовом уровне создадут собственные разнообразные механизмы социального контроля — государственной власти нужно лишь всячески содействовать этому, поощрять такое реальное местное самоуправление и защищать.

Но понятно, что это самое поощрение и защита потребуют жестких репрессивных мер со стороны государства — в отношении всякого криминала. В обеспечение этой элементарной минимально нормальной жизни необходим разворот всей правоохранительной и судебной систем на защиту производителя, созидателя и гражданина в целом. Это отдельная большая тема — здесь ее лишь намечаем.

Свободный гражданин свободной стране

И снова о дебюрократизации всей контролирующей и правоохранительной систем — об опоре в управлении и контроле на общество. Начинать надо с элементарного — со всяческого стимулирования защиты гражданами и малыми предпринимателями своих интересов против произвола органов госвласти. Это касается и судебной защиты. И, в не меньшей степени, обязательное расширение безусловного права гражданина на самооборону, защиту себя, близких и своего жилья. Причем, подчеркиваю, не выбирая методы и средства, не заботясь о «соразмерности» защиты нападению. Ведь выбирать в экстремальной ситуации некогда, а защищаться надо. Право на защиту себя и близких должно быть БЕЗУСЛОВНЫМ, независимо от тяжести последствий для нападавшего.

Кстати, есть важный индикатор, лакмусовая бумажка, по которой можно определить, в чьих интересах на самом деле действует та или иная власть. Власть в интересах меньшинства всегда стремится народ разоружить, якобы, в целях его же безопасности. Власть в интересах большинства, да еще и вынужденная противостоять внешним или внутренним вызовам, всегда стремится сделать противоположное — опереться на большинство и для этого это большинство вооружить. Как минимум, вооружить БЕЗУСЛОВНЫМ правом на самозащиту, самооборону.

Никакого подлинного самоуправления (в т.ч. жилищного и местного) и «вставания с колен» без права гражданина высоко поднять голову и не бояться криминала — не получится».

 

Разумеется, вопрос о расширении форм общественного контроля над властью в условиях кардинального усиления государственного участия в экономическом развитии является крайне важным. В то же время необходимо отдавать себе отчет в том, что государство представляет собой организацию господствующего класса. В условиях капитализма власть принадлежит буржуазии. Это касается как исполнительной, так и законодательной ветвей власти. Вполне понятно, что капиталисты не станут последовательно контролировать деятельность своих собратьев по классу. В лучшем случае будет имитация контроля над деятельностью чиновников и государственных корпораций, не более того. В этой связи речь должна идти о необходимости восстановления власти трудового народа, о возрождении системы Советов.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *