Она всегда делала больше, чем могла

Она всегда делала больше, чем могла

Помню: ребенком я прочитала в какой-то книжке стихотворение о мальчике по имени Роберто. Оно запало мне в душу. До сих пор через много-много лет я его помню, и оно волнует меня в такой же степени, как и тогда. Вот оно:

Роберто, детский голос твой
Суровым стал за этот год.
Ты просишь взять тебя с собой,
Когда отряд на фронт пойдет.
Роберто… Мы сидим вдвоем,
И ты рассказываешь мне
О днях тяжелых, о войне,
О брате раненом твоем.
О том, как падает снаряд,
Взметая кверху столб, земли,
И как друзей твоих, ребят,
В соседний госпиталь несли.
О том, что часто плачет мать,
И нет известий от отца,
И что умеешь ты стрелять
Не хуже взрослого бойца.
Ты просишь взять тебя с собой,
Когда отряд на фронт пойдет.
Роберто, детский голос твой
Суровым стал за этот год.

Позднее, прочитав другие стихи из испанского цикла, я узнала, что стихотворение «Роберто» было написано Агнией Львовной Барто, в то время уже очень известной поэтессой, которой 17 февраля 2016 года исполнилось бы 110 лет. Это стихотворение было написано под впечатлением войны в Испании. В 1937 году А.Л.Барто была делегатом проходившего в Испании Международного конгресса в защиту культуры, где она воочию увидела, что такое фашизм. Заседания проходили в осажденном пылающем Мадриде.

Но вернемся более чем на тридцать лет назад в февраль 1906 года. В Москве только что прошли масленичные балы, начинался Великий пост. Российская империя находилась в преддверии перемен. В обществе еще не угасли надежды на решение «еврейского вопроса» В семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова ожидали рождения ребенка. 17 февраля (4 февраля по старому стилю) родилась девочка. Ее отец Лев Николаевич имел все основания надеяться, что дочь будет жить уже в другой, новой России. И эти надежды сбылись. Чуть больше чем через десять лет произошла Великая Октябрьская социалистическая революция.

Агния получила вначале домашнее воспитание, которым руководил сам отец. Семья Воловых вела типичную для интеллигентов того времени жизнь: умеренная оппозиция к властям и вполне обеспеченный дом. Оппозиция выражалась в том, что Лев Николаевич чрезвычайно любил писателя Толстого и по его детским книжкам учил дочь читать. Вспоминать свое детство Агния Барто не любила. Это было домашнее начальное образование, французский язык, парадные обеды с ананасом на десерт.

Потом маленькая Агния поступила в гимназию, где начала писать стихи. Поэзией она увлеклась вслед за гимназическими подругами. Десятилетние девочки тогда все как одна были поклонницами молодой Анны Ахматовой. Первые поэтические опыты будущей детской писательницы были полны «сероглазых королей», «смуглых отроков» и «сжатыми под вуалью руками». Юность Агнии Воловой пришлась на годы революции и гражданской войны. При этом ей каким-то образом удавалось жить в собственном мире, где мирно сосуществовали балет и сочинение стихов.

Анатолий Луначарский, прослушав первые стихи Агнии, посоветовал ей продолжать писать. В 1925 году состоялся ее дебют как поэта. Она опубликовала две книжки детских стихов. Это были «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Позднее после встречи и беседа с Маяковским о необходимости принципиально новая поэзия для детей, чтобы воспитывать будущих граждан страны советов, Агния Барто окончательно определила свой выбор тематики поэзии Так появились на свет сборники стихов: «Братишки» (1928 год), «Мальчик наоборот»(1934 год), «Игрушки», (1936 год), «Снегирь» (1939).

Во время Великой Отечественной войны Агния Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки, а в 1942 году была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.

За десять лет в 1940-1950 годах вышли новые сборники ее стихов: «Первоклассница», «Звенигород», «Веселые стихи», «Стихи детям». В эти же годы она работала над сценариями таких детских кинофильмов, как «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер». Затем увидел свет большой цикл сатирических стихов для детей «Лешенька, Лешенька», «Дедушкина внучка» и другие.

В 1969 году вышла интересная документальная книга «Найти человека». Своеобразный дневник Агнии Барто «Записки детского поэта» был опубликован в 1976 году.

Агния Барто стала любимым автором для многих поколений советских детей. К сожалению, мало кто знает подробности биографии поэта, которая помогла встретиться тысячам людей, потерявших друг друга во время войны.

А.Л.Барто умерла в 1981 года. Она ушла из жизни 1 апреля. После вскрытия врачи были потрясены: сосуды оказались настолько слабыми, что было непонятно, как кровь поступала в сердце последние десять лет.

Когда-то А.Л.Барто произнесла пророческие слова: «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может». В случае с ней самой это была не минута — так она прожила всю жизнь.

Подготовлено по открытым источникам

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *