Тольятти становится городом безработных. Людей сокращают, предприятия банкротят. За шесть последних лет от стотысячного коллектива АвтоВАЗа осталось меньше половины. С 15 февраля завод переходит на четырёхдневную рабочую неделю. В результате зарплата у тех, чьи рабочие места пока сохраняются, снизится на 20%. С января 3 тысячи человек переведены на социальные и подсобные работы. Средняя зарплата на предприятии (без учёта зарплаты менеджеров) до сокращения рабочей недели составляла 28,5 тысячи рублей. Теперь те, кто работает на конвейере, будут гнуть спины примерно за 23 тысячи рублей в месяц. Сколько же получают тогда люди на социальных и подсобных работах? Хватит ли им своего заработка на кусок хлеба?
ЛЮДИ НЕ ЗНАЮТ, куда им деться. На бирже труда 2,6 человека на одну вакансию. Когда закрываются машиностроительные заводы, для слесаря или сварщика вакансий вообще не находится. Некогда мощный индустриальный город погибает. Обездоленные люди готовы браться за любую работу, лишь бы свести концы с концами. Руководство ВАЗа рекомендует надеяться на государство. Директор завода швед Бу Андерссон обратился за помощью к правительству РФ, просит субсидию 2 миллиарда рублей для работников предприятия. Но ведь 74,5% его акций принадлежит теперь дельцам из Франции. Из 15 членов совета директоров восемь — иностранцы. Если прибыль уходит в основном за границу, то и за долги надо спрашивать с зарубежных хозяев.
Недавно прошёл предвыборный съезд партии «Единая Россия». Ораторы на нём опять были переполнены оптимизмом. Лидер партии, премьер Дмитрий Медведев, уверял, что её поддерживают и рабочие, и руководители предприятий. Директора-то точно поддерживают, а насчёт рабочих — большое сомнение.
В недалёком прошлом судьбу АвтоВАЗа «партия власти» пыталась сделать своим партийным проектом. В 2009 году даже подбирали 10 менеджеров, которые вытащили бы завод из трясины. Предложенные кандидатуры были согласованы с правительством, получили одобрение от первого вице-премьера Шувалова. От «единороссов» требовалось разработать стратегию развития компании, создать на заводе эффективное производство.
Одним из таких «моторов» должен был стать тогдашний депутат Госдумы от «Единой России» Юрий Исаев. Убойного менеджера планировали сделать вице-президентом завода по работе с «дочками» АвтоВАЗа: именно на них должны были трудоустраивать сокращаемых сотрудников. Этот ценный кадр уже успел побывать на высоких должностях в нескольких банках. Предлагаемая работа была по его профилю. Тот проект назвали «партийный завод». Потом «ЕдРо» родила новый, более широкомасштабный проект: «Тольятти — город для жизни». Один проект, второй… Теперь всем ясно, что «Единая Россия» не способна разрабатывать какие-либо технические новшества: её кадры готовы и умеют только всё распродавать.
Сейчас ведётся много разговоров об экономическом кризисе в России. Если он рукотворный, то надо признать, что является результатом творчества власти и «партии власти». Это при их инициативном участии в стране, кроме нефти и газа, стали использовать ещё одно «полезное ископаемое»: дешёвый труд безропотных работников. Как раз под этих «рабов» и стали заманивать иностранных инвесторов. Зарубежные эксперты удивляются, что больше половины бедняков в России — работающие люди. Немудрено, что западные капиталисты в поисках дармового труда на стороне переносят свои предприятия в Россию.
А «наши» привластные дельцы с энтузиазмом распродают заводы заморским братьям по классу. Например, АвтоВАЗ продали компании «Рено — Ниссан», оставив госкомпании «Ростехнологии» только 25% акций. Кремлёвско-«белодомовские» горе-стратеги надеются, что транснациональные компании обновят модельный ряд, что наши «Лады» будут конкурировать с иномарками и всё это даст гарантированную работу тольяттинцам.
В реальности после сделки началась, говоря на бюрократическом новоязе, «оптимизация». Сокращая работников, новые хозяева стали повышать интенсивность труда. Вместо двух человек впрягли в лямку одного. Одновременно увольняют и ведущих конструкторов и технологов, так как превращают АвтоВАЗ в цех по сборке иномарок.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРОФСОЮЗЫ России этим преступным инновациям ничуть не сопротивляются. Как говорит председатель профкома такого автовазовского профсоюза Сергей Зайцев, в заводском коллективном договоре есть обязательства администрации перед сотрудниками: минимальная зарплата на предприятии не должна быть меньше 1,3 прожиточного минимума. Это немногим больше 12 тысяч рублей, почти блокадная пайка. Но председатель профкома успокаивает: если выходишь на двойную смену, то можно заработать больше. Зайцев рассуждает не как профсоюзный деятель, а скорее как директор. Но, оказывается, удивляться тут нечему: он и есть член совета директоров. Мудрено ли, что такой профбосс вместе с заводом продал и защиту заводского работника.
Пока официальный профсоюз взвешивает на аптечных весах зарплату рабочих, чтобы она не упала ниже прожиточного уровня, независимый профсоюз, который администрация предприятия не берёт в расчёт из-за его малочисленности, борется за индексацию зарплаты, она должна компенсировать бешеную инфляцию и рост цен. На 12 тысяч рублей, которые Зайцев записал в коллективный договор, невозможно прожить и одному человеку, а ведь у большинства работников семья.
Единственные, у кого на АвтоВАЗе нет подобных забот, так это — топ-менеджеры. У них жалованье в прошлом году составило 2,3 миллиона рублей в месяц. Когда в 2014 году уволились 9 членов правления АвтоВАЗа, то им были выплачены «золотые парашюты» на сумму около 200 миллионов рублей. За три месяца прошлого, уже кризисного года члены правления получили 72,4 миллиона рублей, что на 17 миллионов больше, чем за такой же период 2014 года. Убыток же завода в это время составил 25,4 миллиарда рублей. Директор Андерссон тоже себя не обижает. Недавно признался, что имеет ежемесячно 50 тысяч долларов. Что ему кризис!
Независимый профсоюз требует, чтобы соотношение зарплаты менеджеров и рабочих было один к пяти. Но ни хозяева, ни их обслуга на это не пойдут. А разве согласится на это профсоюзный босс Зайцев?! Случись такое — и ему урежут миллионные бонусы, которые полагаются за членство в совете директоров. В отместку Сергей Зайцев заявляет, что независимый профсоюз «Единство» — это вовсе не профсоюзная организация АвтоВАЗа, а отделение коммунистической партии.
АВТОВАЗ НЕ ОДИНОК в своей горькой судьбе. У него много поставщиков, которые зависят от основного производства, от сборочных конвейеров. Теперь все вместе они идут ко дну. Прошлым летом было объявлено о ликвидации «АвтоВАЗагрегата», поставляющего АвтоВАЗу комплектующие: сиденья, глушители, каталитические нейтрализаторы отработавших газов, трубки тормозной и топливной систем и многое другое. Теперь его банкротят. Уже сократили 1500 человек, не выдав им долги по зарплате за несколько месяцев. С 1 марта на биржу труда отправится остальная часть коллектива. 1200 человек будут уволены с Волжского машиностроительного завода, на котором изготавливали роботов для сборки машин.
Основным владельцем «АвтоВАЗагрегата» является компания «КопперБЕРГ Лтд». Она зарегистрирована в офшорной зоне на Британских Виргинских островах. Собственники находящихся в России заводов и фабрик глубоко законспирированы, как разведчики во вражеском тылу: часто прячутся под чужими фамилиями. Это и есть те «патриоты», на которых нынешняя власть делает ставку. По неофициальным данным, настоящим собственником, например, «АвтоВАЗагрегата» является московский бизнесмен Алексей Козлов, чей брат официально возглавляет предприятие.
Ситуация на «АвтоВАЗагрегате» стала критической, когда недавно сорвалась сделка по выкупу цехов завода АвтоВАЗом. Выяснилось, что «АвтоВАЗагрегат» в глубокой долговой яме, за ним числится, по одним данным, кредиторская задолженность
1 миллиард 370 миллионов рублей, по другим сведениям —
6 миллиардов. Дело в том, что производитель отечественных автомобилей АвтоВАЗ уже давно переключился на других поставщиков комплектующих, в том числе иностранных. Зарубежным владельцам порой выгоднее давать работу своим соотечественникам ради поддержания стабильности у себя дома. Их не беспокоит, что они оставляют наших тружеников безработными. Неудивительно, что в такой ситуации идут на дно отечественные поставщики, которые находятся рядом.
Уволенные сотрудники «АвтоВАЗагрегата» ездили в Самару, чтобы попасть на приём к губернатору. Их не пустили. Писали в Кремль — уже поняли, что бесполезно. Подали в суд более 900 исков. На руках судебных приставов уже 126 исполнительных производств. В городе полно должников с ипотекой, кредитами. Есть матери-одиночки, есть многодетные. У всех сложности. Одну из сокращённых сотрудниц запрессовали коллекторы: выбивали долги. Она не выдержала и выбросилась из окна 14-го этажа.
Местные журналисты попытались расспросить о нынешнем житье-бытье безработных горемык. Вот что говорит бывшая сотрудница «АвтоВАЗагрегата» Елена Славянская: «Питаемся на две тысячи рублей в месяц. Долги за коммуналку 30 тысяч. За три года до кризиса взяла кредит, думала хоть в старости в квартире пожить, а не в малосемейке. И вляпались — хуже не придумаешь. Чиновники посочувствовали — выписали по 150 рублей помощи в месяц. А мы должны выплачивать ежемесячно по восемь тысяч».
Ольга Сысовская: «У нас дочке 11 лет, сыну 5 лет. Муж с лета денег не получает. Питаемся кефиром с хлебом. Остатки сбережений улетают на малышню. Школа, садик. Иногда посещаем эти заведения. А когда платить за садик нечем, то дома сидим».
Антонина Ларина: «Работяги стали ходить по понедельникам к супермаркетам — просить просроченные продукты. Товар раньше утилизировали — отдавали бомжам, сейчас списанные творожки расхватывает гордость нашего автопрома. На бирже труда давка, вакансий нет».
НА РЫНКАХ в соседних городах полно безработных из Тольятти, они в основном распродают старые вещи. А Наталья, которая работала раньше мастером-технологом, разложила салфетки, вяжет их и продает. Так зарабатывает на хлеб, другой работы нет. Никто из уволенных не хочет жить за счёт государства или благотворителей. Об одном просят люди: «Верните работу! Нельзя сохранить предприятие — дайте альтернативу». Люди построили этот город, вложили в него душу, а теперь никому ни они, ни их дети не нужны. Люди устали бояться за свою жизнь и работу. Для них это — одно и то же.
Губернатор Самарской области Н. Меркушкин сообщил, что в случае сокращений сотрудники АвтоВАЗа будут заняты в подготовке Тольятти к… празднованию 50-летия предприятия, которое состоится в этом году. Нужно-де много строить, благоустраивать, чистить, дороги сооружать. На эти цели выделяются дополнительные средства.
Выходит, безработица — это одно, а праздники, на которые тратятся огромные бюджетные суммы, — это другое. Хотят развеселить голодный народ. Вот устроили в День машиностроителя праздничные гулянья в городе, а всё выглядело, как пир во время чумы.
В Тольятти в конце января приезжал председатель правительства РФ Д. Медведев. Люди надеялись, что он поможет городу безработных. В социальных сетях обсуждали, как встретить премьера. Пытались устроить ему экскурсию по местам нашего импортозамещения, по грудам металла закрытого Волжского машиностроительного завода и многих других предприятий. Неудивительно, что встреча не состоялась: судьбы людей, которым давно не выплачивали зарплату, с которыми не рассчитались после увольнения за прошлые долги, которые голодают, главу капиталистического правительства и лидера «Единой России» не интересуют. Медведеву куда интереснее было покататься на новом хэтчбэке Lada XRAY, построенном, можно сказать, на страданиях тысяч людей из Тольятти. И не надо удивляться: такое у нас сейчас государство и, соответственно, такие в нём правители.
От редакции: Фактическое невнимание главы правительства РФ к проблемам невыплаты зарплаты работникам АвтоВАЗа недвусмысленно доказывает, что наша власть постепенно начала сбрасывать маску со своего лица и открыто демонстрировать свою классовую сущность. До тех пор, пока политическая власть остаётся в руках капиталистов, о последовательном решении социальных проблем говорить не приходится. Правда, многие рассчитывали на то, что руководство страны поступит также, как в 2008 – 2009 гг.., когда президент и премьер-министр, действуя в режиме «ручного управления», формально следили за тем, чтобы буржуи не выбрасывали на улицу своих наёмных работников. При этом им выделяли колоссальные финансовые ресурсы. Но тогда ещё был огромный Резервный фонд, накопившийся благодаря бурному притоку нефтедолларов в 2000 – 2008 гг.. Однако сейчас, когда кризисные явления в экономике усиливаются, когда тают финансовые резервы нашего государство, капитал с помощью своих политических представителей в лице нынешней власти, стремясь не допустить уменьшения своей прибыли, пытается пополнить свои карманы за счет дополнительного ограбления трудящихся.
Впрочем, даже формальная поддержка АвтоВАЗа со стороны государства была бы недостаточной мерой. Надо ставить вопрос о повышении ответственности руководства корпорации (как самого АвтоВАЗа, так и государственной корпорации «Ростехнологии», в состав которой входит данное предприятие) (а не о приватизации отрасли), о последовательном проведении антиофшорной политики. А в перспективе речь должна идти о передаче всей полноты власти трудовому народу – в противном случае о последовательном контроле за деятельностью как госкорпораций, так и чиновничества речи быть не может, равно как и гарантии недопущения реставрации капитализма.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.