Депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе во главе с Г.А. Зюгановым направили обращение Президенту РФ В.В. Путину. Они требуют пересмотреть принципы проводимой исполнительной властью реформы здравоохранения.
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
«О пересмотре принципов проводимой исполнительной властью реформы здравоохранения»
Уважаемый Владимир Владимирович!
Реализуемая Правительством Российской Федерации и региональными администрациями т.н. «программа оптимизации здравоохранения» негативно сказывается на количестве медицинских организаций, врачей и мест в больницах, что в конечном счете создает опасность для жизней и здоровья неопределенного круга граждан.
Соответствующие выводы сделаны Счетной палатой Российской Федерации в результате проверки исполнения соглашения между Минздравом и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению целевых показателей оптимизации сети государственных и муниципальных медицинских организаций в 2013-2014 годах.
Как выяснили аудиторы, сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей — более 19 тыс. человек (без учета врачей, работающих в медицинских организациях Крымского федерального округа).
Проверка Счетной палаты показала, что в ходе «оптимизации» регионы проводят активное сокращение численности медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства — около 140%.
О недопустимости подобных мер предупреждал, в частности, президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор Леонид Рошаль: «Катастрофа заключается в двух проекциях: недостаточное количество врачей, их количество уменьшается из года в год, огромная нагрузка на тех врачей, которые остаются, работают на 1,5-2 ставки». Он прямо заявил: «Я против такой оптимизации».
При этом коллегия Счетной палаты подчеркнула, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более.
Более того, несмотря на тот факт, что по итогам 2014 года часть высвобожденных за счет проведения т.н. «оптимизационных мероприятий» средств направлена на повышение заработной платы работников, указанная сумма составила менее 1% фонда оплаты труда, т.е. практически не улучшила финансовое обеспечение ни организаций, ни работников.
Стоит отметить, что сокращение числа медицинских работников на фоне роста количества «потребителей услуг» неминуемо приводит не только к избыточной интенсивности труда, но и к снижению доступности и качества предоставляемых услуг.
Сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в 2 и более раз. Например, в Пензенской области выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приема врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.
Под мероприятия по «оптимизации» подпадают 952 медицинских организации, из них 472 — в 2015 году (49,6%). Из 952 медицинских организаций за 2014-2018 годы предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В 2014 году в мероприятиях по «оптимизации» участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. 330 потеряли свою самостоятельность. До конца 2018 года планируется закрыть еще 15 мед. организаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 года по сравнению с 1 января 2014 года численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций — на 7,2%.
По медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов уже на конец 2014 года сокращено 33 757 коек.
В Москве за два года сокращено около 20 тыс. коек. Вопреки острой нехватке медицинских работников, происходит увольнение более 8 тыс. медиков, закрытие более четверти больниц, на ремонт и оснащение современным оборудованием которых затрачены многие миллиарды рублей. И это в условиях кризиса, при росте хронических заболеваний.
В регионах же до 2018 года планируется сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично «офисами» врачей общей практики.
Ограничение доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи, коснулось и сельских жителей.
Согласно результатам проверки, в России 17 с половиной тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или «офису» врачей общей практики.
03 декабря в послании к Федеральному Собранию Вами была предельно четко обозначена указанная проблема: «Люди жалуются, что им порой непонятно, почему закрываются или объединяются, например, больницы […] Мы всё время говорим о необходимости реструктуризации сети, в некоторых случаях переразмеренной. […] Для того, чтобы выйти на определённые показатели, совсем не самым лучшим способом решения этой проблемы является закрытие ФАПов на селе. А это мы, к сожалению, тоже видим. И потом людям за 100 километров нужно ехать, чтобы получить медицинскую помощь. Это вообще ни в какие ворота не лезет!».
Вам стало известно об этих проблемах вопреки постоянной дезинформации «реформаторами» руководства страны и общества.
Обращаем Ваше внимание на то, что утверждение, согласно которому количество врачей и коек на 10 тыс. населения в России выше, чем в странах ЕС, — ошибочно. С учетом заболеваемости, плотности населения, если не брать в расчет количество стоматологов, санврачей, лаборантов и управленцев, эти данные совпадают.
Не выдерживает никакой критики тезис представителей исполнительной власти о переизбытке врачей. Расчеты, проведенные специалистами незадолго до реформы, показали нехватку десятков тысяч врачей.
Отрицание «реформаторами» очевидного приводит к совершенно недопустимым последствиям. Аудиторы отметили рост как внутрибольничной летальности, связанный, в частности с тем, что из-за отсутствия или нехватки мест в отделениях интенсивного лечения производится в обычное терапевтическое отделение госпитализация больных с тяжелыми заболеваниями, так и числа умерших на дому, в т.ч. из-за снижения доступности «медицинских услуг».
Так, число пациентов, умерших на дому, в 2014 году по сравнению с аналогичным показателем за 2013 года увеличилось: в Липецкой области — на 1 955 человек, Московской области — на 1 519, Орловской области — на 580, Архангельской области (без автономного округа) — на 544, Республике Дагестан — на 518, Кабардино-Балкарской Республике — на 1 120, Республике Северная Осетия — Алания — на 2 157, Чеченской Республике — на 1 862, Республике Татарстан — на 1 425, Тюменской области (без автономного округа) — на 17, Республике Хакасия — на 608, Забайкальском крае — на 197, Омской области — на 235.
Если сравнивать показатели января-февраля 2015 года с аналогичным периодом 2014 года, то рост смертности населения составил 2,2%.
Политика сокращения персонала медицинских организаций и ликвидация самих юридических лиц является недальновидной и должна быть коренным образом переосмыслена.
Тем не менее, исполнительная власть, вопреки данным статистики, продолжает твердить об эффективности проводимой реформы. Возможно, это отчасти обусловлено негласными планами по постепенному внедрению платной медицины в Российской Федерации, что также отмечено аудиторами Счетной палаты.
В таком случае, программа «оптимизации» здравоохранения нарушает не только право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и посягает на конституционный принцип, согласно которому медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Основа современного здравоохранения — лекарственные препараты. 90% врачебных назначений — лекарственная терапия. Но только 8—10 миллионов граждан могут получить вне стационара лекарства, оплаченные из бюджета. У многих просто нет средств на покупку лекарств за свой счет.
Так или иначе, выявление Счетной палатой прямой взаимосвязи между реализацией Правительством Российской Федерации и региональными администрациями программы и повышением смертности говорит о необходимости срочного изменения медицинской политики в целях обеспечения фундаментального права граждан России на жизнь.
Вместо повального сокращения числа медицинских организаций, врачей и мест в медицинских учреждениях, необходимо решать реальные проблемы отрасли.
Система обязательного медицинского страхования не дотягивает до современного уровня и не стала страховой. Страховые организации выполняют функции посредников при движении финансовых средств. Они не мотивированы на повышение качества помощи и практически не несут за нее никакой ответственности. Доходы страховых компаний складываются из штрафов, которые они налагают на медицинские организации по любым, даже самым незначительным поводам. Размер штрафов доходит до 100% тарифа, и оказание медицинской помощи, которую получил пациент, не оплачивается. Эти средства не используются для улучшения качества медицинской помощи.
Высокотехнологическая помощь ушла в систему обязательного медицинского страхования с 2015 года, что грозит сокращением ее финансирования и снижением доступности для населения. Необходимо оставить ее на финансировании из федерального бюджета.
2 млн. безнадежно больных нуждаются в паллиативной помощи, им необходимы сильнодействующие анальгетики. Но 70% больных их не получают, в 25 регионах получают 2-10% нуждающихся, в 36-менее 2%.
Необходимо создавать систему оплаты труда медиков по профессиональным квалификационным группам, исключать неоправданный разрыв (в ряде случаев в 200 раз) между доходами медицинских работников и руководства больниц.
Применение принципа реальной ответственности медицинских чиновников за состояние здоровья населения должно предупредить реализацию необдуманных и вредных реформ.
Просим Вас как гаранта Конституции Российской Федерации принять меры, направленные на пересмотр принципов реформы здравоохранения в целях остановки сокращения числа медицинских организаций, врачей и мест в медицинских учреждениях, а также решения накопившихся проблем отрасли.
О принятых Вами мерах просим сообщить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
С уважением,
Депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Г.А. Зюганов, О.Н. Алимова, В.И. Бессонов, М.Н. Берулава, Н.И. Васильев, Д.Н. Вороненков, В.А. Ганзя, В.И. Гончаров, О.И. Денисенко, Е.В. Доровин, М.М. Заполев, Н.Н. Иванов, В.А. Коломейцев, Н.В. Коломейцев, А.В. Корниенко, Н.А. Кузьмин, О.А. Куликов, Д.Х. Кононенко, А.Д. Куликов, С.П. Мамаев, С.В. Муравленко, И.И. Никитчук, С.П. Обухов, В.Н. Паутов, А.В. Потапов, А.А. Пономарев, В.Г. Поздняков, Н.В. Разворотнев, В.Ф. Рашкин, И.А. Ревин, С.Н. Решульский, В.Р. Родин, П.В. Романов, Е.А. Рульков, Н.Ф. Рябов, Н.И. Сапожников, В.А. Симагин, Ю.П. Синельщиков, В.Г. Соловьев, К.К. Тайсаев, А.П. Тарнаев, Ю.И. Тармаев, А.Н. Тренин, В.Н. Федоткин, С.И. Юрченко.