«Демократические реформы», проводимые в России уже более четверти века, привели в конечном итоге к возникновению в стране такого уродливого жизнеустройства, что даже буржуазные идеологи стыдливо именуют его бандитским квазикапитализмом. А власти страны уже четверть века симулируют бурную деятельность, предлагая такую экономическую модель в виде всяческих программ, которая якобы позволит в условиях чубайсовской приватизации вывести страну из экономического тупика.
Цена «программам» и «стратегиям»
После того как камарилья Горбачёва — Яковлева взяла курс на реставрацию капитализма и разрушение Советского Союза, началось соревнование перевёртышей, которые «набирались ума», когда ездили за океан на выучку в соответствующие организации, набившие руку на антисоветизме и антикоммунизме. На первом этапе забега разрушителей гонку выиграл Г. Явлинский (возможно, за эту победу в 1995 году его приглашали в США на «смотрины», после которых он оказался кандидатом в президенты РФ). Он вкупе с академиком С. Шаталиным и группой подельников помельче обнародовал в 1990 году программу «500 дней». После ельцинского госпереворота 1991 года программы и стратегии капиталистического строительства с широковещательными обещаниями выскакивали с конвейера одна за другой. Большинство из них уже забыто. В памяти ещё хранятся не успевшие зачерстветь и заплесневеть «Программа 2010» нынешнего главы Сбербанка Г. Грефа, программа «Стратегия 2020», принятая в 2008 году, затем её «улучшенная версия», появившаяся в 2012 году на основе майских указов президента В. Путина…
На поверку все эти сочинения и конспекты чужих сочинений на тему «Концепция долгосрочного экономического развития» оказались обычным пиаром, поскольку расхождение между «планом» и реальностью получилось ошеломляющее — на порядок в худшую сторону. Так, в 2008—2012 годах планировалось увеличить ВВП на 37—38%, но его фактический рост за пятилетие составил всего 9,3%. Рост производительности труда вместо ожидавшихся 40—41% оказался вчетверо меньше — 10,9%. Вместо первоначально указанного в программе 2008—2020 годов увеличения ВВП до 125—129% после пересчёта (с учётом реалистичного прогноза, обусловленного набирающим ускорение кризисом) появился новый ориентир, который вдесятеро меньше — 11,9%. Так же, на порядок, откорректирован показатель по росту производительности труда (вместо 139—151% осталось только 14,7%).
Принятые Госдумой после высочайшего позволения правительства Путина — Медведева законы о стратегическом планировании и о промышленной политике не работают. Впрочем, они и не могут работать в условиях полной безответственности, с одной стороны, тех коммерческих посредников, которым государство перепоручило свои полномочия по управлению госимуществом, с другой — тех, кто сейчас владеет частной собственностью в промышленности, горнодобывающих отраслях, в энергетическом комплексе, сельском хозяйстве и в других отраслях экономики. У них на первом месте не государственные, а личные интересы, среди которых первейший — прибыль.
Ещё при действовавшей «Стратегии 2020» у правительства появилось жгучее желание заняться разработкой «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». Причём в её основу опять же предполагается положить инвестиции частного капитала. Разработка таких программ воспринимается как имитация бурной деятельности властей, направленная якобы на поиск выхода из явного экономического тупика. Однако отечественный опыт, проверенные практикой научные разработки и здравый смысл подсказывают, что до тех пор, пока мы не вернёмся к успешно работавшей в условиях СССР экономической модели, ни о каком стратегическом планировании развития экономики Российской Федерации и думать нечего.
Сейчас вся экономика находится под контролем коммерческих банков, а народное хозяйство на 85% — у неуправляемого частника. О каком планировании развития народного хозяйства можно вести речь, если практически оно управляется не государством, а частниками и назначенными правительством посредниками, имеющими статус… коммерческих структур?
Самой большой ошибкой горе-реформаторов была ликвидация профильных министерств и создание вместо них беспомощных акционерных обществ по управлению недвижимостью. Уничтожение Госплана и Госснаба привело в конечном итоге к плохо управляемым, а то и вообще не управляемым процессам. Но иного и быть не может, если бал правит частный капитал, а не государство. Россия, влившись в капиталистический мир, попала в глубокий экономический штопор, помочь выйти из которого может лишь чудо. Но чудес не бывает!
Минусовый маршрут
По данным Росстата, Банка России и минэкономразвития за 2014—2015 годы, выполнение практически всех ключевых показателей социально-экономического развития нашей страны по отношению к прогнозу оказалось в минусе. Например, по сравнению с 2008 годом темпы роста ВВП снизились в 5 раз, темпы роста производительности труда упали примерно в 6 раз. Реальный рост средней зарплаты снизился более чем в 3 раза. В два раза сократились золотовалютные резервы страны… Единственным показателем, который вырос на порядок (в 10 раз) по сравнению с тем, что прогнозировалось, оказался чистый отток частного капитала за рубеж.
Росстат опубликовал мнение населения о своём материальном положении. 62% населения страны определяют его как «среднее», то есть между… «плохо» и «удовлетворительно», 33% оценили своё материальное положение как «плохое» или «очень плохое». И лишь менее 5% считают его хорошим.
На момент введения зарубежных санкций основные макроэкономические показатели развития России в сопоставлении с кризисными годами (2008 и 2014) представляются весьма тревожными. В 2008 году рост ВВП составлял 5,3%, конечное потребление домохозяйств — 10,6%, инвестиции в основной капитал — 9,5%. На конец 2014 года эти же показатели составили соответственно 0,6%, 1,3% и (минус) 2,7%.
В конце 2015 года Институт социологии РАН констатировал, что 78% населения России с материальной точки зрения неблагополучно, ибо это — бедные и малообеспеченные граждане с доходами меньше 1,1 прожиточного минимума. 63% населения отмечает существенное ухудшение ситуации в экономике и падение уровня жизни трудового народа. Очень тревожным симптомом для страны является то, что если меры по возрождению мощи России будут связаны с дальнейшим падением уровня жизни, то 62% населения такие меры поддержать не готово.
Институт социологии РАН сделал весьма показательный вывод о том, что «главные конфликты внутри России носят не идеологический, а вечный характер: народ ссорится с властью, а бедные с богатыми». Но эта «вечность», как известно, ограничена эксплуататорскими обществами, а «вечный» конфликт является бесспорно социальным. В конце 2015 года наши соотечественники считали основными противоречиями российского общества те, что связаны с капиталистическим жизнеустройством. Первым названо противоречие между богатыми и бедными — 37%, затем идут: между властью и народом — 32%, между чиновниками и гражданами, к ним обращающимися, — 25% и между собственниками предприятий и наёмными работниками — 22%. Эти цифры близки к тем, которые были обнародованы русскими социологами в канун Великой Октябрьской социалистической революции. При социализме упомянутые противоречия были минимизированы. Выходит, они носят всё же именно идеологический характер.
Хотим мы того или нет, но приходится с горечью констатировать, что нынешнее правительство экономику страны уверенно загоняет в тупик. Так называемый антикризисный план правительства, в основу которого положено импортозамещение, минпромторг РФ представил в виде 20 планов. В них 2300 позиций. Однако, по мнению Счётной палаты, обнародованному её председателем Т. Голиковой, лишь по 462 позициям проводятся какие-то мероприятия. Из аналитической оценки Счётной палаты следует, что для выполнения этих планов требуется 2,5 триллиона рублей. При этом лишь 600 миллиардов рублей запланировано из средств бюджета, а остальные 1,9 триллиона должны быть обеспечены за счёт самих предприятий или взятых ими коммерческих кредитов. Получается, что правительство придерживается мнения: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Удивляет и то, что минфин РФ утверждает: цена реализации планов минпромторга РФ составляет около 700 миллиардов рублей, но регионы дают другую цифру, в 4 раза больше — 2,8 триллиона рублей. На требования Счётной палаты к минфину обосновать представленную им цифру 700 миллиардов рублей министерство ничего вразумительного ответить не смогло. Выходит, цифра финансовым ведомством взята «с потолка». Что же касается регионов, то их цифра 2,8 триллиона учитывает расходы, связанные с получением коммерческих кредитов. Получается так, что любые планы правительства и министерств направлены на то, чтобы поддержать коммерческие банки, а не промышленность. При этом планируемый федеральным правительством объём расходов, которые должны изыскивать регионы, для подавляющего большинства из них непосилен. Зато спускаемые из столицы «дутые» директивы обеспечивают «навар» коммерческим банкам.
Не пора ли к выяснению причин несоответствия правительственных планов с действительностью подключить не только Счётную палату, но и Генеральную прокуратуру и ФСБ? Без выяснения причин этих несоответствий ситуация в 2016 году может оказаться настолько критической, что даже тот вызывающий тоску прогноз, заложенный сейчас в госбюджет, окажется очень завышенным.
Последний аккорд в наполнении бюджета
Власть и её агитпроп усердно восхваляют фонды имени отечественных олигархов (Вексельберга, Потанина, Тимченко и т.п.) и их жён. Получается: без признания этих фондов стратегическим резервом Россия, надо полагать, выжить уже не в состоянии в условиях всяческих зарубежных санкций. Поэтому доморощенные либеральные аналитики рекомендуют, по примеру Индии, переориентироваться на частную медицину. Вот она-де и вытянет не только государственное здравоохранение, но и федеральные финансы за счёт благотворительной помощи частных фондов. Они весьма колоритно утверждают, что здравоохранение — это доходная отрасль, но надо, чтобы «частная медицина превратилась в серьёзный источник дохода для бюджета». В Индии-то поступления от неё составляют 5,2% от ВВП.
Правда, авторы подобной инновации признают, что «государственная медицина в Индии по-прежнему в прошлом веке»: на содержание больного в муниципальной больнице выделяется в рублёвом эквиваленте всего 16 рублей в день, а посему «больные лежат на кроватях без постельного белья и питаются лишь тем, что приносят с собой». Но такие факты они считают убедительным аргументом для дифирамбов индийским частным медицинским компаниям. Их потрясающий вывод: частная медицина — спасение не только для Индии, но и для России.
Следующей рекомендацией либерального реформирования экономики, вероятно, станет частное образование, как среднее, так и высшее. Оно ведь наверняка окажется ещё более доходной отраслью, чем частная медицина. После этого можно будет существенно увеличить в России и ныне несметное число высокооплачиваемых чиновников, а также олигархов.
Что бы ещё такое придумать, чтобы без каких-либо инвестиций в промышленность и сельское хозяйство наполнялся госбюджет?
А может быть, и не нужно что-то изобретать дополнительно, а достаточно заменить всю нынешнюю капиталистическую систему вместе с правящей верхушкой страны?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.