Сегодня на портале «Свободная пресса» была размещена статья, в которой речь идет от 25-ой годовщины с момента начала военной операции США против Ирака под названием «Буря в пустыне». Автор статьи напоминает, как 26 февраля 1991 года иракский президент Саддам Хуссейн вывел войска с территории Кувейта. На этом завершилась попытка Ирака расширить свою территорию, итогом которой стало военное вмешательство США и европейских стран. Подчеркивается, что операция «Буря в пустыне» привела к «разгрому войск Саддама Хусейна и их оттеснению на территорию Ирака». Также данное событие стало одним из предвестников хаоса в ближневосточном регионе, который наблюдается в настоящее время.
Далее приводится историческая справка о Кувейте. Излагаем фрагмент данной статьи.
«Кувейт — южный и восточный сосед Ирака, типичная «нефтеносная монархия» Персидского залива. Исторические судьбы государств Персидского залива весьма схожи — сначала существование в качестве небольших бедуинских эмиратов, затем — британский протекторат, во второй половине ХХ века — провозглашение независимости и постепенный рост экономического благосостояния вследствие добычи и экспорта нефти. В XVIII веке на территории Кувейта обосновались кланы бедуинского племени Аназа, которое прежде кочевало в Неджде (ныне — Саудовская Аравия) и Катаре. Они образовали новое племя — Бану-Утуб. В 1762 г. шейх поселения Бану-Халид Сабах стал первым эмиром Кувейта под именем Сабах I. Бедуинскому племени удалось достаточно быстро улучшить свое благосостояние, так как поселение Бану-Халид занимало весьма выгодное географическое положение. Вскоре городок превратился в крупный порт Персидского залива, развернул торговлю с Османской империей. Одной из главных статей дохода семьи ас-Сабах, ставшей правящей династией Кувейта, стала торговля жемчугом. Богатеющий эмират привлек внимание двух крупнейших держав, соперничавших за влияние в Персидском заливе — Великобритании и Османской империи. Хотя формально Кувейт подчинялся Османской империи, Британия также имела не него большое влияние, так как Кувейт торговал с соседними арабскими эмиратами Персидского залива и сотрудничавшими с британцами. В 1871 г. Османская империя, пытаясь подчинить себе Кувейт не в формальном, а в фактическом отношении, предприняла военное вторжение на территорию эмирата. Но оно, как и вторжение иракских войск 120 лет спустя, не завершилось успехом — во многом, из-за позиции Великобритании. Тем не менее, в 1875 г. Кувейт был включен в османский вилайет Басра (Басра — город на территории современного Ирака), но британское влияние в Кувейте сохранялось.
В 1897 г. в Кувейте была размещена военно-морская база Британской империи — несмотря на протесты со стороны султана Османской империи, который так и не решился на ввод в Кувейт собственных войск, опасаясь конфронтации с британцами. С этого времени Великобритания стала главным покровителем небольшого Кувейта во внешней политике. 23 января 1899 г. был подписан договор, согласно которому внешнеполитические и военные вопросы Кувейта брала на себя Великобритания. 27 октября 1913 г. правитель Кувейта Мубарак подписал договор о предоставлении Великобритании монополии на разработку нефтяных месторождений на территории эмирата, а с 1914 г. Кувейт получил статус «независимого княжества под британским протекторатом». Поражение Османской империи в Первой Мировой войне и ее последующий распад на независимые государства лишь способствовал дальнейшему укреплению британских позиций в Персидском заливе, а также повлек за собой международное признание протектората Британии над Кувейтом. Кстати, в 1920-е годы британский протекторат даже помог Кувейту выжить — после изобретения искусственного жемчуга резко сократились масштабы торговли жемчугом, которую прежде контролировали арабские купцы из эмиратов Персидского залива. Благополучие торговых портов залива стало стремительно падать, не избежал жестокого экономического кризиса и Кувейт. Нефть в маленьком владении тогда еще не добывалось, а иных статей дохода, сравнимых с торговлей жемчугом, Кувейт не имел. В 1941 г., после нападения Германии на Советский Союз, в Кувейте и Ираке были размещены британские воинские соединения».
Далее автор рассматривает историю взаимоотношений Ирака и Кувейта. Он подчеркивает, что «солдаты британской короны оставались в Кувейте до 1961 года и были выведены после того, как 19 июня 1961 г. Кувейт провозгласил политическую независимость. К этому времени в небольшом государстве уже велась разработка нефти, что обеспечило быстрый рост экономики. В то же время, Кувейт оставался «лакомым кусочком» для соседнего Ирака. Ирак по сравнению с Кувейтом был сверхдержавой. После поражения Османской империи в Первой Мировой войне и до 1932 г. Ирак находился в статусе подмандатной территории Великобритании, хотя в 1921 г. страна была провозглашена королевством. В 1932 г. была провозглашена политическая независимость Ирака, а 14 июля 1958 г. в стране произошла революция. Король, регент и премьер-министр Ирака были убиты, власть захватил полковник Абдель Керим Касем, командовавший 19-й пехотной бригадой иракской армии. Как и многие ближневосточные деятели того времени, Касем ориентировался на сотрудничество с СССР. Уже в 1959 г. территорию Ирака покинули последние британские военнослужащие, а Касем приступил к развитию экономических и военных связей с Советским Союзом. Так началось превращение Ирака в государство антиимпериалистического лагеря.
Стремясь превратить Ирак в сильную державу регионального уровня, Касем не скрывал своих территориальных претензий к соседним государствам. Так, именно Касем стал первым руководителем иракского государства, начавшим подготовку к ирано-иракской войне. В частности, Касем объявил о претензии Ирака на район Хорремшехр, который, по мнению премьер-министра, был незаконно передан Ирану Турцией, а на самом деле исторически представлял собой иракскую землю. При Касеме началась и поддержка арабских сепаратистов в иранской провинции Хузистан. Разумеется, не избежал территориальных претензий и соседний Кувейт. Главной причиной территориальных претензий, на самом деле, было даже не стремление к получению контроля над кувейтскими нефтяными месторождениями — нефти в Ираке хватало и своей, а потребность Ирака в собственном порту на берегу Персидского залива. Будучи крупным и перспективным в экономическом отношении государством, Ирак страдал от отсутствия полноценного выхода к морю. Воды Персидского залива омывают лишь очень небольшую часть иракской территории, а в целом доступ страны к морю перекрывает как раз Кувейт. Поэтому Ирак давно претендовал на включение эмирата в свой состав. Но до 1961 г. планы иракских националистов сдерживались британским военным присутствием в Кувейте — политическая элита Ирака прекрасно понимала, что противостоять Великобритании страна не сможет. Но как только Кувейт был провозглашен независимым государством, Ирак поспешил заявить о своих претензиях на его территорию. 25 июня 1961 г., менее, чем через неделю после провозглашения независимости Кувейта, премьер-министр Ирака генерал Касем назвал Кувейт неотъемлемой частью иракского государства и является округом в провинции Басра. Существовали серьезные опасения, что от слов иракский премьер перейдет к делу и двинет в Кувейт иракскую армию. Поэтому в Кувейт были вновь введены британские войска численностью около 7 тысяч военнослужащих. Они оставались на территории страны до 10 октября 1961 года, когда их сменили подразделения вооруженных сил Саудовской Аравии, Иордании, Египта (тогда он назывался Объединенной Арабской Республикой) и Судана. С этого времени Кувейт постоянно находился под угрозой аннексии со стороны Ирака. Временно словесные нападки иракских руководителей на Кувейт прекратились после свержения и казни генерала Касема в 1963 году. 4 октября 1963 года Ирак признал независимость Кувейта, а Кувейт даже предоставил Ираку крупный денежный займ. Но уже в 1968 году, после повторного прихода к власти в Ираке партии БААС, отношения между двумя государствами вновь осложнились. Баасисты отказались признавать соглашение о признании суверенитета Кувейта от 4 октября 1963 года в части, относящейся к установлению границ. Дело в том, что иракское руководство настаивало на передаче Ираку острова Варба, северной части острова Бубиян. Правда, в качестве компенсации Ирак предлагал Кувейту значительно большие территории на южной границе. Саддам Хусейн, пришедший к власти в Ираке в 1979 году, предлагал даже взять острова Варба и Бубиян в аренду сроком на 99 лет. Среди других предложений была и просьба разрешить Ираку проложить свой нефтепровод через кувейтские земли. Однако Кувейт на все предложения Багдада отвечал отказом. Вполне вероятно, что отказ кувейтского правительства мотивировался и давлением со стороны США и Великобритании, которые опасались, что Ирак может обзавестись собственными портами или нефтепроводом. Неоднократно вспыхивали конфликты на кувейтско-иракской границе. В 1973 г. произошли вооруженные столкновения между иракскими и кувейтскими войсками, а в 1977 г. Ирак закрыл государственную границу с Кувейтом. Относительная нормализация отношений последовала в июле 1977 г. В 1980 г. Кувейт поддержал Ирак в войне с Ираном (правда, на то были свои основания — монарх Кувейта опасался распространения идей Исламской революции на монархии Персидского залива). Кувейтской стороной Ираку был предоставлен даже крупный денежный займ, поскольку Ирак нуждался в финансировании военной кампании против Ирака. Следует отметить, что во время ирано-иракской войны Багдаду оказывали поддержку и Советский Союз, и страны Запада, и суннитские монархии Персидского залива, включая Кувейт и Саудовскую Аравию. Ирано-иракская война длилась восемь лет и стоила обеим странам колоссальных человеческих жертв и экономических затрат. Но уже спустя два года иракский лидер Саддам Хусейн вновь обратился к агрессивной риторике — на этот раз в адрес соседнего Кувейта, казавшегося ему легко уязвимой целью в силу небольшой территории и численности населения».
В статье подчеркнуто, что причина резкого изменения позиции Саддама Хуссейна обусловлена стремительным падением цен на нефть к 1990 году. И президент Ирака обвинил в этом страны Персидского залива, увеличившие объемы добычи нефти, что, в свою очередь, способствовало падению цен на нефть. «При этом Хусейн не стеснялся в выражениях и подчеркивал, что в условиях экономического кризиса увеличение добычи нефти странами Персидского залива приносит Ираку ущерб в размере не менее миллиарда долларов в год. Кроме того, Багдад был должен Кувейту 14 миллиардов долларов США, и аннексия этого государства позволила бы не платить по счетам. Ирак обвинил Кувейт в краже нефти из иракских месторождений и в соучастии в международном заговоре против Ирака, инициированном западными странами. В качестве повода для предъявления претензий к Кувейту было использовано и вхождение Кувейта в вилайет Басра во время османского господства в Ираке. Саддам Хусейн видел Кувейт не иначе, как исторической провинцией Ирака, отрезанной от него британскими колонизаторами. При этом, естественно, что сами кувейтцы не жаждали вхождения своей небольшой страны в состав Ирака, поскольку уровень жизни граждан Кувейта был значительно выше. 18 июля 1990 года Саддам Хусейн обвинил Кувейт в незаконной добыче нефти из приграничного месторождения, принадлежащей, по его мнению, Ираку. От Кувейта иракский лидер потребовал компенсации в размере прощенного иракского долга в 14 миллиардов долларов и уплаты еще 2,5 миллиардов долларов «сверху». Но эмир Кувейта шейх Джабер аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах не пошел на выполнение иракских требований. Монарх Кувейта рассчитывал на помощь со стороны своих британских и американских союзников и надеялся, что Саддам Хусейн не рискнет напасть на соседнее государство. Как оказалось, он ошибался. Вскоре после выступления Саддама Хусейна началась передислокация иракских сухопутных войск к иракско-кувейтской границе. Одновременно Саддам Хусейн продолжал уверять египетского президента Хосни Мубарака, пытавшегося выступать в качестве посредника между двумя арабскими государствами, что готов к мирному диалогу с эмиром Кувейта. Однако уже 1 августа 1990 года Ирак выдвинул заведомо невыполнимые требования к Кувейту, рассчитывая, что эмир откупится от них и правда предоставит Багдаду миллиарды долларов. Но этого не произошло. Шейх Джабер отказался удовлетворять требования своего северного соседа».
Подчеркивается, что «военный потенциал Ирака и Кувейта накануне конфликта был, конечно, несравним. Расходы на оборону занимали важнейшее место в иракском государственном бюджете. К 1990 г. Ирак обладал одной из самых многочисленных армий в мире. Численность вооруженных сил страны составляла 1 млн. военнослужащих при общем населении Ирака в 19 млн. человек. То есть, более, чем каждый двадцатый иракец находился на военной службе. В конце июля 1990 г. на иракско-кувейтской границе было сосредоточено около 120 тысяч военнослужащих иракской армии и около 350 танков. 2 августа 1990 г. в 2.00 иракская армия перешла границу с Кувейтом и вторглась на кувейтскую территорию. Сухопутные войска Ирака двигались на столицу страны по двум направлениям — основной дороге в Эль-Кувейт и южнее, чтобы отрезать столицу от Южного Кувейта. Одновременно в Эль-Кувейте высадились отряды иракской морской пехоты, а военно-воздушные силы Ирака совершили авиаудары по кувейтской столице. Иракский спецназ предпринял попытку захвата эмирского дворца, высадившись с вертолетов, но гвардия шейха Джабера смогла дать отпор иракским коммандос. Пока шел бой иракского и кувейтского спецназа, эмир и его ближайшее окружение эвакуировались на вертолете в Саудовскую Аравию. Лишь к вечеру 2 августа иракским войскам удалось взять штурмом дворец эмира Кувейта, но самого монарха там уже не было. Еще одно крупное сражение произошло в тот же день в Аль-Джахре — между частями 35-й танковой бригады сухопутных войск Кувейта, которой командовал полковник Салем аль-Масуд, и танковой дивизией «Хаммурапи» Республиканской гвардии Ирака. В результате битвы было уничтожено 25 иракских танков Т-72, тогда как кувейтская бригада потеряла только 2 танка «Чифтен». Столь высокие потери иракской дивизии «Хаммурапи» объяснялись неожиданностью атаки кувейтского танкового батальона. Однако, в конечном итоге, 35-й кувейтской бригаде все равно пришлось отступить на территорию Саудовской Аравии. К 4 августа 1990 года вся территория Кувейта оказалась под контролем иракской армии. В результате двухдневной войны погибло 295 иракских военнослужащих. Кувейт понес куда более серьезные потери — в боях погибли 4200 кувейтских солдат и офицеров, а 12000 военнослужащих кувейтской армии попали в плен. Фактически кувейтские вооруженные силы прекратили свое существование, за исключением тех подразделений, которым удалось отступить в Саудовскую Аравию. 4 августа 1990 г. было объявлено о создании «Временного правительства свободного Кувейта» и провозглашена «Республика Кувейт». В состав «Временного правительства» вошли 9 кувейтских офицеров, перешедших на сторону Ирака. Это правительство, полностью подконтрольное Багдаду, возглавил лейтенант Алаа Хусейн Али аль-Хафаджи ад-Джабер. Уроженец Кувейта, Алаа Хусейн Али получил образование в Ираке, где и вступил в партию БААС. Вернувшись в Кувейт, служил в кувейтской армии и к моменту вторжения иракской армии имел звание лейтенанта. После перехода на сторону Ирака он возглавил коллаборационистское правительство Кувейта, 8 августа 1990 г. объявившее о воссоединении Кувейта с Ираком. Алаа Хусейн Али был произведен в полковники иракской армии и назначен заместителем премьер-министра Ирака. 28 августа Кувейт был объявлен 19-й провинцией Ирака под названием «Саддамия». Губернатором 19-й провинции был назначен генерал Али Хасан аль-Маджид (1941-2010) — двоюродный брат Саддама Хусейна, известный под прозвищем «Химический Али» и прославившийся подавлением курдских повстанцев в Северном Ираке. Али Хасан аль-Маджид считался одним из ближайших соратников Саддама Хусейна и жестким военным руководителем. В октябре 1990 г. «Химического Али» сменил на посту губернатора генерал Азиз Салих ан-Нуман (род.1941), а Али Хасан аль-Маджид был назначен министром внутренних дел Ирака».
Но всё это не осталось без внимания со стороны мирового сообщества. Так, руководство США открыто выражало обеспокоенность действиями иракских властей. «2 августа 1990 г. президент США Джордж Буш-старший принял решение об отправке американских войск в район Персидского залива. Против Ирака было введено эмбарго на поставки оружия, к которому на следующий день, 3 августа 1990 г., присоединился и Советский Союз. 4 августа 1990 г. эмбарго на поставки оружия в Ирак поддержал Китай. 8 августа 1990 г. президент США Джордж Буш-старший потребовал от Саддама Хусейна немедленного вывода войск из Кувейта — без переговоров и каких-либо условий. В тот же день началась переброска частей 82-й воздушно-десантной дивизии американской армии в Саудовскую Аравию. С другой стороны, Ирак также начал готовится к обороне своей территории, строя т.н. «линию Саддама» — мощные военные укрепления, минные поля и ловушки для танков вдоль границы Кувейта с Саудовской Аравией. Отметим, что Советский Союз, несмотря на то, что был одним из главных военных партнеров Ирака и до вторжения в Кувейт осуществлял масштабные поставки вооружения иракской армии, был вынужден присоединиться к остальным странам. С 1972 г. СССР и Ирак связывал Договор о дружбе и сотрудничестве, а на территории Ирака находились около 5 тысяч советских граждан — военные и гражданские специалисты и члены их семей. Казалось бы, Москва должна была предпринять все возможные усилия, чтобы разрешить конфликт мирным путем и заставить США отказаться от планов вооруженных действий против Ирака. Но реализовать эту задачу у Советского Союза не получилось. С одной стороны, США и их союзники были настроены крайне решительно, с другой стороны — и Саддам Хусейн не желал идти на уступки и выводить войска с территории Кувейта.
Всю осень 1990 г. Совет Безопасности ООН принимал резолюции по «кувейтскому вопросу», однако Саддам Хусейн упорно не желал отказываться от вновь приобретенной «девятнадцатой провинции». 29 ноября 1990 г. была принята 12-я резолюция ООН, в которой подчеркивалось, что если Ирак не выполнит требования всех предыдущих резолюций по проблеме, то ООН оставит за собой возможность применения всех необходимых средств для решения возникшей ситуации. 9 января 1991 г. в Женеве состоялась встреча госсекретаря США Дж. Бейкера и министра иностранных дел Ирака Тарика Азиза. Бейкер передал Азизу письмо Буша-старшего с требованием покинуть территорию Кувейта до 15 января 1991 г. Тарик Азиз отказался принимать письмо Буша, сочтя его оскорбительным для Ирака. Стало ясно, что вооруженный конфликт между Ираком и США, а также поддерживавшими США государствами Европы, Азии и Ближнего Востока, неизбежен. К началу января 1991 г. в регионе Персидского залива были сконцентрированы соединения, части и подразделения вооруженных сил целого ряда государств, согласившихся принять участие в вероятной операции по освобождению Кувейта. Общая численность войск союзников составляла около 680 000 военнослужащих. Большинство из них были военнослужащими американской армии — около 415 тысяч человек. Кроме США, внушительные воинские контингенты направили: Великобритания — мотопехотную дивизию, спецназ, авиационные и морские части, Франция — части и подразделения общей численностью в 18 000 военнослужащих, Египет — около 40 тыс. военнослужащих, включая 2 бронетанковые дивизии, Сирия — около 17 тыс. военнослужащих, включая бронетанковую дивизию. Также в операции приняли участие воинские части Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Омана, Бангладеш, Австралии, Канады, Аргентины, Испании, Гондураса, Сенегала и целого ряда других государств. Пока американские войска дислоцировались на территории Саудовской Аравии, их действия официально именовались операцией «Щит пустыни»».
Военная операция сил США и Европы против Ирака началась 17 января 1991 г. №Около 3.00 ночи 17 января силы коалиции нанесли серию мощных авиационных и ракетных ударов по ключевым объектам иракской военной и экономической инфраструктуры. В ответ Ирак предпринял ракетные удары по территориям Саудовской Аравии и Израиля. Параллельно американское командование начало переброску сухопутных соединений к западным границам Ирака, причем иракская сторона о передислокации войск противника не догадывалась по причине отсутствия должной авиационной и радиотехнической разведки. Ракетные и авиационные удары сил коалиции по иракской территории продолжались всю вторую половину января и первую половину февраля 1991 г. В это же время последнюю попытку прекратить войну предпринял Советский Союз, организовав в Москве встречу министров иностранных дел СССР и Ирака А. Бессмертных и Тарика Азиза. 22 февраля 1991 г. советская сторона озвучила шесть пунктов перемирия — вывод иракских войск из Кувейта начинался на следующий день после прекращения огня, вывод войск осуществлялся в течение 21 дня с территории всего Кувейта и 4 дней — с территории кувейтской столицы, освобождались и передавались кувейтской стороне все кувейтские военнопленные, контроль над прекращением огня и выводом войск осуществляется миротворческими силами или наблюдателями ООН. Но эти пункты, озвученные советскими дипломатами, не были приняты американской стороной. Джордж Буш заявил, что выдвижение Саддамом Хусейном предварительных условий вывода войск и так нарушает резолюцию Совета Безопасности ООН. США потребовали немедленный вывод иракских войск с территории Кувейта с 23 февраля 1991 г., на завершение вывода войск давалась неделя. Однако Саддам Хусейн не удостоил американскую сторону своего ответа. Утром 24 февраля 1991 г. соединения коалиции были готовы к наступлению по всей линии соприкосновения с иракской армией, то есть — на 500 километрах. С помощью вертолетов в Юго-Восточный Ирак были переброшены 4 тысячи солдат и офицеров 101-й воздушно-штурмовой дивизии США с техникой и вооружением. Костяк наступательных сил коалиции составили: соединения и части 7-го армейского корпуса США в составе 1-й и 3-й бронетанковых, 1-й пехотной, 1-й кавалерийской (бронетанковой) дивизий, 2 бронекавалерийских разведывательных полков; 1-я бронетанковая дивизия армии Великобритании; 9-я бронетанковая дивизия армии Сирии; 2 бронетанковые дивизии армии Египта.
Удар коалиционных сил был нанесен по «линии Саддама» — оборонительным сооружениям, которые были построены на границе Кувейта и Саудовской Аравии. Одновременно были нанесены авиационные удары по иракским позициям, в результате которых иракские вооруженные силы, сконцентрированные на первой линии обороны, потеряли до 75% своих сил. Практически сразу же началась и массовая сдача в плен иракских солдат и офицеров. Несмотря на воинственные заявления Саддама Хусейна, поражение иракской армии стало очевидным фактом. В ночь с 25 на 26 февраля Саддам Хусейн отдал приказ иракским вооруженным силам отступить на те позиции, на которых они размещались до 1 августа 1990 г., то есть — до начала вторжения на территорию Кувейта. 26 февраля 1991 г. фельдмаршал Саддам Хусейн обратился к соотечественникам. Он заявил: «Сегодня наши героические войска уйдут из Кувейта… Соотечественники, я аплодирую вашей победе. Вы противостояли 30 странам и тому злу, которое они принесли сюда. Вы, доблестные сыны Ирака, противостояли всему миру. И вы одержали победу… Сегодня особые условия заставили иракскую армию отступить. Нас вынудили к этому обстоятельства, включая агрессию 30 государств и их ужасную блокаду. Но с нами остались надежда и решимость в душах и сердцах… Как сладка победа!». Фактически, под «победой» понималось поражение — иракские войска уходили с территории Кувейта.
На следующий день после выступления Саддама Хусейна, 27 февраля 1991 г., в столице Кувейта Эль-Кувейте был вновь поднят государственный флаг Кувейта. Спустя еще один день, 28 февраля 1991 г., Саддам Хусейн объявил о прекращении огня. Ирак принимал все требования ООН. 3 марта 1991 г. на захваченной войсками коалиции иракской авиационной базе Сафван было подписано соглашение о прекращении огня. Со стороны союзников его подписали командующий войсками коалиции генерал Норман Шварцкопф и командующий войсками арабских государств принц Халед бин Султан, с иракской стороны — генерал Султан Хашем Ахмед. Таким образом, наземная часть военной операции по освобождению Кувейта была завершена всего за четверо суток. Кроме освобождения Кувейта, силы международной коалиции заняли также 15% территории Ирака. Потери коалиции составили несколько сотен военнослужащих. Наиболее полная статистика существует по американской армии — она потеряла 298 погибших, из которых 147 человек составили боевые потери. Саудовская Аравия потеряла 44 военнослужащих, Великобритания — 24 военнослужащих (причем 11 из них погибли во время ошибочного огня по своим), Египет — 14 военнослужащих, ОАЭ — 6 военнослужащих, Сирия — 2 военнослужащих, Франция — 2 военнослужащих. Потери Ирака, наоборот, были колоссальными. Западные средства массовой информации называли цифры до 100 000 иракских военнослужащих, погибших в ходе авиационных, ракетных ударов и наземной операции. Некоторые исследователи называют меньшие цифры — примерно в 20-25 тыс. военнослужащих. В любом случае, боевые потери иракской армии многократно превышали потери сил коалиции. Американская армия взяла в плен более 71 тыс. иракских военнослужащих. Фактически, 42 дивизии иракской армии прекратили свое существование. Огромный ущерб понес Ирак и в области вооружения и военной техники. Известно, что было уничтожено 319 самолетов, еще 137 самолетов перелетели в Иран. Авиационными и ракетными ударами были уничтожены 19 кораблей ВМС Ирака. Что касается сухопутной военной техники, то было уничтожено, выведено из строя и захвачено союзниками от 1800 до 3700 иракских танков. Оставляя Кувейт, иракские войска подожгли нефтяные скважины, открыв артиллерийский огонь по нефтяным сооружениям в районе Аль-Джафра. К концу февраля 1991 г. иракские солдаты взрывали по 100 нефтяных скважин в день. Подобные действия еще не совершались в истории — всего было подожжено 727 нефтяных скважин. Пожары на нефтяных скважинах тушили уже после освобождения страны, в их ликвидации принимали участие более 10 тысяч человек из 28 стран мира. В конечном итоге, на ликвидацию всех пожаров потребовалось 258 дней».
Каковы были итоги операции «Буря в пустыне»? «В 1994 г. правительство Саддама Хусейна все же согласилось признать политический суверенитет Кувейта, хотя определенные территориальные претензии сохранялись у Ирака к Кувейту и после признания государственной независимости последнего. Для самого Ирака война за Кувейт принесла колоссальные экономические убытки. На протяжении последующих десятилетий специальная Компенсационная комиссия ООН осуществляла контроль над выплатами Ираком компенсаций пострадавшим физическим и юридическим лицам — на общую сумму в 52 млн. долларов. Компенсации вычитывались из экспорта иракской нефти и нефтепродуктов. Вторжение войск Саддама Хусейна в Кувейт повлекло за собой и рост внимание Запада к Ираку. Можно сказать, что именно этот шаг привел к резкому ухудшению взаимоотношений Ирака с западными странами и заложил мину под режим Саддама Хусейна. Если в 1980-е гг. Запад оказывал поддержку режиму Саддама Хусейна в его противостоянии с Ираном, поскольку считал его более приемлемой на Ближнем Востоке силой, то после «Бури в пустыне» отношение к Саддаму изменилось, а сам он был навсегда включен западной пропагандой в список «военных преступников» и «кровавых диктаторов». Несмотря на то, что в 2002 г. Саддам Хусейн официально принес извинения Кувейту за вторжение иракской армии в 1990 году, кувейтское руководство извинения иракского лидера отвергло. Именно после событий 1990-1991 гг. действия Саддама Хусейна стали тщательно изучаться и резко критиковаться Западом. В частности, Саддам Хусейн был обвинен в организации разработки оружия массового поражения, в геноциде курдского и шиитского населения Ирака, а также так называемых «болотных арабов». В 1998 г. американская авиация предприняла авиационные налеты на Ирак в рамках операции «Лиса в пустыне», а в 2001 г. президент США Джордж Буш-младший обвинил Ирак в поддержке международного терроризма. Толчком к этому событию стал террористический акт 11 сентября 2001 г. В 2003 г. США при поддержке своих союзников вновь предприняло вооруженное вторжение в Ирак — на этот раз незаконное, противоречившее международным нормам и правилам.
В результате вторжения началась Иракская война, закончившаяся поражением режима Саддама Хусейна и американской оккупацией Ирака. Кувейт стал плацдармом для американских войск и сил союзников США. В 2006 г. Саддам Хусейн был казнен оккупационными властями. После падения режима Саддама Хусейна ситуация в Ираке сильно дестабилизировалась. Можно утверждать, что именно последнее американское вторжение в Ирак сыграло основную роль в хаотизации этой страны — фактическом уничтожении ее территориальной целостности, расколе на практически независимые и враждующие друг с другом регионы. Появление ИГ (запрещенная в России организация) также стало одним из последствий свержения режима Саддама Хусейна и американской оккупации Ирака. 18 декабря 2011 года были выведены из Ирака последние части американских войск, однако уходившие американские военные оставили за своими плечами разоренную почти девятилетней оккупацией страну, брошенную в пучину гражданской войны между противоборствующими группировками. Операция «Буря в пустыне» явилась первым примером массированного участия вооруженных сил США и союзников в защите своих политических интересов на Ближнем Востоке. США, их западные и ближневосточные союзники выступили единым фронтом против общего противника и в кратчайшие сроки добились поставленной цели. Возможно, успех «Бури в пустыне» был связан, в первую очередь, с тем, что эта операция носила справедливый характер и была ориентирована на освобождение оккупированного Кувейта. Однако затем, спустя 12 лет после освобождения Кувейта, американские войска выступили в роли агрессора и вторглись на территорию Ирака».
События двадцатипятилетней давности не прошли мимо Кувейта. В нем по прежнему сильны антииракские настроения. «Кувейтские эксперты, подсчитав понесенный Кувейтом в результате иракского нападения ущерб и приплюсовав к нему государственный долг Ирака Кувейту, озвучили цифру в 200 млрд. долларов, которые Ирак должен Кувейту. Несмотря на то, что режим Саддама Хусейна был свергнут еще в 2003 г., кувейтцы в целом относятся к Ираку достаточно прохладно. Сейчас к этому отношению приплюсовывается и боязнь дестабилизации ситуации в регионе. Ирак рассматривается как источник потенциальной опасности, в том числе и потому, что правительство Ирака не контролирует ситуацию на значительной части собственной территории. Иракское вторжение стало лишним доводом для Кувейта в пользу необходимости модернизации и укрепления собственных вооруженных сил. Кувейтская армия была практически уничтожена в первые же дни после иракского вторжения, поэтому после освобождения Кувейта вооруженные силы страны пришлось создавать заново. Уже на следующий после изгнания иракской армии 1992 год был запланирован военный бюджет, который в шесть раз превышал расходы Кувейта на нужды обороны в довоенный период. В настоящее время вооруженные силы Кувейта насчитывают около 15,5 тыс. военнослужащих и включают в свой состав сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морские силы и национальную гвардию. Разумеется, что, несмотря на высокие объемы финансирования и хорошую техническую оснащенность, в случае столкновения с серьезным противником кувейтской армии придется рассчитывать только на помощь более крупных союзников, в первую очередь — Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Кстати, значительную часть военнослужащих кувейтской армии составляют иностранные специалисты, приглашенные из западных стран.
Но главная защита Кувейта все же не собственная армия и иностранные наемники, а вооруженный контингент США. Кувейт со времени операции «Буря в пустыне» остается важнейшей военной базой США в зоне Персидского залива. Всего в зоне Персидского залива — 21 американская база, из них 6 — на территории Кувейта. На территории Кувейта размещены около 130 тысяч американских военнослужащих, бронетехника, самолеты и вертолеты. Кроме того, в Кувейте базируется и 20-тысячный военный контингент Великобритании. Собственно говоря, именно иракское вторжение в Кувейт стало причиной постоянного размещения в этой стране американских и британских войск. Для Кувейта военное сотрудничество с США выгодно, в первую очередь, тем, что США гарантируют безопасность страны, вооружают и обучают кувейтскую армию. Для США Кувейт представляет важный плацдарм военного присутствия в регионе, направленного на обеспечение американского политического и экономического влияния на Ближнем Востоке».
Какой вывод можно сделать из событий 1991 года? На наш взгляд, обвинять во всех смертных грехах одного Саддама Хуссейна было бы не совсем верно. О его действиях против Кувейта, к которым он прибег после падения мировых цен на нефть в 1990 году, общеизвестно. Но так поступают все буржуазные правительства в момент кризиса капитализма – переходят к захватнической политике. Но ведь и США не в меньше степени активничали по данному направлению. Следовательно, американский империализм был озабочен отнюдь не стремлением пресечь «экспансионистскую» политику Ирака. Вполне понятно, что имело место борьба кланов международного капитала за обладание энергоресурсами. Это во-первых.
Во-вторых, не следует забывать, что США в своё время сами поддерживали Саддама Хуссейна, его устремления (впрочем, они взрастили и гораздо более радикальные (а порой и экстремистские) силы вроде «Аль Кайды», ИГИЛа и т.д.). Режим С. Хуссейна на протяжении целого ряда лет фактически обслуживал американские экономические интересы. Но почему же тогда Вашингтон прибег к вооруженному нападению на Ирак? В документальном фильме «Империя добра», снятого в 2007 году сотрудником телеканала «Россия» Константином Сёминым, были представлены интервью ряда отставных американских государственных и военных деятелей, а также представителей университетских кругов. Они прямо заявили, что стремятся прибрать к своим рукам природные ресурсы всего мира. А Ирак относился к числу стран, богатых энергоносителями. Следовательно, всё остальное было словесной шелухой.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.