Сегодня на сайте портала «Военное обозрение» была опубликована статья, в которой речь шла о политике Министерства финансов РФ. В начале автор отмечает, что осенью прошлого года правительственные экономисты прогнозировали повышение цен на нефть до 45-50 долларов за баррель к марту 2016 года. Однако события настоящих дней показывают, что данные прогнозы экономических ведомств не сбылись.
Правительство составляло бюджет исходя их возможности повышения мировых цен на энергоносители. Однако, оценив реальную обстановку, кабинет министров начал искать способы пополнения бюджета при нынешних нефтяных ценах. Так, 25 февраля Минфин России обнародовал свои намерения работы над повышение доходной части бюджета и над укрепление курса национальной валюты в случае «длительного зависания цен на нефть на уровне 30-35 долларов за баррель».
Таким образом, Министерство финансов РФ намерено поддерживать курс рубля в случае сохранения низкого уровня мировых цен на нефть. В этой связи предлагается создать «бюджетное правило, по которому в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния доходы от продажи углеводородов будут направляться исключительно при ценах на «чёрное золото» от 40-50 долларов за бочку». В случае падение нефтяных цен ниже данного уровня Минфин намерен продавать поступающие доходы от сырьевого экспорта для «обеспечения поддержки российского рубля».
Далее содержится ссылка на заявление заместителя Министра финансов РФ Максима Орешкина, который заявил, что «при цене на нефть $40–50/барр. бюджет должен делать сбережения и правительство должно начинать покупки иностранных активов». Причем данные покупки будут финансироваться бюджетными сбережениями.
Словом, представители финансовых властей стремятся придать российской валюте стабильность «вне зависимости от весьма низкой ценовой планки барреля». Автор справедливо подчеркивает, что это повторение практики 12-летней давности, когда Минфин ввёл бюджетное правило, «касающееся продажи валюты, полученной от реализации нефти, при цене этой нефти до 20 долларов за баррель». В дальнейшем планка увеличивалась, а в 2013 году было полностью пересмотрено. В результате за основу был взят «средний показатель цены барреля за 10 лет с одновременной планкой дефицита бюджета в 1% ВВП».
Таким образом, правительственные финансисты открыто продолжают политику А. Кудрина. Точно также намерены направлять в кубышку либо в резервные фонды доходы, получаемые сверх бюджетных планов. Разумеется, не предусматривается никаких мер, направленных на поддержку реального сектора экономики, финансирование экономики.
Автор подчеркивает, что «Минфин и Минэкономразвития фактически говорят о том, что главная задача – ожидание роста цен на нефть, но не говорят, так сколько же должен стоит баррель нефти, чтобы доходы от его продаж шли и на развитие промышленного производства с одновременным повышением конкурентоспособности российских товаров как на внутреннем, так и на глобальном рынках».
Таким образом, ожидать увеличения государственных инвестиций в реальный сектор экономики не приходится. Власти намерены сокращать государственные расходы и до скончания века накапливать деньги – «копить на «чёрный день»».
Как видим, власть не извлекла никаких уроков из кризиса 2008 – 2009 г.. , а также из современной ситуации. Жесткая финансовая политика, отказ от использования нефтегазовых доходов на развитие производства, размещение государственных финансовых ресурсов в зарубежных банках – всё это привело к тому, что накануне мирового финансового кризиса экономика России оказалась чрезмерно уязвимой. И в 2008-2009 гг.. наблюдался масштабный спад производства. Более того, наша страна выпала из числа быстроразвивающихся государств. Аналогичная ситуация сложилась и после 2013 года, когда огромная степень импортозависимости нашего народного хозяйства дала о себе знать в результате введения международных санкций и падения цен на нефть. Результат либерального эксперимента налицо – колоссальное падение производства, сокращение рабочих мест, обострение социальных и демографических проблем.
Что же касается намерений Минфина и Минэкономразвития откладывать нефтегазовые поступления в кубышку на «черный день», то вместо этого следовало бы занять модернизацией экономики, подлинным импортозамещением, что, в свою очередь, подразумевает необходимость активного государственного участия в развитии народного хозяйства, кардинальной смены финансовой и денежно-кредитной политики. Таким образом, Россия слезет с нефтегазовой иглы и будет иметь шанс вступить на путь устойчивого развития. Однако власть не помышляет об этом, что лишний раз характеризует её представителей как проводников интересов международного капитала.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.