Экс-глава РЖД Владимир Якунин, отойдя от дел железнодорожных, занялся большой политикой. На днях в Париже он дал пространное интервью французскому политическому еженедельнику «Экспресс», в котором рассуждал ни больше ни меньше как об «исторической перспективе франко-российского диалога». А затем уже в Москве презентовал доклад возглавляемого им фонда «Диалог цивилизаций» (со штаб-квартирой в Женеве) «О стратегическом управлении экономикой в условиях мировой турбулентности».
КАЗАЛОСЬ БЫ, ну чего ещё не хватает человеку, который десять лет разруливал финансовые потоки крупнейшей российской естественной монополии? Как говорилось в популярном советском кинофильме: «С таким счастьем — и на свободе!» Впрочем, возможно, последнее обстоятельство (отнюдь не безусловное, как может показаться со стороны) и вынуждает Владимира Ивановича устремляться в заоблачные интеллектуально-политические сферы Парижа и Женевы. К тому же международная компания «Делойт Туш Томацу Лимитед», 210 тысяч специалистов которой оказывают консалтинговые услуги в 150 странах мира, недавно опубликовала отчёт об аудите строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.
Аудиторы компании «Делойт» изучили смету восьми объектов стоимостью 19,2 млрд. рублей и пришли к выводу, что их можно было построить за 10,7 млрд. рублей, то есть на 45% дешевле, сообщил РБК. Специалисты компании «Делойт» считают, что затраты РЖД только на работу и материалы на 25% превысили их рыночную цену. В частности, аудиторы выяснили, что стоимость строительства объектов в проекте сильно отличается от мировых аналогов. Так, по сведениям главного железнодорожного оператора Германии «Дойче Бан», одна тяговая подстанция обходится в 101—201 млн. в пересчёте на рубли, а в российском проекте — в среднем в 355 млн. рублей. Строительство железнодорожного разъезда в Германии обходится в 112 млн. рублей, у нас же — от 128 до 216 миллионов.
Наибольшее изумление аудиторов вызвала смета работ по модернизации Байкальского тоннеля, где предполагается пробить новую штольню и проложить второй рельсовый путь. Стоимость строительства семикилометрового тоннеля оценена подрядчиками РЖД в 37 млрд. рублей, то есть больше, чем в 5 млрд. рублей за километр, что превышает как нормативы самой РЖД, так и все имеющиеся в России аналоги.
Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнёры», которые пришли к выводу, что при их стоимости 20,6 млрд. рублей можно было сэкономить 1,15 млрд. рублей, или целых 6% от уже понесённых затрат.
Впрочем, названные аудиторами цифры возможных «усушек и утрусок» при реализации масштабного инфраструктурного проекта, начатого при В. Якунине, всего лишь цветочки. В настоящее время на модернизацию БАМа и Транссиба планируется инвестировать 562 млрд. рублей. Да к этому ещё прибавьте строительство линии Кызыл—Курагино (156 млрд. рублей), усиление электроснабжения (128 млрд. рублей), затраты на закупку новых локомотивов, расширение ветки Междуреченск—Тайшет, реконструкцию Восточного БАМа… В итоге набегает цифра, превышающая триллион рублей — именно такие средства предполагается потратить на весь проект под названием «Реконструкция Восточного полигона». Деньги возьмут из бюджета, из Фонда национального благосостояния, у РЖД, а также часть средств планируется занять на финансовом рынке через инфраструктурные облигации.
СТОЛЬ лакомый для «стратегического управления» кусок бюджетных средств не мог не вызвать обильного слюноотделения у приближённых к высшим сферам. Сразу же после отставки Владимира Якунина (в августе 2015 года) осведомлённые источники стали поговаривать, что новый глава РЖД Олег Белозёров — ставленник «придворного бизнесмена» Аркадия Ротенберга. И что такая кадровая замена не сулит ничего хорошего компаниям-подрядчикам, близким к Якунину, которые на протяжении последних десяти лет успешно осваивали бюджетные средства РЖД. Так что, лишившись возможности прикрывать лояльных ему бизнесменов, Якунин теперь проявляет избыточную пиар-активность, в том числе в зарубежных СМИ, в надежде на то, что в случае непредвиденных поворотов судьбы это поможет ему избежать неприятностей.
По мнению ряда экспертов, в ближайшее время Олег Белозёров собирается приватизировать часть РЖД, в результате вся российская железная дорога де-факто может оказаться в руках у Аркадия Ротенберга. После чего вопрос «о стратегическом управлении» «откатами» в железнодорожной отрасли Владимиру Якунину наконец задавать перестанут.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.