Вековые управленческие грабли, разобранные литературным классиком Салтыковым-Щедриным буквально на органчики, вновь крепко саданули по лбу российское общество. Первыми жертвами управленческого стиля, который характеризуется произволом и волюнтаризмом, стали, по мнению депутата Бориса Кашина, наука и образование. В своём выступлении от фракции КПРФ на пленарном заседании Госдумы 15 марта парламентарий рассказал о последствиях реформ в двух ведущих вузах страны: Московском и Санкт-Петербургском государственных университетах.
В 2009 ГОДУ депутатский корпус дружно поддержал инициативу тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева по наделению этих вузов особым статусом, означающим фактически независимость от минобрнауки. Трудно сказать, чем руководствовались «медведи», эсеры и либерал-демократы, но фракция коммунистов твёрдо знала: чем дальше от центра «оптимизации» — тем лучше. При этом член фракции КПРФ Олег Смолин пытался предотвратить нежелательный побочный эффект, который неминуемо должна была вызвать норма законопроекта, определяющая, что ректор университета назначается президентом. Депутат предлагал узаконить положение: ректор должен избираться коллективом вуза. К сожалению, эта поправка не прошла. В результате самостоятельность получили не университеты, а руководители. Если МГУ попытался исправить перекосы законодательства своим уставом (здесь высшим органом управления является конференция научно-педагогических и других работников, а также обучающихся в университете), то СПбГУ вкусил горькие плоды единоначалия в полной мере. Ректор СПбГУ, которым, кстати, на очередной срок назначен бывший преподаватель Д.А. Медведева юрист Николай Кропачев, определяет структуру университета, руководит образовательной, научной, хозяйственной и финансовой деятельностью на принципах единоначалия. «Такие полномочия не снились ректорам советского периода!» — восклицает Борис Кашин. Да и в мировой практике нечто подобное найти трудно. Все ведущие университеты мира, как зеницу ока, берегут традицию академической свободы, без которой нормальное развитие учебного заведения невозможно.
Условия, в которые поставлены преподаватели Санкт-Петербургского университета, по мнению Б. Кашина, свидетельствуют о полном непонимании администрацией вуза научного процесса и о профессиональной непригодности ректора Кропачева. Профессора, чтобы не потерять работу, вынуждены соглашаться на краткосрочные контракты и при этом брать на себя обязательства опубликовать определённое количество статей за год, следя одновременно за всякими индексами цитирования, импакт-факторами и прочими наукометрическими показателями. Все эти индексы, подчёркивает академик РАН, профессор Борис Кашин, к серьёзной науке не имеют никакого отношения, зато они очень нужны чиновникам, чтобы отрапортовать о своём вкладе в выполнение «майских указов» президента Путина, в которые невесть каким образом попало требование об увеличении к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в американской базе данных Web of Science, до 2,44 процента. Ущербна, полагает депутат, и реализуемая сегодня идея о концентрации научных исследований по нескольким прорывным направлениям. В науке очень часто невозможно предугадать, где случится открытие. А здесь берётся и намеренно сужается угол научного обзора. Вызовом всему нашему законодательству парламентарий назвал недавнее решение, принятое на факультете прикладной математики СПбГУ: профессор, не имевший внешних грантов в 2013—2015 годах, как бы активно он ни вёл научную работу, не может переизбираться на новый срок. Те же процессы, только в несколько замедленном темпе, происходят и в МГУ, подчеркнул Б. Кашин. Всё это свидетельствует только об одном: о нарастании индекса разрушения в сфере высшего образования России.
В то время как метастазы кризиса проникают во все жизненно важные центры государственного организма, правительство раз за разом прописывает больному то примочки, то кровопускание. Для снятия, к примеру, финансовой лихорадки минфин отрядил в Госдуму своего представителя с идеей сдвинуть обновление государственных и муниципальных программ, которое должно быть в соответствии с Бюджетным кодексом сделано до 1 апреля, на один год. Какой смысл подгонять сейчас программы под бюджет, когда он будет ещё несколько раз пересматриваться? — рассудили в правительстве. В том-то и дело, что программы должны давать ориентиры, а они сегодня, как отмечали депутаты, процентов на 70—80, а то и больше состоят из расписывания функциональных обязанностей всевозможных ведомств и по сути программными документами не являются. «Приняли этот закон или не приняли этот закон — он ни на что не влияет, — говорит Николай Коломейцев. — Тем более на реальный сектор экономики». Смогут ли регионы вообще выполнить какие-либо программы, если их долги растут как на дрожжах: в январе 2015-го долги субъектов составляли 2 триллиона 100 миллиардов рублей, сейчас — 2 триллиона 300 миллиардов, а на конец года они, по прогнозам, достигнут 2 триллионов 900 миллиардов. Чем заниматься переливанием из пустого в порожнее, лучше бы правительство озаботилось наполнением казны. И не через разбазаривание госсобственности, как запланировано, а из других источников, указывает Н. Коломейцев: посредством валютного регулирования, чтобы остановить вывоз капитала; грамотной налоговой и кредитной политики — пора бы прекратить возмещать нефтяным и другим сырьевым компаниям НДС и навести порядок с заёмными средствами для реального сектора экономики.
Тем не менее правительственный законопроект о переносе сроков обновления госпрограмм принят, и финансовый хаос стал ещё более очевидным — как выразился Владимир Федоткин, деньги и экономические задачи у нас в стране существуют сами по себе, независимо друг от друга.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.