Полтора месяца назад информационное агентство «Блумберг» распространило информацию, в которой сообщалось: «Личная охрана безопасности Владимира Путина прочёсывает страну на предмет наиболее сильно пострадавших (от спада в экономике) мест, чтобы слегка помочь им — в меру щедрости Кремля. Федеральной службе безопасности (…) поручено присматривать за общественным недовольством в наиболее депрессивных регионах страны». Более того, в информации утверждалось, что «туда, где опросы общественного мнения говорят о недовольстве, немедленно прибывает специальная правительственная рабочая группа», при этом «ФСО является неотъемлемой частью группы». Что бы это значило? Похоже, в декабре, когда появилось данное сообщение, СМИ не сумели ответить на этот вопрос. Поэтому сенсационное по сути своей сообщение информационной бомбой не стало.
НО НА ДНЯХ появился ответ на вопрос, что же произошло. Эстафету у агентства «Блумберг» подхватил Левада-центр. Он распространил итоги своего очередного опроса. Из него следует, что «большинство россиян называют наиболее предпочтительной экономической моделью — государственную плановую экономику, за такой вариант высказались 52% респондентов. За рыночную экономику, основанную на частной собственности, высказались только 26%, ещё 22% не смогли определиться с предпочтительной для них экономической системой».
Старшее поколение помнит, как на рубеже 1980—1990-х годов стране подсунули дилемму: план или рынок? Никто из тех, кто предложил сей горе-выбор, ни тогда, ни позже не могли объяснить, чем рынок лучше. Вместо аргументов одни заклинания. Нет, дело не в невежестве «рыночных» трубадуров, а в том, что они осознанно навязывали фальшивую дилемму. В 80-е годы прошлого века американский социолог австрийского происхождения Фридрих фон Хайек объяснил пропагандистам капиталистического рая, что им следует забыть само слово «капитализм», так как оно вызывает у большинства трудящихся неприязнь, неразрывно связано с эксплуатацией и классовой борьбой. Вместо него надо использовать нейтральное слово «рынок», в котором не таится никакой угрозы. Соответственно им надо отказаться и от использования понятия «социализм», заменив его словом «план», к которому коммунисты на своих съездах высказывают претензии. Когда в декабре 1992 го-да нового премьер-министра В. Черномырдина спросили, какое общество будет строить новая власть, он без запинки соврал про то, что ни капитализма, ни социализма она строить не будет. Ясно же, у кого учились узурпаторы, захватившие государственную власть в начале 1990-х.
И вот либеральная до мозга костей социологическая служба известила мир, что в путинской России на каждого сторонника рынка-капитализма приходятся два приверженца социалистической плановой экономики!
Но и это не всё. Одновременно социологи установили: «Практически аналогичный расклад демонстрируют результаты опроса по поводу предпочитаемой россиянами политической формации: 37% видят общественный идеал России в советской политической системе, 23% — в текущей политической системе РФ, 13% — в демократии по образцу западных стран, 8% респондентов назвали другой вариант ответа и 19% не определились с политической формацией, которая им наиболее предпочтительна». Какое выразительное голосование! Сторонников советского политического строя в 1,6 раза больше, чем поклонников путинской политической системы. Более того, даже если к ним приплюсовать приверженцев западных образцов демократии, то и в сумме их будет меньше, чем тех, кто высказался за советский политический строй. У великого Владимира Маяковского есть замечательная строка по похожему поводу: «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время».
ВИДНО, ЭТИ ЖЕ хрестоматийные стихи вспомнил и директор Левада-центра Лев Гудков. Поэтому он заявил, будто идеологических основ в том, что большинство жителей России воспринимают советскую систему управления как наиболее близкую к оптимальной, практически нет. В данном случае люди отдают-де свои симпатии не столько политическому устройству, сколько мифологии о Советском Союзе. «Есть некое идеализированное представление о том времени, — невнятно заговорил социолог. — Люди забыли, как было на самом деле, воспринимая времена СССР как некий счастливый период, когда были бесплатная медицина, практически бесплатное ЖКХ. И, конечно же, в условиях современной действительности они ищут опору в Советском Союзе».
В 65 лет вполне можно помнить, какой была советская эпоха, и не заниматься грубой фальсификацией. Но что ни сделаешь, служа властным временщикам. А что командные высоты в экономике и политике России в руках временщиков, социолог Гудков знает точно. Не случайно же он отмечает: россияне в 2015 году всё чаще стали замечать, что в окружающих проявляются и крепнут агрессия, ожесточение, страх, обида, отчаяние и зависть по отношению к окружающему миру. Ещё сильнее стали проявляться депрессия, астения, усталость, растерянность и одиночество. Правда, он умолчал, в отношении кого крепнут агрессия и ожесточение, хотя социологические исследования возглавляемого им центра и на этот вопрос дают ответ. Зато истоки депрессии, усталости, растерянности и астении Гудков не скрывает: они растут на волне общественного разочарования в либеральных, капиталистических реформах.
НЕДАВНО на научной конференции в Левада-центре с докладом выступила профессор Высшей школы экономики Н.Е. Тихонова. Она утверждала, что в сегодняшней России «благополучное население, доходы которого достигли не менее двух прожиточных минимумов, составляет лишь 25% по стране. 12% россиян очень резко скатились в крайнюю бедность», ту самую, которую в народе называют нищетой. Профессор указала, что экономический кризис в наибольшей степени затронул жителей малых населённых пунктов, в которых люди наиболее часто страдают от массовых увольнений, невыплат зарплаты, сверхэксплуатации со стороны работодателей (вот она, истинная сущность среднего предпринимательства!). В таких поселениях продолжительность рабочей недели за год увеличилась на 4 часа, но это не принесло наёмным работникам дополнительного дохода. Однако в отличие от жителей крупных городов им некуда деваться.
Но кризис серьёзно затронул и благополучное население обеих столиц. Заметная часть горожан потеряла дополнительные источники дохода и вынуждена отказаться от ставшего для них привычным образа жизни мелкого буржуа.
Через год-полтора, считает Тихонова, может значительно упасть рейтинг доверия к власти, а латентное недовольство россиян своим положением вырастет, что может привести к волне протестных действий. Когда у населения укрепляется ощущение, что так жить нельзя, даже самый незначительный на первый взгляд повод может привести к бурной реакции.
К подобным выводам приходят исследователи и самого Левада-центра. В декабре прошлого года в результате опроса они выявили рост готовности россиян участвовать в акциях протеста с экономическими требованиями. 24% опрошенных заявили о возможности массовых выступлений против низкого уровня жизни. За два месяца прирост составил 7%. Личное участие в таких выступлениях готовы принять 14% участников исследования (в октябре 2015 года их было 12%). Что касается акций с политическими требованиями, то их допускают 16% опрошенных (за 2 месяца прирост 4%). Лично выйти с политическими требованиями готовы 9% участников исследования.
Социологи отмечают, что пока уровень протестных настроений относительно невысок. Но их же исследования убеждают: несмотря на это, доля сторонников социалистического жизнеустройства вдвое выше, чем согласных жить при капитализме. Нетрудно предсказать, как изменится ситуация, когда доверие к власти будет падать обвально.
А ТЕПЕРЬ ПО ПОВОДУ идеологических основ положительного отношения к социализму. Во-первых, разве отношение к своему социально-экономическому положению — не идеологическая величина? Ведь идеология — это не что иное, как отражение окружающей действительности через призму интересов больших социальных групп, в частности — социальных классов. И указание Л. Гудкова о крепнущих агрессии и ожесточении к эксплуататорам — это идеологическое отношение к социальному строю в самом обнажённом виде.
Во-вторых, как свидетельствуют результаты исследований Института социологии РАН, примерно 60% россиян предпочитают «общество социального равенства» (заметьте: не социальной справедливости, а социального равенства!) «обществу индивидуальной свободы». Противоположной позиции придерживается в полтора раза меньше респондентов. И такие результаты стабильно держатся более 10 лет. Неужели и здесь нет идеологической составляющей?!
Наконец, обратимся вновь к данным Левада-центра, касающимся отношения россиян к И.В. Сталину, то есть к вопросу безусловно идеологическому. Как следует из результатов опроса, поддержка Сталина среди россиян за последние 9 лет значительно выросла. 34% респондентов считают: какие бы ошибки и пороки ни приписывали Сталину, самое важное то, «что под его руководством наш народ вышел победителем в Великой Отечественной войне». В 2007 году так про Сталина говорили 28% россиян.
20% респондентов уверены: Сталин — «мудрый руководитель, который привёл СССР к могуществу и процветанию». В 2007 году так считали лишь 14%. Осталась прежней доля тех, кто уверен: только такой правитель, как Сталин, мог поддержать порядок в государстве «в тех условиях острой классовой борьбы, внешней угрозы, всеобщей расхлябанности, которые у нас были 70—90 лет назад». Такой позиции придерживаются 15% опрошенных.
Одновременно с увеличением числа тех, кто поддерживает политику Сталина, серьёзно уменьшилось число его критиков. Лишь 21% респондентов уверены, что Сталин — «жестокий, бесчеловечный тиран, виновный в уничтожении миллионов невинных людей». Это самый низкий показатель за всё время аналогичных опросов. Значительно уменьшилась и доля тех, кто считает: политика Сталина привела к тому, что страна оказалась неподготовленной к войне в 1941 году и из-за этого понесла тягчайшие потери. Так сейчас считают, по данным Левада-центра, 13%, хотя в 2007 и 2005 годах таких было 17% и 18% соответственно.
Что же касается общих оценок правления Сталина, то пропорции между его сторонниками и критиками не в пользу последних. 25% опрошенных полагают, что времена Сталина принесли нашей стране больше хорошего, чем плохого. Противоположного мнения придерживаются всего 13% респондентов. Сократилось и число неопределившихся в оценках. Если в 2007 году тех, кто считал, что «мы ещё не знаем всей правды о Сталине и его действиях», было 30%, то в конце 2015-го и их доля упала до 11%.
Итак, данные социологов вполне объясняют, почему не только Федеральная служба безопасности РФ, но даже Федеральная служба охраны усердно занялись изучением общественного мнения и прочёсыванием депрессивных и неблагонадёжных районов. Они для того и существуют, чтобы охранять звериное по своей сути капиталистическое жизнеустройство и его как истинных, так и публичных хозяев.
ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ, которое меняется коренным образом, заставляет делать выводы не только власть, но и коммунистическую оппозицию. Сейчас самое время для этого: идёт активная работа над предвыборной платформой КПРФ. Исследователи не только Левада-центра, но и других социологических служб фиксируют, во-первых, существенное полевение российского общест-ва. У этого процесса вырисовываются чёткие ориентиры: социалистическая плановая экономика и советская политическая система. Во-вторых, социологи дружно указывают на радикализацию народных настроений.
Ясно, что КПРФ не может, не имеет права отставать от общественно-политических настроений трудящихся. Быть достойными своего народа — наш исторический долг. Значит, в предвыборной платформе партии приоритет предстоит отдать не общедемократическим, а сугубо социалистическим лозунгам, подкреплённым конкретными программами борьбы за преодоление реставрации капитализма и за переход России к социалистическому созиданию. Каркас такой программы партией уже разработан: октябрьский (2014 года) и мартовский (2015 года) пленумы определили курс на замену диктатуры капитала диктатурой пролетариата.
Наполнение этой задачи конкретным содержанием в предвыборной платформе КПРФ позволит одновременно решить две важнейшие задачи. Во-первых, продемонстрирует, что КПРФ принимает свои решения не для красного словца, а для воплощения в жизнь, что будет кардинально способствовать внесению социалистического сознания в массы. Во-вторых, никакие клоны и спойлеры не смогут перехватить наши социалистические лозунги, а избиратели не спутают КПРФ ни с какими обманками.
Для сегодняшней ситуации самым точным наказом В.И. Ленина нынешним коммунистам России являются его слова: «Господство капитализма подрывается не потому, что кто-то хочет захватить власть. «Захват» власти был бы бессмыслицей. Господство капитализма прекратить было бы невозможно, если бы к этому не вело всё экономическое развитие капиталистических стран… Никакая сила не разрушила бы капитализм, если бы его не подмыла и не подрыла история».
Социологические исследования демонстрируют готовность трудового народа отказаться от капитализма. Значит, первая составляющая субъективного фактора — массы — налицо. Дело — за авангардом. Решения последних пленумов КПРФ говорят: партия готова взять на себя эту роль.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.