21 марта на сайте портала «Свободная пресса» была опубликована статья Сергея Аксёнова, в которой речь шла о попытке провести новую индустриализацию посредством неолиберальной экономической политики. В начале статьи отмечено, что прошло два года с тех пор, как власти поняли, что дела в российской экономике обстоят далеко не лучшим образом. После введения «мировым сообществом» экономических санкций в адрес России стала очевидной пагубность ориентации на ведущую роль иностранного капитала в развитии экономики, импортозависимость и ориентация на международную конъюнктуру на сырьевых рынках. Санкционная политика Запада лишила Россию дешёвых денег и посадила нашу экономику на «голодный паёк». В этой связи, пишет автор, стало ясно, что то, о чем на протяжении множества предыдущих лет говорили представители коммунистических и патриотических организаций (про контрпродуктивную модель развития, ведущую Россию в тупик), было не выдумкой, а трезвым анализом ситуации, сложившейся в результате гайдаровско-чубайсовских т.н. «реформ». Однако теперь их представители готовы «сменить приоритеты». Но, как справедливо заметил автор, «во имя сохранения своей корпорации у руля власти».
Автор пишет, что широкие массы народа постоянно ощущали зависимость экономики России от зарубежных рынков, но, не имея прямого влияния на власть, мирились с действительностью, невзирая на её несовершенство. Этому, в частности, способствовал «потребительский бум», возникший в результате высоких цен на нефть и газ. Получая высокие доходы от экспорта сырья, власть раздавала массу подачек населению в докризисный период. И «изголодавшиеся за позднесоветское время люди бросились покупать и делали это с упоением». Однако мало кто понимал, что «сладкое время это было скорее исключением из правил, передышкой на пути одной борьбы в другую. Борьбы за страну. Именно как призыв к новому напряжению сил следует понимать новые народные настроения, зафиксированные бесстрастным ВЦИОМом».
Сергей Аксенов отмечает, что народ России, в целом поддерживая внешнеполитический курс власти, полностью отрицает её социально-экономическую политику. Лишь каждый пятый полагает, что страна идет верным курсом. Но две трети населения выступают за смену внутренней политики, поддерживают идею проведения новой индустриализации на основе повышения качества образования. А либеральную догму о необходимости ставки на «иностранных инвесторов» поддерживает лишь 6% опрошенных.
Далее подчеркнуто, что власти якобы начинают осознавать данный факт. В качестве примера приводится визит председателя правительства РФ Д.А. Медведева на «полуразрушенный завод «СТАН» в Коломне» и разработка программы поддержки развития российской станкостроительной отрасли. Отмечено, что несмотря на то, что на реализацию соответствующей программы предусмотрено выделение менее трех млрд. рублей (в то время как объем рынка составляет 100 млрд.), важным является признание самой проблемы. Она в самом деле носит весьма острый характер. Так, в 2015 году объем импортируемой станкостроительной продукции составил 80% (а в отдельных случаях – 90%). Об этом прямо заявил не оппозиционный деятель, а глава правительства.
Казалось бы, высшие государственные деятели осознали необходимость проведения новой индустриализации. Но для её осуществления нужен отказ от либерально-рыночного курса, радикальное изменение модели экономического развития. Либо руководящие деятели нашей страны осознают это и наступят на горло собственной песне, либо «запрос общества на изменения рано или поздно приведет к штурвалу экономики новых людей». Автор считает, что в последнее время якобы намечаются позитивные тенденции в данном вопросе. Так, в статье говорится, что на ночном совещании, созванном президентом В.В. Путиным, министр экономического развития Улюкаев настаивал на увеличении объема финансирования государственных программ развития отраслей промышленности. Министр полагает, что для выхода на стезю экономического подъема следует использовать и государственные инвестиции. Однако представители финансового блока правительства моментально вставили лыко в строку. Таким образом, подчеркивает Сергей Аксёнов, происходит борьба «внутри либерального клана за свое будущее». Касаясь предложения Улюкаева, автор статьи пишет, что дело обусловлено осознанием неизбежности усиления государственного регулирования экономики. И министр стремится «возглавить процесс, чтобы вообще не выпасть из тренда».
То, что у России больше нет возможностей откладывать проведения модернизации экономики, осознают все. Вопрос в том, какие конкретно меры будут предприняты для решения обозначенной задачи. Говоря о наличии множества предложений методов изменения структуры российского народного хозяйства, автор ссылается на идеи нынешнего главы Сбербанка Германа Грефа, заключающиеся в необходимости создания «центра реформ» при президенте. Он считает, что министерства должны перейти «от работы по поручениям президента, то есть в режиме ручного управления, к проектной деятельности». Автор указывает, что в данном предложении имеется подвох – чиновники получат возможность «имитировать бурную деятельность годами, без результата». Аксенов справедливо заметил, что они, как правило, распиливают бюджет и пишут отчеты – в этом они профессионалы. Так что «доверять чиновникам – опасное благодушие».
В статье справедливо указано, что развитие экономики, её модернизация требуют не снижения, а повышения государственного участия. Также важно наличие государственной воли. В качестве примера автор приводит деятельность вице-премьера Д.О. Рогозина, под руководством которого быстрыми темпами восстанавливается отечественный ВПК. Итоги данной практики заметны в Сирии, а также на космодроме «Восточный». По мнению Сергея Аксенова, данные методы должны быть заложены в основу нового экономического курса. Он отмечает, что в настоящее время Россия нуждается в тех, кто готов «не спать сутками, без устали нависая дамокловым мечом над нерадивыми и вороватыми исполнителями до тех пор, пока они за годы не отстроят новую индустрию».
В заключении статьи Сергей Аксенов пишет, что время наследников гайдаровской командой, пытавшиеся встать во главе процесса новой индустриализации, давно вышло. Они продемонстрировали, на что способны. А новые времена требуют новых подходов к решению базовых проблем общества и государства.
Мы разделяем мнение Сергея Аксёнова по поводу бесперспективности либерального экономического курса. В то же время считаем, что дело не только в том, что представители финансово-экономического блока проводят старую политику. Дело в том, что президент и правительство открыто заявляют о своей приверженности идеям приватизации. Также они считают, что надо продолжать сохранять наше членство в ВТО (даже в условиях международных санкций). О том, как приватизация приводит к ликвидации индустрии (либо её остатков) – видно на примере практики стран Восточной Европы, да и нашей страны в 1990-ые годы. И это не случайно. Ведь современное производство носит затратный характер. А решить задачу его развития может только государство, поскольку частный капитал всегда ориентируется на краткосрочную (в лучшем случае на среднесрочную) перспективу возврата инвестиций. Кроме того, всем памятен опыт раздробления РАО ЕЭС в 2000-ые годы. Чем кончилась данная практика – известно (отметим, что даже А.Чубайс – человек, разрушивший электроэнергетику, формально признал необходимость прихода государственных инвестиций и консолидации активов). Следовательно, ставка на доминирование частной собственности не выведет Россию из кризиса.
Обязательно надо говорить и о национализации топливно-сырьевых отраслей. В противном случае всё останется на уровне благих пожеланий. О какой модернизации можно вести разговоры, когда данные отрасли выведены из российской юрисдикции (следовательно, находятся на «крючке» у Запада), когда иностранный капитал постепенно увеличивает свой контроль над ними? О каком индустриальном рывке может идти речь, когда банковские и сырьевые олигархи посредством своей тарифной, кредитной, экспортной политики, налоговых махинаций затягивают петлю на шее населения России и национальной экономики?
Также давно назрел вопрос о выходе России из ВТО, о переходе к политике государственного протекционизма. То, что в условиях деиндустриализации, огромной степени импортозависимости присоединение ко Всемирной торговой организации приведет к окончательному вытеснению российского производства зарубежным, до 2012 года предупреждали ученые и отечественные производители (ровно это и происходило в 2012 – 2014 гг..). Ну а введение международных санкций означают фактическую изоляцию нашей страны. Следовательно, ставки на «интеграцию в мировую экономику», на «открытость» обречены на провал.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.