О нарушениях в работе знаменитого университета «Московский физико-технический институт» (МФТИ), обнаруженных Генпрокуратурой, заявил корреспонденту ТАСС заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. Пресс-служба МФТИ не замедлила назвать это заявление «манипуляцией фактами». Попробуем разобраться в ситуации.
ВСЕГО НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ для понимания того, что собой представляет это уникальное учебное заведение. После окончания Великой Отечественной войны возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных учёных и инженеров. Уже при рождении МФТИ академик Пётр Капица в письме И.В. Сталину сформулировал принципы знаменитой «системы Физтеха»: во-первых, подготовка студентов непосредственно научными работниками базовых научно-исследовательских институтов на новом техническом оборудовании этих учреждений; во-вторых, индивидуальная работа с каждым студентом; в-третьих, участие каждого студента в научной работе, начиная со второго-третьего курса; в-четвёртых, при окончании института студент должен владеть современными методами теоретических и экспериментальных исследований, иметь достаточные инженерные знания для решения современных технических задач.
Эта система в течение шести десятков лет неизменно давала свой отличный результат, о котором могут судить даже непосвящённые: достаточно вспомнить развитие науки и техники, военного вооружения и космических достижений нашего не столь далёкого прошлого. Почти все отечественные нобелевские лауреаты — выпускники МФТИ. Кроме того, среди его воспитанников три лётчика-космонавта, более 150 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук, в том числе её нынешний президент В.Е. Фортов и три вице-президента РАН.
И вот по этой-то системе подготовки кадров и был нанесён удар.
Нынешняя «оптимизация» даёт о себе знать, начиная с новых правил поступления в институт. Если раньше абитуриентов принимали в основном по результатам двух олимпиад, то теперь в этом техническом университете признают лишь одну. В связи с «ЕГЭизацией» пришлось принимать и по ЕГЭ. Это привело к тому, что уже на первом уровне качество отбора значительно снизилось. Но разрушение образования не закончилось за дверями приёмной комиссии. Была существенно урезана учебная программа по математике, которую, согласно Ломоносову, «уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Математическая подготовка поступающих и так заметно снизилась, ибо уровень школьного математического образования в последние годы буквально рухнул.
Чтобы как-то прикрыть факт пикирующего уровня образования, в институте ввели 10-балльную систему: за что раньше ставили «двойку», теперь ставят «тройку», а то и «четвёрку»… А ведь давно известно, что если нет систематических знаний по математике, этой признанной «царице всех наук», то невозможны полноценные знания и по физике, химии, техническим дисциплинам.
Набор в институт увеличили, что тут же сказалось на учебном процессе: если раньше в учебной группе было 12—15 человек и преподаватель успевал побеседовать с каждым индивидуально — это был один из основных принципов физтеховского обучения, — то теперь он этого делать просто физически не успевает. Знаменитое «штучное», элитное образование постепенно трансформируется в… штамповочный цех.
НО НАСТОЯЩУЮ БОМБУ под отработанную за десятилетия «систему Физтеха» подложило правительство. Оно вроде бы даже из благих намерений в 2012 году решило, что пяти лучшим университетам России необходимо попасть в рейтинг ведущих 100 университетов мира. Под этим лозунгом в МФТИ было создано около 30 лабораторий. Согласно исследованиям двух молодых профессоров кафедры высшей математики МФТИ Максима Балашова и Романа Карасёва, опубликованным ими в газете «Троицкий вариант», финансирование каждой из таких лабораторий обошлось в 15—25 миллионов рублей, а суммарно, согласно отчёту за 2014 год, в них вложено около 130 миллионов рублей. И это… при почти нулевом выходе «научной продукции»: как минимум треть из этих лабораторий практически не занимаются научными исследованиями и имеют минимум публикаций и их цитируемости.
Но хуже всего то, что вся эта пертурбация напрямую сказалась на учебном процессе.
— Если раньше у нас студент должен был два года учиться и только потом ребят распределяли в базовые институты и по нескольку дней в неделю они там работали в лабораториях, участвуя в исследованиях, — рассказывает профессор Петрова, — то эти сегодняшние «потёмкинские» лаборатории набирают студентов чуть ли не с первого курса. Ребят используют на мелких лаборантских работах, а к серьёзным научным исследованиям они пока просто непригодны.
В Физтехе всегда было так называемое свободное посещение: хочу хожу, хочу не хожу — лишь бы хорошо сдал экзамен. Тут и прежде были свои плюсы и минусы, но при сегодняшней школьной подготовке плюсы практически испарились, а остался большой минус: на первых курсах формируются основы научной, в том числе математической, культуры, как раз здесь закладывался фундамент «системы обучения Физтеха».
При увеличении приёма, которое подстёгивается возможностью прирастить финансирование (оно ведь «подушное» в нашей системе!), численно увеличились и группы, и потоки. А в Физтехе просто нет аудиторий, способных вместить столько студентов. Посетив несколько лекций и посидев на ступеньках лекционных аудиторий, они просто перестают туда ходить. Кроме того, против традиций Физтеха работает проникновение в этот храм науки высосанного из пальца в министерских кабинетах учебного принципа, когда в качестве основной навязывается урезанная, так называемая базовая программа. И на коллоквиуме или в сессию студенту можно задавать вопросы только в её оскоплённых рамках. В результате манипуляций с десятибалльной шкалой получается, что отметки формально хорошие, рапорты «наверх» благополучные, а вот знания плохие. Аналогичными приёмами уничтожается не только Физтех, но и вся система высшего образования России…
Наконец, наиболее ощутимый удар был нанесён по носителям знаний — по профессорско-преподавательскому составу института. По нынешним законам-правилам руководство вуза само себе хозяин-барин и следует принципу «хочу — возьму, хочу — выкину». А критерий у победившей «вертикали власти» один: хорошим специалистом можешь ты не быть, но бессловесным быть обязан.
А как, скажите, без покорной безмолвности преподавателей выполнять ректорам, например, майские указы президента? Ведь они предусматривают в том числе и повышение зарплаты преподавателей до 110% от средней по региону. А если даже профессорский оклад равняется 40 тысячам рублей в месяц при среднемосковской зарплате в 60 тысяч рублей, то не надо быть математиком, чтобы понять, что «ну никак». Выход был найден блестящий: при сохранении прежней нагрузки перевести преподавателя на полставки, сохранив ему выдаваемую на руки сумму в прежнем размере. Тогда его официальная полная ставка будет равна уже 80 тысячам рублей! Если же он настаивает, что хочет работать на полную ставку, то он может удовлетворить своё желание при условии, что вдвое увеличится его нагрузка. А это не только очень тяжело, но и влечёт ухудшение качества подготовки студентов.
ПОНЯТНО, что преподавателям такая «оптимизация» не может нравиться. Руководство это понимает и предпринимает свои шаги к подавлению в зародыше любого проявления недовольства.
— На кафедре был проведён эксперимент, — говорит Вера Петрова. — Под предлогом того, что нет преподавателей и «нужно омолаживать кадры», накануне выборов заведующим кафедрой Е.С. Половинкиным были взяты несколько студентов 5—6-х курсов для… преподавания студентам. Раньше у каждого начинающего преподавателя на кафедре был куратор из числа опытных профессоров или доцентов, сейчас институт кураторства практически отсутствует. Без обучения такого ассистента уровень преподавания снижается. Кроме того, необходим контроль его работы, например, раньше начинающий преподаватель имел право принимать экзамены, но не мог выставлять оценки. Это требование теперь тоже отменено. В результате оценка знаний студентов оказалась фактически бесконтрольной. Зато когда нужно было избирать заведующего кафедрой, эта молодёжь дружно проголосовала «за». После того как они выполнили свою функцию, их уволили и набрали новых, и т.д. В целом же получается, что падает уровень знаний не только абитуриентов, которые к нам приходят, но и преподавателей. Но зато наличие служебного жилья и лозунг «омоложения» успешно используются в борьбе с неугодными и независимыми профессорами и доцентами.
Профессор рассказывает, что широкое распространение получил «точечный отстрел» неугодных, осмелившихся «своё суждение иметь».
— Так, сначала был «съеден» работавший на нашей кафедре совместителем главный научный сотрудник Вычислительного центра РАН, доктор физико-математических наук, профессор В.В. Дикусар. Он имеет опыт преподавания в университетах Германии, Швейцарии, Польши, — делится историей выживания преподавателей Вера Тимофеевна.— Следующим — профессор М.А. Галахов. Потом жертвой был автор двух учебников для вузов по обыкновенным дифференциальным уравнениям, один из лучших лекторов кафедры высшей математики по этому предмету, доктор физико-математических наук, профессор А.И. Егоров: ему вовремя вывернули руки, и он, уважаемый профессор, по окончании своего срока «добровольно» подал заявление на работу в должности доцента.
Следующей в череде жертв должна была стать профессор Петрова. Тут же был задействован весь возможный арсенал для её унижения и оскорбления. Вере Тимофеевне, сломавшей руку во время командировки на научную конференцию по проблемам образования в Швейцарии, которую проводила ЮНЕСКО и в оргкомитет которой она входила, отказались оплачивать больничный.
— Даже направляли в ЮНЕСКО (!) электронной почтой письмо с просьбой подтвердить, что я сломала руку, катаясь на лыжах!!! — смеётся Вера Тимофеевна. — Оттуда мне позвонили и спросили: «А что нам отвечать на такую странную просьбу?»
Затем её, единственную на кафедре женщину-профессора, пытались направить читать лекции на факультете МФТИ в Жуковском, дорога до которого от дома Петровой занимает около пяти часов в один конец. Когда это не вышло, заведующий кафедрой отстранил её от чтения лекций, зато нагрузил семинарскими занятиями по трём новым предметам. Выдержала. Наконец, для руководства кафедрой наступил желанный час: у Петровой окончился срок пятилетнего контракта, после чего необходимо снова избираться на конкурсной основе.
— Впервые за всю историю кафедры была создана комиссия, которая должна была рассматривать конкурсные документы профессоров, что противоречит положению о конкурсе. Тем не менее комиссия выполнила указание заведующего кафедрой и заявила, что не рекомендует для избрания на должности профессоров Галахова и Петрову (профессор Егоров, «добровольно» снявший свою кандидатуру, был милостиво избран доцентом!). Чириканье насчёт нарушения конкурсных процедур ничего не дало.
Второй фигурант дела, Галахов, плюнул и ушёл. «А я буду драться», — решила профессор Петрова. Как нормальный человек, начала бороться за свои законные права. К сожалению, результат этой борьбы и на сей раз не стал исключением из правила. Долгопрудненская прокуратура на обращение ответила отпиской. «Самый справедливый» суд тоже не дал никакого результата: ведь туда направлялись документы, заверенные печатями авторитетного МФТИ, а заявления студентов, пришедших в суд, «не были услышаны».
Кому она нужна, профессор Петрова? Только своим студентам. Ребята собрали за два-три дня больше трёхсот подписей под письмом в защиту своего преподавателя. «Мы, студенты, которые учились у Веры Тимофеевны, хотим оказать ей моральную поддержку, так как знаем, какой она на самом деле замечательный преподаватель и хороший человек. Мы надеемся, что с помощью письма в ректорат покажем институту, что студенты ценят своих преподавателей. Физтех всегда был славен тем, что студентам здесь было не всё равно», — пишут ребята.
Так кирпичик по кирпичику разрушается система образования России. А каждый «кирпичик» — это не только отдельная судьба преподавателя, это сотни выпущенных из стен вузов недоучек. История профессоров Физтеха — это не только их личная печаль. Увы, сегодня это типичная картина практически во всех вузах страны: свыше дана команда «фас» против умных, думающих, профессиональных преподавателей, на разрушение лучших вузов. Если их не отстоять, мы лишим страну будущего.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.