Одним из острейших вопросов повестки дня, нет, не заседания правительства или Госдумы, а жизни страны, является сегодня запланированная «белодомовской» командой масштабная приватизационная кампания. Уже подписана директива о продаже Роснефти, готовятся решения и по другим компаниям. Большинство наших граждан помнят грабительскую приватизацию 1990-х годов и со страхом следят сегодня за новостями: неужто опять грядёт очередная государственная афера?
КОНЕЧНО, масштаб уже не тот. 90 процентов госсобственности «толкнули» в «лихие 90-е». Но и то добро, что ещё осталось, правительство готово раздавать ныне по бросовым ценам, лишь бы худо-бедно наполнить бюджет и уберечь себя от политического банкротства. С оценкой целесообразности намеченной распродажи госсобственности в часе политических заявлений на пленарном заседании Госдумы 25 марта от фракции КПРФ выступил Сергей Гаврилов.
«С точки зрения погашения дефицита бюджета это самая неправильная мера, — отметил он. — За последние два года совокупная стоимость наших компаний упала более чем в два раза, и в случае их приватизации бюджет может недополучить до полутриллиона рублей». Депутат акцентировал внимание палаты на том, что госкомпании являются крупнейшими налогоплательщиками: их доля в объёме налоговых поступлений в бюджет составляет примерно четверть. Есть риск, что из-за намеченной скоропалительной приватизации бюджет существенно потеряет в налоговой базе. Председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности С. Гаврилов перечислил другие, более разумные способы решения бюджетных проблем, например: контроль над валютными спекуляциями на Московской бирже; борьбу с офшорами; расширение рынка внутренних заимствований; возвращение к практике продажи части валютной выручки.
Парламентарий посоветовал использовать и успешный зарубежный опыт. Он напомнил, что в конце 1990-х лейбористы ввели компенсационный налог на приватизационные сделки, совершённые за 15 лет до этого, — «налог на доходы, принесённые ветром», который составил более 5 миллиардов фунтов. «В условиях острой фазы экономического кризиса, в условиях депрессии следовало бы заниматься, как принято в мировой практике, не приватизацией, а национализацией проблемных активов, прежде всего в стратегических отраслях», — подчеркнул С. Гаврилов.
Он предостерёг, что смена собственника может привести к рискам неисполнения публичных социальных функций, которые испытывают, например, РЖД по перевозке пассажиров-льготников в электричках или «Аэрофлот» по перевозке низкобюджетных пассажиров на Дальний Восток или в Крым. Нет и серьёзных гарантий, что новый собственник будет инвестировать средства в модернизацию производства. А приватизация таких компаний, как «Аэрофлот» и Объединённая строительная компания, серьёзно ударит по научно-техническому и кадровому потенциалу нашей промышленности. Член фракции КПРФ затронул также проблему усиления парламентского контроля над приватизационным процессом.
Федеральная миграционная служба (ФМС) подготовила законопроект, дающий возможность иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Россию в экстренном массовом порядке, получить вид на жительство без оформления разрешения на временное проживание и без соблюдения условия о сроке проживания в Российской Федерации. Это право предоставляется тем, кто получил статус беженца или временное убежище и стал участником Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Получение вида на жительство после трудоустройства позволит им арендовать жилое помещение, зарегистрироваться по месту пребывания и воспользоваться ипотечным кредитом для покупки собственного жилья. Фракция КПРФ поддержала предложение ФМС, но Николай Коломейцев, отметив один существенный пробел законопроекта, обратился к первому заместителю руководителя этой службы Екатерине Егоровой с просьбой доработать законопроект ко второму чтению так, чтобы была решена и проблема граждан Украины, которые вынуждены были два года назад бежать от политических репрессий в Крым. Не имея статуса беженцев, они теперь оказались там, что называется, на птичьих правах.
Под занавес пленарного заседания палата рассмотрела разработанный депутатами-коммунистами Николаем Арефьевым и Иваном Никитчуком законопроект, направленный на деофшоризацию российской экономики и создание стимулов на возврат вывезенных из страны капиталов под российскую юрисдикцию. Суть законопроекта — в запрете офшорным компаниям и российским фирмам, контролируемым офшорными компаниями, покупать государственное и муниципальное имущество через механизмы приватизации, банкротства и исполнительного производства. Николай Арефьев подчеркнул, что законопроект разработан в развитие темы, поднятой в ежегодном Послании президента Федеральному собранию. Фракция «Единой России» хоть и не преминула публично заявить о своей поддержке этой идеи, но законопроект не поддержала. Ничего конкретного не ответил представитель парламентского большинства и на вопрос Михаила Заполева, «каковы же в таком случае предложения «Единой России» по исполнению указаний президента?»
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.