Уважаемая редакция! В вашей газете от 19 января 2016 года была помещена статья «Казачья стойкость», в которой речь идет о моем родном городе Мариуполе и моих земляках. Не смогла остаться безразличной. Я сама недавно вернулась из Мариуполя и хотела бы поделиться своими впечатлениями о поездке.
ПО МАРШРУТУ Москва – Мариуполь «Сапсаны» пока не ходят. Я думаю, что это еще долго не случится. По этому маршруту еще недавно ходил наш украинский поезд – чуть-чуть лучше теплушек времен Гражданской войны с ненавязчивым сервисом наших проводниц-хабалок и торгашей. Но вагоны отапливались, двери в туалете закрывались, даже кипяток имелся. И это вполне устраивало нашего непритязательного пассажира, вынужденного кочевать из страны в страну после развала нашей Главной Страны. Да и стоимость проезда (600–700 грн) устраивала даже украинского пенсионера с пенсией 1500–2000 грн. Он мог себе позволить такое путешествие хотя бы раз в год, чтобы повидаться со своими родными в России. Через 24 часа такая встреча была вполне реальна, а дорожные неудобства быстро забывались.
Сегодня даже этого маршрута уже нет. Как и нет той прежней Украины. Война внесла в нашу жизнь свои горестные коррективы. Сегодня добраться до Мариуполя одним ходом уже не получится. Вначале надо добраться на поезде Москва – Кривой Рог до Запорожья. Затем на такси быстро переметнуться до автовокзала и пересесть на автобус Днепропетровск – Мариуполь. Все это надо успеть сделать за 20 минут. И через 5 часов по полям-степям, через блокпосты можно, наконец, попасть в родной Мариуполь. Все разговоры теперь на моей малой Родине начинаются словами «до войны и после».
В октябре 2015 года я вернулась в родной город. На автовокзале – солдаты в камуфляже и с автоматами. Такая же охрана у мостов и надписи: «Заминировано». На улицах можно среди военных услышать иностранную речь. Эти группы обычно сопровождают переводчики. В нескольких местах города – плакаты с надписями: «Марiуполь – це Україна!» Спасибо, что напомнили. Но я еще не забыла, где находится город, в котором я родилась, училась и работала. Но что вы с ним сделали, господа сочинители плаката? В центре города (у нас очень симпатичный центр) сиротливо стоит полуразрушенное здание горсовета со следами пожара вокруг оконных проемов. За театром по дороге в городской сад стоит почти разгромленное (без крыши, внутренних перегородок и окон) 4-этажное старинное здание овальной формы ярко-желтого цвета. На нем сохранилась памятная доска, напоминающая, что в годы немецкой оккупации в нем была биржа труда по отправке граждан Мариуполя на принудительные работы в Германию. Прохожие сказали, что по зданию прямой наводкой били танки. Это здание вплотную примыкает к 4-этажному жилому дому. Что испытали при обстреле его жители? Если я, наткнувшись на него случайно и неожиданно, не смогла свести в кучку ни глаза, ни мысли. Одним словом, шок, перешедший в рыдание: зачем?
Вскоре я узнала, что нашей известной конфетной фабрики (после «прихватизации» носившей название «Рошен») в городе больше нет. Ее демонтировали и перевезли в Западную Украину. От хлебозавода №3, на котором всю жизнь трудилась моя мама, торчат одни руины. Это случилось еще при Януковиче. Сейчас недалеко от центра торчат развалины второго основного здания этого хлебозавода. Город-порт со своим элеватором теперь завозит хлеб из близлежащих городов и поселков. Надо отметить, что за годы независимости в городе исчезли такие известные за его пределами предприятия, как: пищевкусовая фабрика, мясокомбинат, ликеро-водочный завод, имевший награды на международных выставках. Два последних предприятия работают в городе, но их продукция, замешенная на усилителях, заменителях, подсластителях и прочих консервантах, ничем не отличается от продукции аналогичных предприятий постсоветского пространства. Если я в детстве, отправляясь к морю трамваем, везла бутерброды с любительской колбасой, утаить их было невозможно. Запах настоящей натуральной еды (как сейчас модно писать «органик») на весь салон! Ну что ж, жизнь на месте не стоит, но, увы, изменяется не к лучшему.
А НОСТАЛЬГИЯ помогает выжить. Город сегодня наводнен военными, переселенцами и беженцами. Нет магазинов, к которым я давно привыкла. Другие вывески, другие хозяева! Цены на продукты питания возросли в 3–4 раза и практически сравнялись с московскими. И это при украинских зарплатах, на порядок ниже московских. И не секрет, что зарплаты, пенсии и вклады украинских граждан обложены военным налогом.
Люди уже привыкли и смирились, а я негодую до сих пор, ведь моя пенсия за эти 2 года возросла аж на 10%. Из магазинов покупатели выходят с небольшими пакетами. И только военные могут себе позволить иметь несколько полных пакетов в обеих руках. Они же частые посетители ювелирных магазинов. Видимо, разное ремесло по-разному оплачивается. Но ясно одно – война превратилась в источник заработка, короче, в работу, старательно оплачиваемую самим населением. Поэтому среди военных много граждан с Западной Украины, где с работой всегда были проблемы. Понятно, что далеко не все заинтересованы в мире.
Пенсионеры редко мелькают в магазинах. Я не могу сообразить, чем они питаются при взлетевших ценах и тарифах на коммунальные услуги при пенсиях 1200–1500 грн. Надо отметить, что проезд в трамваях, автобусах, троллейбусах и маршрутках по-прежнему считается бесплатным. Но что касается маршруток, проезд в них часто сопровождается скандалами и возмущениями со стороны водителей и кондукторов, которые не согласны с такими установками. Водитель, видя пенсионеров на остановке, спокойно проезжает мимо. Однако все это можно назвать даже достижением в области общественного порядка. Два года назад водитель мог спокойно порвать удостоверение пенсионера у него на глазах, а его самого вытолкать из салона или, что еще хуже, во время высадки пенсионера привести в движение транспорт. Говорят, что после того как один пенсионер во время скандала умер прямо в салоне маршрутки, перевозчик смягчился…
Я приехала в родной город в тот день, когда не состоялись местные выборы. Жители отказались выбирать навязанных кандидатов. Выборы повторили в конце ноября. В результате мэр города и 90% депутатов горсовета – представители оппозиционного блока. По этим результатам можно судить о политической ориентации жителей Мариуполя, расколовшихся на «за» и «против». Обнищавших, запуганных, но не потерявших правильных ориентиров в жизни, проживая каждый день в прифронтовой зоне как последний.
О военных событиях в городе напоминают установленные на главных проспектах города щиты с портретами участников АТО. (Я полагаю, что эта аббревиатура многим понятна.) На щитах сообщается, что эти люди погибли за наш Мариуполь. На одном изображен знак, напоминающий фашистскую свастику. Я в недоумении. Насколько я помню, за мой Мариуполь, за мою страну и Западную Европу погиб мой дядя (родной мамин брат), который был призван на войну с фашизмом, дошел до Берлина и там похоронен. А вы, ребята, за кого погибли? За чьи заводы, банки и пароходы?
Нельзя забывать прошлое. В сентябре 1941 года Мариуполь был неожиданно оккупирован отборными войсками СС. Гестаповские палачи замучили и убили большую часть населения города, которое оказалось виновато лишь в том, что были комсомольцами, коммунистами, евреями, греками, цыганами. Тогда свастикой был обвешан наш город. Что же этот символ означает сегодня в Мариуполе после 70 лет победы над фашизмом?
Вот таковы впечатления по приезде.
А ТЕПЕРЬ ТО, что мне удалось услышать от своих земляков. У нас на левом берегу реки Кальмиус в феврале 2015 года были обстреляны ракетами жилые дома и рынок по улице Олимпийской. Был выходной день, люди спешили за продуктами, а получилось «ассорти» из тел и продуктов. Да, кощунственное сравнение. Но еще кощунственнее то, что рынок тут же был разграблен военными. Перед этим событием в домах отключили газ, воду и электричество.
Что-то подобное можно услышать и от жителей близлежащих поселков к востоку от Мариуполя. Отключение удобств цивилизации означало сигнал к немедленному бегу в сторону погреба. В поселке Сартана была расстреляна похоронная процессия. Через почтовые отделения города отправлялись посылки с награбленным в зоне АТО на Западную Украину. Везде один и тот же вопрос: за что? Я думаю, за участие в референдуме 2014 года. Забыли, что мы живем в Восточной Европе, а не в Западной. Это там, за бугром, могут себе позволить государственное устройство страны в виде штатов, федераций, автономий, а у нас даже за помыслы об этом убивают! Главные европейские ценности – свобода слова, волеизъявление граждан – в Мариуполе как-то не сложились, а Западная Европа предпочла этого не заметить. Господи! Вразуми следующих правителей Украины, что мы один с русскими народ, наша прародина – Киевская Русь, и не надо нас за это убивать.
В конце ноября пришел счет за отопление – 800 грн. Это почти половина моей пенсии. Для оформления субсидии нужно обладать недюжинными способностями, чтобы попасть в отдел социальной защиты населения. Он забит пенсионерами, беженцами с грудными детьми и переселенцами. Туда и занесут толпой, и вынесут. Люди теряют в очередях сознание. Мне удалось подать документы. Ответ ожидается в конце отопительного сезона.
В декабре усилились военные столкновения в 5 километрах от Мариуполя. Стали слышны взрывы. Вроде далеко, но стекла дрожат. Власти утверждают, что это «обезвреживают боеприпасы»… После 24 часов выключается освещение главных магистралей города. Дом погружается во тьму, усиливается лай бездомных собак. Душу охватывает не только страх, но и безнадежность.
Машиностроительный завод, имевший российские заказы, стоит. Пришел заказ из Турции на изготовление вагонов. Работников обнадежили, однако заказ отдали в Полтаву. Полтава в референдуме не участвовала. На меткомбинатах города очередная волна сокращений. Телеканалы Украины не устают от антироссийской пропаганды. Много передач про американских и польских «друзей» Украины. В ноябре после сбитого в Турции российского самолета к ним добавились еще и турецкие. По радио теперь вместо наших лирических песен транслируются американский джаз или визги нашей попсы.
У всех на слуху тема, связанная с крымскими татарами. За 25 лет независимости Украины ими никто никогда не интересовался: как они выживают в степной части Крыма с привозной водой? Теперь это злободневная тема каждодневных передач СМИ. Бесконечные блокады Крыма: то продуктовая, то энергетическая. Въезд в ДНР только по специальным пропускам. Просто так не попадешь – нужна веская причина. На пунктах пропуска огромные очереди. Ввоз туда продуктов через блокпосты ограничен. Лишнее отбирается или вымогается взятка – еще один дополнительный источник заработка!
Мариуполь продолжает строить православные храмы. Главный православный собор в центре города, рассчитанный на 5 тысяч прихожан и строящийся на средства машиностроительного завода, уже под крышей и с куполами. Заведен под крышу и православный храм в рабочем районе города. И тоже стоит с куполами. Недалеко от него уже начато аналогичное строительство. Службы в храмах проходят при большом скоплении прихожан. Людей собирается гораздо больше, чем до войны (АТО). Наверно, большинство граждан начинают понимать, что уповать надо не на очередного правителя, которого нам «выберут» за океаном и дадут очередной транш от МФВ, а на Господа! И если Он попустил в стране братоубийственную войну, то это нам по нашим грехам. А значит, Он ждет от нас покаяния.
Людмила Васильевна СВЯТНАЯ
От редакции: Таким образом, с каждым днём становится очевидно, что политика международного капитала и его сателлитов в странах СНГ, оборачивается экономическим упадком, социальной несправедливостью, межнациональными конфликтами. Такова цена «суверенизации», «перехода к демократии». Что же касается конкретно ситуации на Юго-Востоке Украины, то в случае, если бы российское руководство признало бы независимость Донбасса, а также приняло бы ряд мер против режима Порошенко, то дело бы не дошло до крайне критической обстановки. Следовательно, все катастрофические явления, описанные в статье, во многом на совести Кремля. А с киевской хунтой всё ясно — они никогда не скрывали, что намерены ущемлять русскоговорящих людей (это стало ясно ещё в феврале 2014 года после свержения Януковича, когда Верховная рада с подачи «евроинтеграторов» приняла постановление об ограничении прав лиц, говорящих на русском языке). Напомним, что дело не ограничивается Новороссией. В случае её завоевания Киев намерен аннексировать Крым. Следовательно, многое зависит от того, в чьих силах оказать мощное сопротивление украинским фашистам, поддержать стремление народов Донбасса к независимости.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.