В ходе мероприятия депутаты фракции КПРФ, эксперты, владельцы гаражей искали ответы на вопросы: на каком основании сносятся гаражи и как решать проблему обеспечения города машино-местами.
Открыл встречу руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.
«Мы уже неоднократно проводили в Мосгордуме мероприятия на схожие темы, причем брали отдельные автостоянки, отдельные объекты, отдельные конфликтные ситуации, которые возникали. На моей памяти неконфликтных ситуаций со сносом гаражей практически в Москве-то и не было. Для меня, как депутата Мосгордумы, совершенно неочевидна последовательность действий правительства Москвы в последние годы».
— С одной стороны, — продолжил А. Клычков, — заявляется приоритет решения транспортных проблем, приоритет размещения автотранспортных средств на территории земель города Москвы. С другой, сносятся тысячи, сотни тысяч плоскостных автостоянок, которые, по сути, приводят к размещению этих же машин во дворах. Мест никому не хватает. Люди вынуждены свои машины оставлять на газонах, где получится. И нарываться на штрафы.
Таким образом, получается какой-то обратный процесс. Сначала говорят, что решают транспортную проблему, а другой рукой создают сложности. Этот круговорот когда-то должен быть закончен.
Когда нам заявляют, что владельцы плоскостных сооружений парковочного пространства являются захватчиками земли, это вызывает целый ряд вопросов. Во-первых, в советское время не было никакого самозахвата земли, она выделялась решением исполкома, предоставлялась, в том числе в бессрочное пользование.
Российская Федерация, будучи правопреемником, должна была в рамках земельной реформы провести инвентаризацию земельных участков и, соответственно, реализовать то право, которое было предоставлено владельцам гаражных мест для перезаключения договоров аренды либо оформления земельных участков в собственность, что в принципе позволяет законодательство. Но вместо этого после вступления в силу ряда положений Земельного кодекса с 2007 года перестали заключать договора на аренду земельных участков.
При этом Департамент имущества города Москвы особо не церемонился и платежи за аренду принимал. Даже при наличии не пролонгированных договоров аренды земельных участков. Таким образом, мы имеем, по сути, захват тех земельных участков, которые были в законном порядке переданы людям.
И еще одна проблема — это уничтожение имущества владельцев гаражных кооперативов, гаражных мест. До сих поря непонятно, сколько возбуждено уголовных дел по уничтожению личного имущества, начиная от самих гаражей, заканчивая тем имуществом, которое находилось в них. А ведь дело доходило еще и до силовых действий!
Далее эксперты, отметили, что в советское время земельные участки передавались в бессрочное пользование, однако потом вдруг изменили свой правовой статус и превратились в участки, на которые теперь необходимо заключать договоры аренды. Это привело к роковым для тысяч автостоянок и гаражных комплексов последствиям: расторжение договоров аренды стало инструментом для массовой ликвидации мест парковки и хранения автотранспорта.
Представитель гаражников района Вешняки Восточного административного округа Андрей Гнедиенко напомнил, что когда началась приватизация, право граждан на имущество, возникшее и зарегистрированное в советский период, признавалось.
Но потом «эти вопросы на какое-то время выпали из фокуса общественного мнения, что породило опаснейший процесс пересмотра основных имущественных прав граждан. В итоге возникли все предпосылки для постоянного роста социальных конфликтов», — подчеркнул он.
По словам выступающих, характерной особенностью гаражных земель является и то, что без их выделения невозможно было утвердить проект планировки жилого квартала. Нет мест для хранения и парковки автомобилей — нет проекта планировки, нет разрешения на строительство — нет жилых домов.
«В 90-е годы происходила преемственность правовой базы, необходимо было лишь переоформить уже существующее право для добросовестных пользователей земельных участков. Наше имущество и наше право не могло быть пересмотрено! Однако администрация Москвы не выполнила государственную программу инвентаризации земель, на которую выделялись значительные бюджетные средства, при этом миллионы землевладений были предоставлены в аренду третьим лицам», — подчеркнула Татьяна Логацкая.
Эксперт Олег Кушнер, в свою очередь, отметил, что в автомобилизации Москвы можно выделить несколько этапов, но самым основным можно считать тот период, когда государственная власть согласилась с тем, что советскому человеку можно разрешить покупку личного автомобиля.
— По мере увеличения автомобилизации страны и столицы в частности, возникла необходимость учитывать растущий личный автопарк и генеральные планы районов. В микрорайонах, в кварталах стали предусматривать все больше мест для хранения личного автотранспорта в расчете на количество жителей. В очередях на автомобили в 1963 году стояли 100 тысяч граждан на автомобили «Победа» и «Волга», 115 тысяч — на «Москвичи», а в 1965 году — 159 тысяч на «Запорожец», 140 тысяч — на «Москвич», 20 тысяч — на «Волгу». Очевидно, что массовая автомобилизация не могла не учитываться в планах развития города и планировки новых кварталов, которые вырастали на месте старых строений, учтенных Генеральным планом 1935 года. Но также было очевидно, что хранить автомобиль во дворах недопустимо и это вызвало даже «дворовые войны». Для этого должны отводиться специальные земли.
Появился и специальный термин — «гаражные земли», то есть земли под размещение гаражей и автостоянок. Выделение земельных участков под хранение автомобилей было обязательным условием при проектировании и строительстве нового жилья и указывалось в строительных нормах. Выделение земельных участков в составе утвержденных документов планировки города для обеспечения машино-местами в жилых кварталах и микрорайонах было приоритетным по отношению к выделению земельных участков под индивидуальные гаражи.
Совет министров РСФСР 24 сентября 1960 года принял постановление об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей, которые приравнял к жилищным и дачным кооперативам. Только за последующие 3 года было построено 150 ГСК. Строительные нормы конца 50-х годов, 1958 года, вобрали в себя, в основном, принципы застройки городов до эпохи всеобщей автомобилизации. Тем не менее, вопрос необходимости хранения и парковки автотранспортных средств в специально отведенных местах, гаражах и на автостоянках уже был прописан. Водоразделом является события 1991 года. Произошла смена государственной формации. Российская Федерация, ставшая правопреемником СССР, принимала на себя все обязательства и права страны-правопредшественника. Преемственность правового регулирования установлена в соответствующей статье Конституции», — отметил Олег Кушнер.
Александр Елисеев, житель района Вешняки, поделился тонкостями отстаивания своих прав.
«Фактически идет многослойная подтасовка документов, граждане просто не знают, где искать правоустанавливающие документы на свои придомовые территории, стоянки. Если запрашивать по почтовому адресу, никаких документов не найдете. Искать нужно по строительному адресу, тогда в архиве можно все получить».
Другой выступающий — Юрий Фирсанов, отметил, что в 2010 году был принят Генплан Москвы, согласно которому полагалось обустроить порядка 1 миллиона 300 мест коллективного хранения личного автотранспорта. В 2012 году была принята подпрограмма, согласно которой количество мест уменьшается.
Мы не знаем, как бороться. Что нужно сделать, чтобы нам выделили землю под строительство паркингов? Мы даже согласны это сделать на свои деньги. Ничего нам не нужно от города. Выделить землю и оформить отношения — и все.
При советской власти обеспеченность местами коллективного автохранения составляло 70% от общего числа автомобилей, зарегистрированных в Москве.
Согласно Генплану, который в 2010 году был принят, такой коэффициент сохранялся. Но волевым решением это отменили. Поэтому мы имеем нынешние конфликты.
Член экспертного совета Мосгордумы по градостроительству, госсобственности и землепользованию Сергей Селиванкин призвал присутствующих представителей инициативных групп гаражников объединяться и работать совместно.
«До тех пор, пока каждый будет бороться в одиночку в своем районе, результата не будет», — заявил он.
В завершении мероприятия была принята резолюция с предложениями ввести временный мораторий на распоряжение землями Москвы, включая земли природного комплекса, парки, скверы, водные объекты, городские леса, земельные участки многоквартирных домов, гаражей, объектов культурного наследия до окончания сорванной инвентаризации, а также объявить мораторий на снос гаражей.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.