Национализация ренты

Национализация ренты

БЮДЖЕТ 2016 г. трещит по всем швам. Расхваливаемая либеральными, придворными политиками и привластными экономистами налоговая система дала брешь – доходы государственного консолидированного бюджета стремительно уменьшаются.

Заклейменная в верхах рентная экономика и в первую очередь ее экспортная нефтегазовая составляющая превратилась в реальную угрозу жизни нашей страны. Власть, преднамеренно подсадившая экономику России на нефтегазовую иглу и больно ужаленная этой иглой, сегодня оказалась в растерянности.

Нам объясняют, что в снижении доходов госбюджета виноваты санкции, низкий мировой уровень цен на нефть, «проклятая», желающая нам зла Америка, мировой финансовый и геополитический кризис, мировой терроризм и даже запрещенное в России государство ИГИЛ (ДАИШ). Короче, все вокруг нас и никто (ничего) внутри нас.

Однако в реальной жизни и в реальном обществе так не бывает. Одной из важнейших причин упадка экономики и усыхания бюджета-2016 является наше никак не защищенное безальтернативное сидение на нефтегазовой игле.

Спрашивается, как можно было посадить бюджет нашей богатейшей страны на одну-единственную цифру и сделать его зависимым от мировой цены барреля нефти? Зачем и кто установил, что в случае падения мировой цены барреля нефти опять-таки единственным безальтернативным спасительным регулятором является курс национальной валюты? Где это видано и где это слыхано, в какой еще стране мира имеется подобная несуразность?

Это не риторические вопросы.

Власть сама себя загнала в угол и лихорадочно ищет выход, и, к сожалению, пока не находит. Внутри властных кланов начинается борьба за выживание. Бюджет скукоживается, наполнение кошельков привластных олигархов не уменьшается.

Чтобы не обидеть своих олигархов, власти обратили взор на кошельки подчиненных им и послушных граждан. Спешно вводятся «Платоны», акцизы на нефть, увеличиваются страховки, не полностью индексируются пенсии, вводится плата за капитальный ремонт, сборы на общедомовые расходы и т.д. и т.п. К этому добавим неупорядоченный рост цен на продукты, лечение и лекарства, появление платной скорой помощи. Клещами впились в должников коллекторы, оживились рейдеры и рейдерские захваты собственности и обанкрочивание.

Можно меня упрекать в однобокости, в предвзятости, в любви к природной ренте, но, хотим мы этого или не хотим, в стране, в которой генерируются огромные денежные потоки природной ренты, даруемые нам природой, должны быть законы, обеспечивающие справедливое распределение природной (и в первую очередь горной) ренты, точнее рентных доходов.

Никто, кроме государства, не вправе присваивать горную ренту, поскольку недра в нашей стране объявлены исключительно национальной, государственной собственностью.

Я уверен, что нужен указ президента РФ, а может быть декрет о национализации ренты (сродни ленинским декретам «земля – крестьянам», «фабрики – рабочим»).

В чем политико-экономическая и социальная сущность такого декрета?

Попробуем разобраться…

Сперва попытаемся оценить масштабы рассматриваемой проблемы.

Лидер Компартии Г.А. Зюганов на мартовском (2016 г.) Пленуме ЦК КПРФ («Советская Россия», 29.03.2016 г.) в качестве альтернативы действующей экономике предложил следующее:

«Прежде всего в Россию нужно вернуть 7 триллионов рублей, вложенных в американскую экономику, и пресечь увод российских предприятий в офшоры. Это – первое.

Вторая задача – создание мощного государственного сектора в экономике. Одна только национализация минерально-сырьевой базы поднимет доходы бюджета с 13 до 20 триллионов рублей».

Общеизвестно, что сегодня в офшорах находится 20 трлн долларов США. Из них по экспертным оценкам 4 трлн из России. То есть ежегодная средняя утечка капиталов из нашей страны за 23 года составила $174 млрд. При действующем курсе $1=70 руб. бюджет-2015 равен $186 млрд, что сопоставимо со среднегодовой утечкой капиталов.

Конечно, утечка капиталов – это не только горная (минерально-сырьевая) рента, но то, что она (рента) составляет не менее 70–80% от общего оттока капиталов из России, в этом я уверен.

Из приведенных цифр видно, насколько важна роль ренты в экономике нашей страны. Вне сомнения, добываемое из недр минерально-сырьевое богатство – это источник обогащения. В социально-политическом аспекте большое значение имеет ответ на вопрос:

КТО И КАК ОБОГАЩАЕТСЯ?

В статье «Парадигма рентных доходов» («Советская Россия», 10.03.2016 г.) я детально раскрыл всю запутанность и несогласованность законодательства о недропользовании, а также половинчатость и двусмысленность Конституции РФ, допускающей любую форму собственности на недра. (Кстати, я признаю упреки читателей на детальность и некоторую излишнюю научность упомянутой выше статьи.)

Ясно, что обогащается тот, у кого недра и добыча полезных ископаемых (ПИ) находятся в собственности. По закону «О недрах» собственность на недра и добытые ПИ устанавливается в лицензии. Но государство (читай правительство) выдает государственную лицензию на недропользование, в которой форма собственности не указана. Значит, де-юре и де-факто недропользователь присваивает добытые ПИ и горную ренту после продажи ПИ. И все наверху это знают. А вниз, на уровень бабушек и дедушек, спускается миф, что государство изымает ренту при помощи налогов.

Поэтому в указе (декрете) президента РФ о национализации ренты с главенствованием лозунга «рента – народу» должен быть пункт о том, что собственником добытых ПИ является исключительно государство.

Как обогащаются олигархи-недропользователи

Основной механизм изъятия горной ренты – это налоговая система, в которой, как в фокусе, отражаются целевые установки и намерения властей. Все прошедшие 23 года перехода и построения псевдорынка Кремль и все ветви власти заботило ускоренное создание олигархата путем передачи ему в частную собственность общенародной советской собственности, в первую очередь товаров тех отраслей, которые способны быстро генерировать доходы без приложения ума и инвестиций.

Общеизвестно, что таковыми отраслями являются отрасли добычи полезных ископаемых, которые генерируют дармовые доходы в виде горной ренты без применения каких-либо особых усилий.

С этой позиции налоговая система в новой России претерпела три фазы развития.

ПЕРВАЯ ФАЗА – 1992–2001 годы. В эти годы налоги на недропользование были сконцентрированы в отдельном разделе ФЗ «О недрах». Не буду их перечислять. Важно другое. Налоги за недропользование отсутствовали в Налоговом кодексе (НК) РФ. Еще более важно, что эти налоги почти не «приносили» доходы в консолидированный бюджет. До 2001 года поступление доходов за недропользование не превышало 2–4%. То есть почти вся рента оставалась у недропользователей и присваивалась топ-менеджерами, назначенными государством. Именно так появились наши первые олигархи-недропользователи.

Это соответствовало недавнему признанию А. Чубайса, что ваучерная приватизация имела чисто политическую цель, а именно создание олигархата.

К слову сказать, они составили основной костяк первого олигархата страны.

ВТОРАЯ ФАЗА – 2002–2008 годы. В этот период Кремль и власть решили (и это важно) изымать часть ренты, в основном нефтегазовой, в консолидированный бюджет. С этой целью в НК РФ появился налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Я помню парламентские слушания в Госдуме РФ в 2001 г. накануне введения НДПИ. От правительства НДПИ защищал в том же году назначенный замминистра экономики, не имеющий опыта в недропользовании А. Дворкович. От добывающих компаний необходимость НДПИ отстаивал М. Ходорковский. Научная общественность доказывала абсурдность введения НДПИ и обоснованно опровергала позицию А. Дворковича, который ошибочно считал НДПИ дифференциальным рентным налогом. Ученые доказывали, что рентный налог должен взиматься не с единицы ПИ, а с месторождения.

Тем не менее власти не услышали глас научной общественности и ввели НДПИ в жизнь. Отметим, что доля НДПИ в общих доходах бюджета стала быстро расти и вскоре достигла 25%.

С 2004 г. была введена вывозная таможенная пошлина (ВТП), которая тоже стала быстро расти одновременно с ростом мировой цены нефти до 100 и более долларов за баррель. ВТП тоже выросла до 25% от доходов бюджета.

Таким образом, половину доходов бюджета стали составлять всего два налога – НДПИ+ВТП.

Кремль и власти чуть ли не ликовали, какие они умные. «Лучший» министр финансов А. Кудрин стал откладывать поступления НДПИ и ВТП сперва в Стабилизационный фонд, который в 2008 г. разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, то есть в так называемую плюшкинскую кубышку Кудрина, из которой зачем-то стали покупать в основном американские облигации. Прогрессивные экономисты стали возражать против этой кудринской кубышки, но, к сожалению, она существует до сих пор.

Тогда же А. Кудрин ввел ненефтегазовый бюджет. То есть поступления от НДПИ (на нефть и газ) и ВТП не являются доходами бюджета, они сперва поступают в указанные выше внебюджетные фонды, а потом в виде трансфертов при необходимости возвращаются в бюджет. Это в одночасье превратило российский бюджет из профицитного в дефицитный. Я считаю кудринскую кубышку, ненефтегазовый бюджет и искусственно созданный кудринский дефицит бюджета экономическими аферами, которые, в частности, привели к сегодняшнему кризису и коматозному состоянию экономики.

ТРЕТЬЯ ФАЗА налогообложения недропользователей началась в 2008 г., когда резко упала цена барреля нефти. Третья фаза длится до сих пор. Этот период характерен тем, что налоговые ставки, льготы и преференции при уплате НДПИ и ВТП стали диктовать недропользователи и олигархическое лобби, приближенное к Кремлю. Нефтяникам и связанным с ними олигархами и топ-чиновниками, образно выражаясь, надоело, что власти все больше и больше «доят» нефтегазовые добывающие предприятия. В этот период в ФЗ «О недрах», в НК РФ (глава 26, НДПИ) и в Таможенный кодекс РФ (ВТП) вносятся многочисленные изменения, уменьшающие взимание НДПИ и ВТП. Появились многочисленные льготы, в том числе территориальные, сводящие уплату НДПИ до нуля. ВТП тоже уменьшилась, более того, предполагается обнулить ее в ближайшие годы.

Минэнерго совместно с нефтегазовыми недропользователями в спешном порядке стали придумывать новые налоги, заменяющие НДПИ. Дошло до того, что пару лет назад в НК РФ введен налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД) – глава 38 НК РФ.

Помимо НДД, нефтяное лобби придумало еще один налог, названный налогом на финансовый результат (НФР) от добычи углеводородов. В виде пилотного проекта намечены десять месторождений, где вместо НДПИ будет взиматься НФР. Понятно, что при этом нефтяники выиграют, а государство и мы с вами проиграем.

Мировое соглашение

Третью фазу развития системы налогообложения недропользователей проиллюстрируем показательным, начатым в 2014 г., уголовным делом, которое завершилось в марте 2016 года мировым соглашением.

В конце марта с.г. в СМИ появились сообщения, что Следственный комитет РФ добился возвращения в бюджет 8 млрд руб. неуплаченных налогов на добычу ПИ. Об этом, в частности, заявил официальный представитель СКР и по совместительству ведущий одной из программ 1-го канала ТВ Владимир Маркин.

Газета «Коммерсант» (24.03.2016 г.) уточнила, что газодобывающее объединение «Пургаз» пошло на мировую с Федеральной налоговой службой (ФНС) и уплатило в бюджет доначисленные ей НДПИ на газ, штрафы и пени – всего 13,5 млрд руб., а также отозвало судебные иски к ФНС.

Уточним некоторые детали этого уголовного дела.

Обвинение СКР предъявил генеральному директору ЗАО «Пургаз» Владимиру Евко.

ЗАО «Пургаз» образовано в 1998 г. для реализации проекта промышленного освоения сеноманской залежи (глубина залегания около 1000 м) Губкинского газоконденсатного месторождения с запасами около 400 млрд м3 газа (открыто в далеком 1965 году). «Пургаз» всегда считался дочкой Газпрома – оно было образовано компаниями «Итера» и ООО «Ноябрьскгаздобыча».

Гендиректор В. Евко имеет много наград, его неоднократно признавали «Топ-менеджером РФ». В 2009 году он удостоен всероссийской премии «Руководитель года» в номинации «Прибыль – превыше всего, но Честь превыше прибыли» т.д. и т.п.

ЗАО «Пургаз» также получило много наград: «Лидер Российской экономики» (2006 г.), международная премия «Элита национальной экономики» (2009 г.), «Лидер экономики» (2011 г.) за развитие экономики России и т.д. и т.п. Казалось бы, добывай честно газ, тем более если ты лидер и элита российской экономики, но, увы, честь у нас не в чести: зачем платить налоги «родному» государству, если можно от них уклониться или, как еще говорят, оптимизировать?

Теперь по существу справедливо начатого уголовного дела. В НК РФ установлено, что если газодобывающее предприятие является независимым (от Газпрома) добытчиком газа, то налоговая ставка уменьшается, а именно применяется льготный коэффициент 0,673 к общеустановленной ставке 700 руб. за 1000 м3 для Газпрома. Газовый монополист официально через «Газпром добыча Ноябрьск» контролировал (имел) 49,29% «Пургаза». Однако налоговики выявили, что путем множественных хитросплетений аффилированных лиц, в том числе в офшорах, Газпром имеет чуть более 51% акций «Пургаза». Отсюда явственно вытекает, что льгота по НДПИ «Пургазу» не положена. Юристы самого высокого уровня, ясное дело, доказывали, что в реестре Газпрома значится только 49,29%.

Надо отдать должное настойчивости и неподкупности тех следователей СКР, которые раскручивали дело «Пургаза». Обратим внимание, что следователи нашли взаимосвязь акций «Пургаза» со многими известными в газовой сфере организациями, такими как ЗАО «Лидер», «Газпромбанк», более мелкие банки (ОАО «Газ-сервис», ОАО «Газ-Тек»), НПФ «Газфонд» и др.

Отметим еще один факт: «Пургаз» давно находится в центре крупных скандалов. Так, установлено, что могущественная компания «Итера» купила у Газпрома 32% акций «Пургаза» всего за  $1200, тогда как по рыночным ценам этот пакет стоил $400 млн. До сих пор эта сделка не аннулирована. СКР также начал отслеживать цепочку взаимосвязанных физических лиц, причастных к уголовному делу «Пургаза». В цепочку попали топ-чиновники администрации Тюменской области, ЯНАО, топ-менеджеры Газпрома вплоть до А. Миллера. А крайним был назначен В. Евко. Но высокопоставленные чиновники и верхушка Газпрома решили, что возврат в госбюджет 13,5 млрд руб. не является большой потерей для «Пургаза», тем паче что для Газпрома эта сумма ничтожно мала.

Еще несколько штрихов к этому мирно завершившемуся уголовному делу.

Когда Газпром лоббировал принятие в Госдуме РФ льготы по уплате НДПИ независимыми газодобывающими предприятиями, вряд ли у кого из депутатов возникли возражения. Действительно, себестоимость добычи газа у независимых организаций выше с учетом транспортной составляющей, а именно газовой трубы, доступа к магистральному газопроводу, который находится в собственности монополиста Газпрома. Действительно, нужно было экономически заинтересовать независимых подрядчиков с целью создания хоть какой-нибудь конкуренции в газодобывающей отрасли.

Но это то, что на поверхности. Однако в экономике простых решений, как правило, не бывает. Надо было определиться с пониманием «независимости» предприятия, с конкретным коэффициентом уменьшения налоговой ставки, с механизмом учета аффилированных лиц и т.п. К примеру, почему независимым является предприятие, у которого Газпрому принадлежит 49,29% акций (почти половина)? Мне кажется, что лучше было бы границу независимости установить на планке 25–30% акций.

А может быть, для обеспечения конкуренции следовало бы отобрать монополию Газпрома на трубу?

Вообще введение любых налоговых льгот, преференций и субсидий ВСЕГДА ПОРОЖДАЕТ КОРРУПЦИЮ, вызывает стремление обойти закон, найти любыми путями лазейки, чтобы эту льготу заполучить. Поэтому можно уверенно утверждать, что большинство российских предприятий, добывающих минсырье, в большей или меньшей степени нарушают налоговое законодательство, изобилующее наличием льгот, преференций, субсидий и т.п.

Национализация недр и изъятия ренты

В программе «Время покажет» (1.04.2016 г.) на 1-м канале ТВ (ведущие Петр Толстой и Екатерина Стриженова) очень остро дебатировали вопрос: «Где лучше жить: в СССР или сейчас?»

Большинство склонялось к СССР. Но у каждого были свои доводы о лучшести или хужести жизни. Мне очень понравилась мысль (высказывание) постоянного активного участника этой шоу-программы Артема Шейнина, журналиста, бывшего десантника, воевавшего в Чечне: ФАРШ НЕВОЗМОЖНО ПРОВЕРНУТЬ НАЗАД.

Его фамилия натолкнула меня на воспоминания. Когда я начал учиться в Киевском топографическом техникуме (1956 г.), вышла книга Льва Шейнина «Записки следователя», в одном из рассказов которой была объявлена амнистия ворам, которые придут в прокуратуру с повинной. Следователь каждому пришедшему вору задавал один и тот же вопрос: «Кем бы вы хотели работать?» Один из воров ответил: «Кроме основной профессии вора, я еще неплохой топограф». Сегодня не менее 80–90% бизнесменов, олигархов, топ-менеджеров и топ-чиновников занимаются в основном воровством. Юбиляр С. Говорухин (80 лет) еще 10 лет назад написал и издал нашумевшую книгу «Партия воров и жуликов». Аналогично в недропользовании, где воровство ренты превалирует. Объявленная президентом два года назад амнистия не работает. Но сегодня крайне важно, чтобы воры и жулики, в том числе в недропользовании, пусть даже не приходя с повинной, перестали бы воровать и занялись бы профессиональной деятельностью. От этого будет лучше всем, каждому из нас и обществу в целом.

Но одними словами предотвратить и избавиться от воровства нельзя. Необходимо изменить экономическую и социально-политическую обстановку в нашей стране. Немаловажную роль здесь играет недропользование и его законодательное налогообложение. В свою очередь налогообложение зависит от собственности на недра и на добытые полезные ископаемые.

В Советском Союзе была принята одна из лучших в мире система налогообложения недропользователей. Никаких специальных налогов за недра и за добычу ПИ не было. Государство возмещало нефтяникам сметную стоимость добычи с учетом 8% плановых накоплений. И это позволяло 100% горной ренты изымать в советский госбюджет. Конечно, вернуть советское время и советскую систему недропользования нельзя. Но лозунги и аксиомы советского времени как нельзя актуальны сегодня:

– недра являются общенародной собственностью;

– рента полностью изымается в бюджет и в казну государства;

– наука, обороноспособность, космос, индустриализация, коллективизация и недропользование – приоритеты развития народного хозяйства.

Что мы имеем сегодня в сфере недропользования и использования горной ренты?

Налоговая система запутанная и противоречивая.

Имеются следующие налоги и платежи:

– налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ, НК РФ – глава 26);

– вывозные таможенные пошлины на ПИ (Таможенный кодекс);

– налог на дополнительный доход (НДД, НК РФ – глава 38);

– налог на финансовый результат (НФР, есть методика, принятая правительством РФ);

– разовые платежи за пользование недрами (бонусы, ФЗ «О недрах» – статья 40);

– сбор за участие в конкурсе (аукционе) (ФЗ «О недрах» – статья 42);

– регулярные платежи за пользование недрами (ФЗ «О недрах» – статья 43);

– косвенные налоги за хранение газа в подземных газохранилищах и за транспортировку нефти и газа по магистральным нефтегазопроводам (договора с «Транснефтью» и Газпромом, а также тарифы, утверждаемые правительством РФ дважды за год);

– специальная система налогообложения, принятая в ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;

– многочисленные льготы, преференции, субсидии, которые есть в каждом из перечисленных налогов и платежей.

Вместо всей действующей системы налогов и платежей за недропользование необходимо ввести один-единственный платеж, который я называю

РЕНТНЫЙ ПЛАТЕЖ

ЗА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (РПДПИ).

Механизм и научные основы методики исчисления РПДПИ подготовленный большим коллективом ученых (академики РАН Д. Львов и А. Татаркин, С. Кимельман, Б. Михайлов, В. Вялов, А. Шеломенцев, М. Астафьева, И. Неженский, О. Петров, Е. Мелехин, М. Комаров, Е. Панфилов, А. Пителин, Б. Штульберг, А. Шевчук, Ю. Подольский, В. Назаров, Е. Куклина, С. Андрюшин и многие другие).

Одновременно с введением РПДПИ необходимо:

– законодательно зафиксировать, что недра, минерально-сырьевая база России и добытые полезные ископаемые являются исключительно общенациональной собственностью и используются во благо нашей страны, гражданского общества и каждого человека:

– по-настоящему остановить отток капиталов за рубеж;

– из нефтегазовых и минерально-сырьевых монополий выделить и национализировать предприятия по транспортировке минерального сырья и их реализация за рубежом и внутри России;

– в отдельных случаях небольшим предприятиям может быть поручена реализация добываемых ими ПИ;

– ликвидировать кудринские «кубышки» в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

– часть горной ренты направлять в Пенсионный фонд;

– ввести прогрессивную шкалу НДФЛ;

– ввести плату на имущество и роскошь богатых слоев населения;

– последовательно преобразовать предприятия минерально-сырьевого комплекса в народные предприятия.

Национализация горной ренты уравняет начальные условия бизнеса в недропользовании, создаст условия для реальной конкуренции, мотивирует бизнес жить по схеме:

деньги (инвестиции) – товар (ПИ) – больше денег (больше инвестиций) – больше товаров (ПИ и продуктов их переработки) – и так далее по развивающейся спирали.

Закончу эту статью повторением лозунга «РЕНТА – НАРОДУ» и уверенностью в том, что при его соблюдении время покажет, что экономика России начнет выздоравливать и расти ускоренными темпами.

С.А. КИМЕЛЬМАН,

доктор экономических наук

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *