Март, как известно, месяц отчётный — каждая контора, и большая и маленькая, отчитывается за прошедший год. Вот и минздрав отчитался весьма привлекательной для уха вышестоящего начальства цифрой: оказывается, смертность в России за год сократилась на 3%, о чём радостно отрапортовал информагентству РИА «Новости» директор департамента общественного здоровья и коммуникаций минздрава России Олег Салагай.
В ДОКАЗАТЕЛЬСТВО сей радостной, хотя и весьма сомнительной вести чиновник, ответственный за «общественное здоровье и коммуникации», сообщил, что за два месяца текущего года умерло на 4910 человек меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Затем, хитроумно экстраполировав, возможно, случайное статистическое отклонение на последующие месяцы, чиновник сделал смелый обобщающий вывод по поводу всего года. Прямо-таки захотелось снять шляпу. И не только в память о безвременно усопших наших согражданах, попавших под колесо «оптимизации здравоохранения», а и перед отчаянной смелостью пиарщика, столь самоотверженно отрабатывающего свой хлеб.
Впрочем, минздраву не впервой «причёсывать» статистику к особым датам. Так, примерно год назад, когда обнаружилось, что бурная деятельность чиновников министерства приводит к неуклонному росту смертности, накануне разрекламированного форума ОНФ по здравоохранению с участием В. Путина, чиновники попытались выдать желаемое за действительное: тогда было заявлено, что смертность падает. Однако вскоре после окончания форума она опять выросла. Похоже, что нынешняя «статистическая активность» ведомства Вероники Скворцовой подогревается предстоящими сентябрьскими выборами в Госдуму: разве можно показывать рост смертности, когда выборы на носу?
Однако деятельность министерства здравоохранения настолько обширна и многообразна, что последствия её одними статистическими уловками не прикроешь. Волнующая, скажем, тема коммерциализации «Скорой помощи» не первый год будоражит общество. Пилотные проекты по внедрению частной «Скорой помощи» минздрав начал ещё в 2012 году: в Марий-Эл, Чувашии, Пермском крае, Архангельской, Вологодской и Кировской областях. В 2013 году на транспортный аутсорсинг перешла служба «Скорой медицинской помощи» в 15 регионах России. Как заявляли идеологи коммерциализации «скорой», такая реформа должна принести экономию средств, кроме того, произойдёт обновление автопарка, исчезнет необходимость в его техобслуживании и найме водителей.
НО УЖЕ в самом начале этой эпопеи категорически против коммерциализации «скорой» выступили многие эксперты, общественность. Так, президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский ещё в 2013 году заявил, что в результате преобразований государство потеряет контроль над важнейшей службой. «Кто будет нести ответственность за смерть пациента? Получается, что никто. Частник отделается штрафом», — сказал Саверский агентству РИА «Новости». Он также отметил серьёзную заинтересованность приближённого к власти бизнеса в коммерциализации «скорой помощи»: в частности, в ряде пилотных регионов конкурс на оказание транспортных услуг «скорой» выиграли фирмы, принадлежащие бизнесмену Евгению Фридману, являющемуся членом «Опоры России» (близкая к администрации президента общественная организация предпринимателей. — А.Д.).
Тем не менее «опыты над живыми людьми» продолжались. И вот уже в сентябре 2015 года в ходе форума Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину» у Владимира Путина спросили: «Вопрос у меня касается наболевшего — системы ОМС. Совершенно неправильно, что «Скорая помощь» введена в эту систему. Как можно планировать скорую помощь? Вообще, как можно планировать работу экстренной службы?» А затем была рассказана жуткая история, как везли больного по морозу на полу машины 200 километров до ближайшего медучреждения. Путин ответил: «Вы сказали — перевести на чисто бюджетное финансирование. Наверное, это тоже можно сделать, надо с коллегами пообсуждать это, давайте я это в поручениях напишу. Вопрос этот не решить немедленно, потому что там ещё есть проблемы, засады, но проработать можно».
Многим тогда показалось, что после столь однозначной оценки ситуации с коммерческими схемами финансирования «скорой» тема перевода этой службы на аутсорсинг стала неактуальной. Однако не прошло и полугода, как она снова поднята на высшем государственном уровне. Президент дал поручение министрам Скворцовой и Улюкаеву в срок до 10 июня 2016 года «провести анализ бизнес-моделей аналогичных проектов по передаче функций по предоставлению транспортных и иных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сотрудничестве с негосударственными организациями».
НУ И КАК всё это понимать, к чему готовиться? Мы обратились в минздрав за комментариями. В ответ получили следующее:
«Согласно поручению Президента Минздрав России совместно с Минэкономразвития разрабатывает предложения по данному вопросу. Сначала предложения будут представлены Президенту, и только после этого мы сможем давать какие-либо комментарии по данному вопросу».
Зато Александр Саверский согласился поделиться с «Правдой» своим мнением о происходящем.
— А что вы хотите? Перевод службы «Скорой помощи» в частные руки лоббирует весьма влиятельная организация «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) — она была козырьком всего этого. Это большие деньги и влияние (в наблюдательный совет АСИ входят В. Путин, А. Белоусов, Г. Греф, С. Катырин. — А.Д.). Министры в такой ситуации лишь исполнители, они должны всё это оформить. Ведь существуют правила и регламенты оказания скорой помощи, которые теперь под интересы лоббируемых АСИ бизнес-структур необходимо поменять. Надо типовые договоры составить и утвердить.
Происходящее очень хорошо иллюстрирует такая аналогия: представьте себе танк в армии, который находится на аутсорсинге. Уже не по себе, правда? Ведь если противник заплатит владельцу аутсорсинга больше, то танк может вдруг и в вас начать стрелять. Продолжая аналогию, зададимся вопросом: может ли командующий (министр) с такой вот армией выиграть сражение? Со «скорой» ситуация, как и с танком на аутсорсинге: водитель машины «скорой помощи» подчиняется хозяину аутсорсинга, бизнесмену, а фельдшер — диспетчеру «скорой». Скажем, говорит диспетчер водителю: надо ехать на 30-й километр, а тот ему отвечает: «Не поеду, там дороги плохие, мне хозяин не велит по таким дорогам ездить». Это — вполне реальная ситуация, которая возникала не один раз в городах, где проходили пилотные проекты. Нередко аутсорсинговые «скорые» отказываются ездить в районы.
— Чиновники говорят, что аутсорсинг более выгоден экономически. Кстати, а с граждан деньги частники берут?
— Пока в массовом порядке денег за «скорую» не берут, ведь финансирование идёт из ОМС. Тем не менее попытки предпринимаются: могут попросить доплатить за доставку больного к машине, скажем, с пятого этажа. Или предлагают доплатить за то, чтоб довезти до более оснащённой больницы. Думаю, это только начало.
Что касается экономической выгоды от коммерциализации «скорой», то для государства её нет. Даже напротив, по расчётам экономистов, аутсорсинг обходится бюджету дороже. Для частника главное — прибыль. В Самаре был скандал, когда частники с новых машин «скорой», приобретаемых в кредит, сняли важное медицинское оборудование, чтоб они были дешевле и чтоб их легче было окупать. Но ведь без оборудования «скорая» — не «скорая», а обычное такси.
Единственный плюс от аутсорсинга — обновление парка авто. Но кто станциям «Скорой помощи» мешает взять кредит под деньги ОМС и закупить авто? Ведь частник делает то же самое.
Но самый большой вред от того, что при переходе на коммерческие рельсы частная медицина не помощь нам оказывает, а выполняет условия договора. Хотят — заключают договор, не хотят — не заключают. В один прекрасный момент владелец такого аутсорсинга машин «скорой» может продать их и смотаться, скажем, на Кипр. И с кого тогда спрашивать за то, что «скорую» не дозовёшься? Уголовного наказания за невыполнение договора ведь нет. Выходит, что государство находится у частного бизнеса в жёсткой зависимости. И бизнес начинает диктовать свои условия. Хочешь, чтобы я проблем не создавал, значит, тарифы на мои услуги будут такими-то.
Спору нет: сегодня «скорая» работает из рук вон плохо, мы в «Лиге защитников пациентов» получаем огромное количество жалоб. Бывают ситуации, когда люди сутками не могут дождаться «скорой». Был даже такой скандальный случай: женщина попала под электричку и ей отрезало руку. А диспетчер «скорой» на звонок ответил, что у него нет машины. И люди сами доставляли пострадавшую до больницы на электричке.
Но аутсорсингом проблемы «скорой» не лечатся, а лишь усугубляются. Ведь риски неполучения своевременной медицинской помощи и удорожания этого вида услуг резко возросли.
— Значит, если у человека серьёзная проблема со здоровьем, но у него денег нет, то помощи ему ждать неоткуда? Он может попросту умереть, если «скорая» станет платной?
— Конечно. Ведь бесплатно выполнять договор аутсорсинговая «скорая» не станет.
Солидарен с Александром Саверским и доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Бюро Исполкома Пироговского движения врачей Юрий Комаров.
— Опыт привлечения бизнеса к организации работы «Скорой медицинской помощи» (СМП) известен по ряду пилотных проектов в регионах. Там приобретённые для СМП автомобили передали в аутсорсинг частному автопредприятию, которое сняло с автомобилей дорогостоящее в обслуживании медицинское оборудование и использовало авто в своих целях. А когда поступал вызов СМП, то диспетчер звонил в это частное автопредприятие и вынужден был их уговаривать. Машины, как правило, подавались с большим опозданием. Сколько умерло от этого людей — никто не считал. На «скорой», где речь идёт о жизни людей, счёт порой ведётся на минуты. Так что частникам, чья главная цель — прибыль, там делать нечего.
От редакции: Совершенно очевидно, что в условиях нарастания экономического кризиса, темпов инфляции, падения уровня доходов населения, данная мера носит откровенно антинародный характер, приведёт к обострению социальных проблем, негативно скажется на и без того удручающей демографической ситуации в России. А демагогические аргументы апологетов социального геноцида народов Российской Федерации, будто коммерциализация медицинских услуг приведёт к повышению их качества, не выдерживают никакой критики. Во-первых, подавляющее большинство народа в силу сложного материального положения не имеет возможности заплатить за оказание медпомощи. Во-вторых, мировой опыт (особенно США) прямо показал, что введение платной страховой медицины приводит к мошенничеству со стороны компаний и фондов, к многочисленным произвольным отказам в медицинской помощи. А для исправления ситуации следует не вводить дополнительные платные услуги, а увеличивать бюджетное финансирование данной сферы и пресекать финансовые махинации со стороны специальных ведомств и организаций.
Напомним, что Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством. В ней также черным по белому написано о праве каждого гражданина нашей страны на медицинское обслуживание. Следовательно, предложение коммерциализации носит преступный антиконституционный характер. Данная антисоциальная инициатива не должна быть реализована, а её авторы должны быть отстранены от занимаемых должностей, переданы суду и строго наказаны по обвинению в подрыве основ конституционного строя Российской Федерации.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.