Популярное французское издание «Журналь де диманш» опубликовало репортаж с одного из металлургических заводов страны, где идут, так же как и во всей отрасли, массовые сокращения рабочих и закрытие производств. Предлагаем перевод статьи с некоторыми сокращениями.
Рабочие завода «Акерс» в Берлемоне, на севере Франции, пригласили основателя Левой партии Жан-Люка Меланшона приехать к ним в субботу, 16 апреля, чтобы поделиться с ним своим гневом и горечью.
Добро пожаловать в ту Францию, которая страдает, где положение всё ухудшается, заводы закрываются и рабочие, протестуя, занимают их. Перед бывшим сталелитейным цехом из красного кирпича металлурги небольшого городка в бассейне реки Самбра на севере страны — региона, подверженного продолжающейся деиндустриализации, — ожидают Жан-Люка Меланшона. Завод машиностроительной фирмы «Акерс» был приговорён к ликвидации, и тогда рабочие заняли его территорию. Но в субботу днём владелец решил закрыть доступ на предприятие, чтобы политик его не посетил. Теперь активисты профсоюза ВКТ, пригласившие Меланшона, ожидают его у входа.
«Что мы будем делать завтра?»
Mеланшон приезжает, пожимает руки рабочим, останавливается, чтобы поговорить с самыми обескураженными.
Активист и борец с предприятия «Валлурек» громогласно начинает: «Уже 38 лет как я работаю, сталелитейные заводы закрываются, прядильные фабрики закрылись, что мы будем делать завтра? Ты ведь был социалистом? Ты поменял курс?» Меланшон, несколько уязвлённый, смотрит на него: «Я был левым всю мою жизнь, я никогда не изменял». Затем он приближается к усилителю звука, установленному под небольшим шатром, и слушает ораторов.
Секретарь профсоюзной организации предприятия «Акерс» мощно вступает: «Позор запрещать представителям профсоюза входить на завод, это наш дом! Нельзя позволять подобное. Это наше последнее сражение, придётся переходить к всеобщей забастовке».
Бывший работник предприятия «Самбра и Мёз», уволенный после нескольких месяцев борьбы: «Это напоминает мне мою борьбу, нужно держаться, не отступать. Ребята, мы здесь; мы здесь, чтобы поддержать вас».
Затем наступает черёд Пьера, рабочего закрытого завода «Конти» по производству шин на Уазе: «Вот уже семь лет как я борюсь против транснациональных корпораций, а вы держитесь, не сдавайтесь, сохраняйте оборудование, сохраняйте производство…» Его голос прерывается, он останавливается. Слёзы текут по лицам некоторых рабочих, наплывают тяжёлые воспоминания: как из-за увольнений разрушались их браки, какой стыд испытывали отцы семейств, возвращавшиеся домой, потеряв работу.
«Я вне себя, я в ярости от того, что вижу»
Жан-Люк Меланшон встаёт на пластиковый стул и обращается к рабочим: «Я говорю вам: я в ярости от увиденного, я в гневе, гля-дя на этот произвол […] Это моё место — быть с моим народом». Меланшон подчёркивает свои слова жестами «братства». Он бросает в адрес министра экономики резкие фразы: «Нет, господин Макрон! Замечательные лю-ди, которые находятся здесь, не мечтают быть миллионерами, они мечтают о счастье, о любви. Мы не мечтаем сделаться миллионерами, мы мечтаем о нормальной жизни». Рабочие внимательно слушают его речь. «Не стыдно бороться, отстаивая своё достоинство. Мы не овцы, которых ведут на бойню. […] Оставайтесь убеждёнными, распространяйте дух борьбы». И заключает: «Браво тем, кто борется. Браво тем, кто стоит не только в ночное время (имеется в виду движение «Ночь на ногах». — А.С.), но и на следующий день также».
Долгие аплодисменты, селфи и фотографирование. Слышна взволнованная реплика: «В 68-м мой отец и его друзья стояли цепочкой, чтобы не пустить хозяев на завод, а сейчас хозяева не дают рабочим войти туда».
На пути к президентским выборам
После встречи с рабочими в кафе на Ратушной площади Жан-Люк Меланшон даёт интервью «Журналь де диманш». Имея в виду тех, кого обнадёжил Франсуа Олланд, он говорит: «Здесь, как видим, дела совсем плохи. А он, похоже, не знает ничего про эту жизнь. Здесь люди его презирают. То, что сделал президент, — это такой обман!»
Перед тем как покинуть завод, Меланшон, улыбаясь, шутливо обратился к небольшой группе рабочих: «Встретимся в Елисейском дворце через год с небольшим, вы придёте?»
«О да, конечно», — ответили, смеясь, представители профсоюза. Та Франция, которая в беде, будет бороться за своего кандидата. Один рабочий, отмечавший свой день рождения, передал Меланшону свою блузу завода «Самбра и Мёз». Она стала ему велика. «Я потерял 35 килограммов во время борьбы», — сказал он, теперешний безработный. Во Франции «ничего не улучшается» для всех.
Сесиль АМАР. Специальный корреспондент в Берлемоне (Нор) — «Журналь де диманш». Перевод Анны СЕМЁНОВОЙ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.