Уважаемые коллеги, дорогие товарищи, позвольте всех поприветствовать.
Мы с вами провели 12 февраля 2016 года в Орле экономический форум, посвященный социально-экономическому развитию России, проблемам и пути их решения, который на самом деле позволил провести глубочайший анализ ситуации в экономике. На данный момент можно уверенно подвести, именно промежуточный, подчеркну, именно промежуточный итог и наметить основные шаги для дальнейшей работы.
В Советском Союзе в промышленность Москвы был заложен огромный потенциал и по итогам 2014-2015 годов становится понятно, что Москва была и продолжает быть крупнейшим научно-промышленным комплексом страны, несмотря на все либеральные реформы, которые она пережила в 90-х годах. На это указывает 300 тысяч человек работающих в промышленном секторе и 200 тысяч человек работающих в научном секторе, наличие тысячи крупных и средних, а также 13 тысяч малых предприятий страны. Если брать в целом по России, то это приблизительно пятая часть всего научно-промышленного потенциала, который сконцентрирован в России. Анализируя эти факты, становится понятно, что недооценивать региональную политику в области науки и промышленности совершенно невозможно. За последние полтора года Комиссия по науке и промышленности и действующий при ней экспертный совет провел достаточно анализов для того чтобы наметить основные проблемы в промышленности. Во-первых, конечно же, бюджет. Формируя параметры бюджета, мы фактически определяем основные направления развития города. Стоит отметить, что столь важная программа, как экономическое развитие, инвестиционная привлекательность развития Москвы составляет весьма незначительную долю в бюджетных расходах города Москвы, а приблизительно, всего 1.4 % от всего бюджета. Вы просто вдумайтесь в эту цифру, из практически 1.8 триллиона рублей на поддержку не просто промышленности, а малого и среднего бизнеса в целом тратят всего лишь 6 миллиардов рублей. К примеру, тот же самый Берлин только на одни инвестиции в реальном секторе экономике тратит порядка 120 миллиардов рублей. Приведенные выше цифры свидетельствуют только о том, что для экономического развития инвестиционной привлекательности выделяются чрезвычайно ограниченные средства, что вряд ли позволит выполнить те задачи, которые стоят перед нашим городом и нашей страной, а именно, участвовать в создании высокотехнологичной, экспортоориентированной, конкурентоспособной продукции, а также способствовать развитию промышленных предприятий и обеспечения импортозамещения.
Вторая проблема. Это то обстоятельство, что в новом законе «О промышленной политике города Москвы» не отражены очень важные, на мой взгляд, темы. Для любого предприятия. Во-первых, не разработана стратегия и концепция развития научно — промышленного потенциала Москвы. Не определены базовые отрасли промышленности, а именно — кластеры, которые заложены в 488 федеральном законе. Не сформирована программа устойчивого развития предприятия внутри приоритетных отраслей. Данные документы достаточно значимые и определяют основные направления развития промышленности. Ответить на вопрос как будет развиваться промышленность даже в недалеком 2017 году, я вас уверяю, в правительстве Москвы, никто не сможет. Я глубоко убежден, что пора переходить от стадии хауса к стадии порядка. Но без реального программного документа, глубокого анализа – это совершенно невозможно. В законе не сказано ни слова о кадрах. Задайте вопрос любому крепкому промышленнику, в чем успех его предприятия, он всегда ответит — «технологии и кадры».
Сборная РФ в июле 2013 года приняла участие в международном чемпионате мира WorldSkills. Чемпионат был посвящен профессионально-технической подготовке и там представители России заняли, можно сказать, позорное 41 место, разделив его с такими странами, как Чили, Эстония, Исландия. По-моему это говорит только об одном, что в кадрах есть проблемы, ими надо заниматься, и это должно быть отражено в первую очередь в законе о промышленной политике. Также в законе пропущена тема использования в качестве меры стимулирования промышленности государственно муниципального заказа. Мы постоянно это обсуждаем с руководителями предприятий. А ведь в федеральном законе 18 статья именно этому и посвящена. Делаем вывод, что сейчас закон не совершенен, т.к не учитывает ряд моментов: подготовку кадров, написание единой стратегии и развития промышленного потенциала города Москвы, более тщательную проработку каналов сбыта продукции по госзакупкам, и конечно же, требует доработки. Так же стоит отметить, что московскими коммунистами была разработана и опубликована «Программа 77», в ней дан подробный анализ ситуации, и предложены конкретные семь шагов на семь лет для выхода промышленности из кризиса. Остановлюсь на самых основных. Первое. Введение моратория на любое перепрофилирование промышленных предприятий и территорий. Принятие стратегий развития промышленных территорий. Популистские разговоры властей о том, что необходимо вводить производства на присоединенных территориях — не реализованы и даже не запроектированы. Второе. Создание и принятие московской стратегии и концепции развития научно-промышленного потенциала города, определение базовых отраслей промышленности, а именно — кластеров, формирование программы устойчивого развития предприятий внутри этих отраслей. Третье. Программа «Промышленный призыв». Необходимо создать законодательные условия для возвращения в промышленный сектор экономики сотен и тысяч мастеров и наставников производства, выведенных из предприятий в связи с их перепрофилированием. Четвертое. Воссоздать программу прикладных, научных исследований в интересах народного хозяйства. И это не полемика, а совершенно конкретные шаги, которые предложены в «Программе 77», ее можно открыть, посмотреть, в ней все расписано более подробно. В заключении хотелось бы сказать, что даже если посмотреть на такую высокую трибуну как Генеральная ассамблея ООН, то почти в каждом выступлении президентов ведущих стран прослеживалась линия ухода от углеродной зависимости и становится понятно, что сырьевой экономики в том виде, в котором она есть сейчас, рано или поздно придет конец. А нам жизненно важно надо понимать, как мы встроимся в эту новую модель экономики и будем в дальнейшем наполнять свой бюджет. На мой взгляд, без вложений в реальный сектор экономики, создания совершенной, законодательной базы для развития нового предприятия и внедрения современных передовых технологий это сделать совершенно невозможно. Учитывая вышеизложенное, предлагаем. Первое. Доработать закон «О промышленной политике города Москвы». Подать поправки в срок до конца 2016 года. Второе. Требовать увеличения расходов на программное экономическое развитие инвестиционной привлекательности города Москвы, при нынешнем финансировании программа не может решить поставленной задачи. И третье. Добиваться принятия нормативных актов города Москвы в соответствии с основным положением «Программы 77».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.