Отставка правительства Яценюка, формирование нового кабинета министров, одобрение Верховной Радой (с третьей попытки!) программы его деятельности представляются как преодоление длившегося несколько месяцев политического кризиса, начало нормального развития страны. Дискуссии об отставке одиозного премьера, о том, удастся ли избежать внеочередных парламентских выборов, сменились разговорами о том, будет ли новый премьер, как «человек президента», и далее безоговорочно следовать его указаниям, удастся ли ему показать, как надо управлять государством, чего не удалось никому за 24 года «незалежности», что изменится в стране с приходом новой управленческой команды.
Провал неизбежен
Дискуссии продолжают отвлекать внимание людей от их бедственного положения, гасить нарастающее в обществе недовольство. Уход премьера, судорожно державшегося за кресло, очищение украинского правительства от иностранцев в целом восприняты одобрительно. Многие, включая президента и лидеров большинства провластных партий, облегчённо вздохнули в связи с тем, что удалось отодвинуть избирательные кампании, которые реально угрожают ещё большим ослаблением их позиций, потерей поддержки избирателей. Забрезжила возможность новых долларовых инъекций, которые хоть как-то облегчат положение в отечественной экономике. Что касается дальнейших перспектив, то они определяются, по крайней мере, двумя обстоятельствами: глубинными причинами кризиса и тем, как он преодолевался.
Правительственный кризис был неизбежным. После государственного переворота, совершённого в феврале 2014 года, положение в стране ухудшилось. Власть не смогла обеспечить выполнения ни одного обещания, которые давались во время так называемой революции достоинства. Обещанная «жизнь по-новому» оказалась ещё более тяжёлой, чем прежде. В итоге катастрофически упали рейтинги всех ветвей власти и высших должностных лиц. В правящей верхушке, в которой изначально не было единства, обострялась внутривидовая борьба. Правительство, сформированное из представителей противоборствующих олигархических кланов, раздиралось внутренними противоречиями. Как и при предыдущих президентах, это находило отражение в сложных взаимоотношениях между первыми лицами государства, между правительством и президентской администрацией. Объективно это провоцировалось дуализмом исполнительной власти. Новый глава государства, следуя своим предшественникам, также стремится переделать Конституцию «под себя», выстроить жёсткую вертикаль президентской власти.
Кадровая политика, основанная на стремлении расставлять на ключевых руководящих постах, прежде всего «хлебных» должностях, «своих» (родственников, друзей, партнёров по бизнесу и т.п.) и таким образом воздействовать в своих шкурных интересах на денежные потоки, привела к фактическому уничтожению профессионализма во всех сферах жизни государства, деградации институтов государственной власти, утрате ими способности управлять, выполнять конституционные функции, защищать интересы граждан, государства, хозяйствующих субъектов, к сплошной безответственности и разгильдяйству.
Общество утвердилось в представлении об обладании властью как о возможности конвертировать её в капитал. Премьер именно на этом посту стал миллиардером, олигарх- президент за год в несколько раз увеличил своё состояние… Одновременно в обществе происходит стремительное — и относительное, и абсолютное — обнищание большинства населения. Беспрецедентная по масштабам коррумпированность государственного организма как злокачественная опухоль разъедает все ветви власти, все системы государственного организма. На фоне разговоров об «отделении бизнеса от власти» произошло их сращивание и подчинение власти интересам бизнес-кланов. Именно при этой власти долларовые миллиардеры впервые стали демонстративно выдвигаться на высокие государственные посты как в центре, так и в регионах.
Власть на Украине, утвердившаяся после государственного переворота, проводит политику, продиктованную извне теми, кто хотел бы видеть нашу страну не высокоразвитой, современной державой, а аграрно-сырьевым придатком Запада, источником дешёвой рабочей силы и рынком сбыта своей продукции.
Уровнем общего развития и политической культуры властей предержащих, узостью их кругозора как государственных деятелей объясняется и отношение к науке, которая доведена до реальной угрозы быть уничтоженной. У властных структур отсутствует перспективное видение развития ситуации. В стране так и не выработана реалистическая стратегия трансформации общества.
Псевдореформы, которые осуществляются по требованию Международного валютного фонда, привели к тому, что установленные для населения тарифы на оплату жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг, потребляемой электроэнергии, бытового газа, отопления и др. почти достигли европейского уровня, а заработная плата подавляющего большинства работающих и пенсии остались на уровне беднейших государств Африки.
Никогда ещё наши люди не были столь беззащитными перед беззаконием и произволом. Власть оказалась не способной ввести в правовое поле деятельность многочисленных вооружённых, по сути бандитских формирований, которые, выполняя волю олигархических кланов и отдельных политических сил, мародёрствуют, привлекаются к рейдерскому захвату предприятий и учреждений, комплектуют группировки рэкетиров. «Вольное» обращение с Конституцией и законами государства стало обычным делом для президента, парламента, правительства и даже для Конституционного суда. Верхом пренебрежения требованиями Основного Закона, принципом верховенства права стали принятые Верховной Радой и подписанные президентом правовые акты о «люстрации» и «декоммунизации», репрессии против инакомыслящих, противоконституционное запрещение деятельности Компартии, подавление любой оппозиционной деятельности.
Всё это и привело к тотальному, всеохватывающему кризису, который угрожал социальным взрывом, или, как говорили правительственные чиновники, «социальными бунтами», развалом страны.
Не касаюсь здесь так называемой антитеррористической операции, превратившейся фактически в гражданскую войну, подавление силой сопротивления значительной части граждан Украины, которые не восприняли режима, установленного в результате государственного переворота, стремления лишить население Донбасса, Крыма, других регионов возможности реализовать декларированные в украинской Конституции права и свободы, в частности в языковой сфере, которые воспротивились насаждению неонацистской идеологии. Это, с одной стороны, усилило действие перечисленных выше факторов, а с другой — война на востоке страны используется властью для оправдания политики, приведшей страну к глубокому кризису.
Итоги подковёрной борьбы
Сам процесс преодоления затянувшегося политического кризиса не добавил уверенности в том, что положение в стране в ближайшее время стабилизируется. В верхах шли острая и изнурительная подковёрная борьба и беспринципный торг. Отставка обанкротившегося премьера вообще превратилась в фарс. Сначала народные депутаты признали работу возглавляемого Яценюком правительства неудовлетворительной. Но когда дошло до вопроса об отставке, то часть парламентариев не только из формально ещё существовавшей тогда правящей коалиции, но и из так называемой оппозиции «слиняла», в результате голосов для принятия решения не хватило. А затем произошло вообще нечто «удивительное»: решение об отставке правительства было принято путём пресловутого «пакетного голосования», то есть одновременно с отменой ранее принятого решения о признании деятельности указанного правительства неудовлетворительной… Яценюк покидал премьерский пост и сессионный зал Верховной Рады чуть ли не как триумфатор с заявкой на деятельность «более широкую, чем руководство правительством».
Несколько недель продолжался торг по поводу новой парламентской коалиции. В итоге её создали, как было объявлено, депутаты из «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта». В ней якобы более 226 народных депутатов (с учётом перебежчиков из других фракций и внефракционных). Когда же дело доходит до голосования по законопроектам, имеющим особо важное значение, то для их принятия зачастую голосов членов коалиции не хватает. Выходит, единства в коалиции нет, она в любой момент может развалиться.
Поведение фракций «Батькивщина» Ю. Тимошенко, Радикальной партии О. Ляшко, партии «Самопомич», перешедших в оппозицию, показывает, что все помыслы их лидеров подчинены подготовке к предстоящим парламентским и президентским выборам. Сам факт, что три фракции из пяти, входивших в прежнюю правящую коалицию, перешли в оппозицию, делает парламентские выборы неизбежными.
Битва за пост генерального прокурора Украины, как и многомесячное противоборство после предыдущих парламентских выборов за руководство министерством внутренних дел, пожалуй, убедительней всего отражают сущность нынешнего правящего режима: ведь ясно, о каких тылах заботятся те, кто у власти или рвётся к ней. Значит, им есть чего бояться.
Формирование нового правительства и предоставление в нём постов превратилось в национальный вид политической коррупции. Если постов, чтобы расплатиться за поддержку со стороны той или иной политической силы, в каком-то вопросе не хватает, то учреждаются новые. Этой же цели служит и раздача высоких воинских званий. Так, генералов армии на Украине больше, чем в десятке крупных европейских государств вместе взя-тых. По этой же причине в составе кабинета министров шесть (!) вице-премьеров, обязанности которых совпадают с функциями подчинённых им министров.
И вот новый министр социальной политики, например, уже заявляет средствам массовой информации, что он не согласен с некоторыми подходами своего предшественника, который стал вице-премьером, курирующим это же ведомство. Более того, на первом же заседании вновь сформированного правительства произошёл острый конфликт между министром культуры и вице-премьером по поводу решения кадровых вопросов.
Колода-то та же
Что касается одобренной с таким трудом программы правительства, то наивно искать в ней ответ на главный вопрос: какой видят её составители Украину хотя бы в ближайшем будущем, не говоря уже о среднесрочной перспективе? Очевидно лишь стремление перейти во всех сферах на стандарты ЕС и НАТО, превратить Украину в полицейское государство, ликвидировать — в нарушение действующей Конституции — систему бесплатной медицинской помощи и образования.
Премьер однозначно заявил, что возглавляемый им кабинет министров будет неукоснительно выполнять взятые правительством Яценюка обязательства перед Международным валютным фондом по дальнейшему повышению тарифов для населения. В печати сообщалось, что к 2018 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги, уже сегодня неподъёмные без субсидий со стороны государства для 40% граждан, будут повышены ещё на 60—100%. Так, плата за отопление двухкомнатной квартиры достигнет 1800 гривен. В общем, речь об устранении факторов, вызвавших глубокий кризис в украинском обществе, не идёт.
Но что-то всё же должно измениться в политической жизни страны с приходом нового правительства. Изменится, скорее всего, лишь риторика: Гройсман более выдержанный деятель, чем его предшественник. Он будет декларировать необходимость облегчения участи самых обездоленных слоёв народа. Но, пообещав выполнять все ранее взятые обязательства перед Западом, он мало что сможет сделать. Кстати, будучи спикером, он делал всё, чтобы проводить установки президента, не останавливаясь перед нарушением закона о регламенте Верховной Рады.
Его авторитету в обществе могли бы помочь урегулирование обстановки в Донбассе и нормализация отношений с Россией. Страна устала, бессмысленность кровавого конфликта, разрыва связей с северным соседом становится всё очевиднее. Но в правительственной программе ни слова не сказано об урегулировании в Донбассе, а минские соглашения даже не упоминаются. Обстановку на Украине определяют национал-радикальные силы, а спикером избран откровенный неонацист, роль которого во многих эпизодах последнего времени, в том числе в трагических событиях в Одессе 2 мая 2014 года, до сих пор не выяснена.
Дальнейшее развитие обстановки на востоке страны будет определяться тем, к каким соглашениям придут США, ФРГ, Франция и Россия. Украина с её бездарной дипломатией в этом процессе не является активно действующим, влиятельным субъектом.
Что касается Петра Порошенко, то всей предыдущей деятельностью на посту президента, многочисленными обещаниями, которые не были реализованы, грубой милитаристской риторикой, крупными ошибками при выдвижении кадров на ответственные государственные посты он серьёзно подорвал свой престиж. И как бы ни развивались события, от досрочных выборов не уйти. Их можно оттянуть на полгода, на год. Но без радикального обновления политической над-стройки остановить деградацию правящего режима невозможно. Именно эта доминанта и будет определять развитие политической ситуации в стране в ближайшие месяцы.
К сожалению, на украинском политическом горизонте сегодня не просматриваются крупные фигуры, которые пользовались бы авторитетом у большинства граждан. Не видит большинство людей и политических партий, которым они могли бы доверить свою судьбу. Положение усугубляется тем, что антинародный режим подавляет всякую оппозицию, преследуя неугодных.
Процесс запрещения деятельности Компартии близится к завершению. Советское прошлое оплёвано. После переворота 1991 года Украина в своём развитии отброшена более чем на полвека назад. Её внутренний валовой продукт едва достигает половины от показателей рубежа 1980—1990-х годов. Экономика разрушается. Промышленность деградирует. Только за последние два года гривна обесценилась в три раза. Реальные доходы населения за прошлый год уменьшились почти на четверть. Около 80% граждан отброшены за черту выживания. Система социальных гарантий, существовавшая при Советской власти, уничтожена. Численность населения Украины за четверть века уменьшилась на 10 миллионов человек. Страна, входившая до 1991 года в десятку самых передовых государств Европы и мира, отброшена на обочину.
Кстати, за такой же период до антисоциалистического переворота 1991 года население республики увеличилось на 10 миллионов человек, почти в четыре раза вырос экономический потенциал страны. Объём промышленного производства поднялся примерно в пять раз, а в электроэнергетике — в шесть, в машиностроении и металлообработке — в 12 раз. Практически удвоилась продукция сельского хозяйства. Производительность общественного труда в народном хозяйстве возросла более чем в 2,5 раза, реальная заработная плата рабочих и служащих — в 2,5 раза.
У левых сил, прежде всего у Компартии, есть разработанная с участием авторитетных учёных и специалистов конкретная программа выведения страны из нынешнего всеохватывающего кризиса. Её осуществление связано с возвращением страны на социалистический путь развития, с отстранением от власти национал-радикалов и прочих выразителей интересов компрадорского, олигархического капитала. Дело — за поддержкой со стороны народа.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.