Начавшееся четверть века назад стремительное социальное расслоение населения России продолжается
Оставим в покое сочинителей библейских притч, пытавшихся убедить человечество, что богатство, которым не делятся, — зло. Не будем пересказывать сюжеты литературных произведений и кинофильмов нового времени о неправедно нажитых крупных состояниях, приносящих их обладателям только беды. Не рискнём погружаться слишком глубоко в «лихие девяностые», в пору великого разграбления советского индустриально-аграрного наследия, когда благословлённые командой Ельцина хапуги в одночасье стали миллиардерами. Перейдём сразу к дням сегодняшним, на каждом из которых проступает печать экономического кризиса, лихорадящего уже третий год Россию.
С такой зарплатой Португалию не догнать
На наших глазах неумолимо сжимается территория немногих оазисов относительного благополучия. Здесь, как нас ещё недавно пытались уверить, всё хорошо: отличные заработки, объёмный набор услуг в социальном пакете, с широкими возможностями для лечения, отдыха, досуга, занятий спортом. Но теперь «чёрное золото» перестало быть знаком процветания. Сотрудники департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ, исследовавшие уровень жизни в городах с населением более ста тысяч человек, зафиксировали: Сургут и Нефтеюганск выбыли из десятки городов с самой высокой зарплатой. Доходы местных жителей с учётом выплат из разных источников составили в среднем 34—36 тысяч рублей в месяц. А во многих российских городах они значительно меньше.
Тут есть повод вспомнить об утраченных в последнее время российских иллюзиях. Начнём издалека. В декабре 1999-го Владимир Путин опубликовал программную статью, в которой, в частности, говорилось, что расчёты экспертов свидетельствуют: за 15 лет РФ может догнать Португалию или Испанию по объёму ВВП на душу населения. И в 2013-м мы действительно сравнялись по этому показателю с Португалией. Но кризисные годы обратили нашу долгожданную скромную победу в прах.
Интересно, а как смотрится на фоне Португалии, одной из бедных стран Евросоюза, сегодняшняя зарплата россиян? Обойдёмся без эмоций, обратимся к фактам. Так вот, там даже малоквалифицированному работнику, если он трудится легально, нельзя платить (в пересчёте на нашу валюту) меньше 50 тысяч рублей. Помня о том, что португальские цены почти на 30% выше, чем в РФ, вычтем из названной суммы 15 тысяч рублей. Но данная операция не изменит общую картину. В России минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составлял в 2015-м 5965 рублей в месяц
(с 1 января нынешнего года 6204 рубля). Правда, во время апрельского отчёта правительства в Думе Дмитрий Медведев пообещал осчастливить народ «царским подарком»: МРОТ этим летом подрастёт почти на 21%.
Однако долго смеяться и иронизировать по этому поводу не стоит. Не до хихиканья, когда в стране из 71,5 миллиона человек, занятых в экономике, 1,4% получали в апреле прошлого года один МРОТ и ниже. Причём заметьте: люди, попавшие в категорию самых низкооплачиваемых, а их около миллиона, не освобождены ни от подоходного налога, ни от коммунальных податей. Тут на щедрость государства особо рассчитывать нечего. Хорошо ещё, если есть приусадебное хозяйство или дача. Когда их нет, приходится уповать только на сочувствие родственников и благотворителей. Иные варианты вряд ли стоит рассматривать: каждый из них не исключает трагического финала.
Но данная категория отнюдь не единственное сообщество граждан, доведённых до нищеты. Зарплата в размере двух МРОТ и меньше была у 16,2% работников (11,6 миллиона человек). И наконец ещё одна большая группа нуждающихся в социальной защите. Речь идёт о тех, кто полу-чал менее 25 тысяч рублей. А к ним, даже по расчётам статистиков, относилась половина занятых.
Говоря об удручающем обнищании населения, нельзя упускать из виду галопирующую с начала нынешнего кризиса инфляцию. В 2015-м она, по официальным данным, достигла 12,9%. Но бедным людям не до подсчётов, какова доля в этой цифре расходов богатых покупателей на предметы роскоши и другие дорогие вещи, недоступные большинству населения. Сейчас человека, ступившего на порог нищеты или приблизившегося к нему, интересуют лишь цены на продукты. На остальное у него денег нет. Однако в минувшем году торговые сети были безжалостны к нему. По оценкам экспертов, «продовольственная инфляция» в регионах находилась в пределах 25—50%. А так называемая лекарственная инфляция составила больше 50%.
Минфин не позволит рублю расти
Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина прогнозирует, что в 2017 году инфляция опустится до 4%. А правительство поспешило недавно объявить: она заметно сократилась по сравнению с прошлогодним уровнем. Специалистам хорошо известно, что в российской долларизированной экономике этот показатель находится в непосредственной зависимости от текущего валютного курса, а он, в свою очередь, — от мировых цен на нефть. Обеспокоенные их медленным, но достаточно устойчивым ростом в последнее время, промышленники-экспортёры не упустили случая обратиться с очередным призывом не допустить падения доллара. И они, естественно, находят понимание и в Кремле, и в «Белом доме» на Краснопресненской набережной столицы. Курсовая разница открывает перед бизнесом новые широкие возможности. И ими, напоминают чиновники, надо сполна воспользоваться, ибо это «явление временное». Хотя, как известно, в нашей стране временное обладает не-обыкновенным свойством превращаться в постоянное.
Для сдерживания роста российской национальной валюты всё готово. Программу её «осаживания» представил на апрельском Биржевом форуме глава минфина Антон Силуанов. Его речь не была лишена неких нот самодовольства: «Мы подготовили подарок в честь моего дня рождения — новый вариант бюджетного правила, согласно которому будем изымать все дополнительные доходы, которые должны получать, если будут высокие цены на нефть, в Резервный фонд». Это, считает министр, «не допустит укрепления рубля и негативного влияния цен на нефть, на перспективы роста экономики, инфляции, процентных ставок и т.д.».
Приведём в изложении информационного агентства РБК ещё одну цитату из заявления Силуанова: «Рост цен на нефть на 10 долларов за баррель даёт 0,8—0,9% экономического роста. Но нужен ли нам такой рост, который является не столь качественным? Качество плохое у этого роста, это — с одной стороны. С другой стороны — мы опять приходим к отсутствию устойчивого роста, а ведь нам нужна именно устойчивость роста из года в год, а рост цен на нефть даёт только разовый скачок». Довольно странную логику демонстрирует министр. Что-то он не следовал ей в те годы, когда нефть стоила почти в три раза дороже, чем сегодня.
Даже в пору вёрстки бюджета-2015, когда кризис уже стучался во все кабинеты минфина, Силуанов не терял благодушия. Основные финансово-экономические показатели рассчитывались, исходя из прогноза: цена нефти — 100 долларов за баррель. А потом в связи с резким падением стоимости углеводородов на мировом рынке пришлось готовить по существу новый вариант главного финансового документа страны. То же самое повторилось с бюджетом-2016, когда цена на нефть, заложенная в нём — 50 долларов за баррель, — в январе падала почти вдвое. Глава минфина поспешил объявить: бюджетные дыры никак не заткнуть без триллиона рублей, который нельзя получить без распродажи пакетов акций крупных госкомпаний.
Зато в личном бюджете министров дыр не бывает. Например, в 2015-м у Антона Силуанова «приход» составил 34 миллиона рублей. Но он отнюдь не рекордсмен среди членов правительства. Многие коллеги значительно обошли его. Например, у первого вице-премьера Игоря Шувалова семейный доход превысил 189 миллионов рублей. Но всех опередил Михаил Абызов с 456 миллионами рублей. Известный олигарх, состоявший в клубе долларовых миллиардеров, он вошёл в правительство Медведева в качестве министра без министерства. К весне 2015-го размер его состояния сократился. Однако он сохранил место во «второй лиге» богатейших бизнесменов РФ, куда сегодня входят магнаты с активами от 950 до 350 миллионов долларов. Не станем сгущать краски и заводить разговор о солидной российской и зарубежной недвижимости высокопоставленных чиновников. Ограничимся простеньким вопросом: неужели кто-то из десятков миллионов обнищавших россиян поверит, что эти преуспевающие господа денно и нощно думают о благе народном и борьбе с нищетой?
Плач неолибералов о бедном олигархе
Вот уже скоро тридцать лет, как мы каждый день слышим: русские не любят богатых. Сколько слёз пролито по этому поводу неолибералами — целая река, наверное. Они успели вдоволь наплакаться и в конце апреля, когда в продаже появился пятый номер журнала «Форбс» с очередным списком 200 богатейших бизнесменов РФ. Как же, как же, их совокупное состояние сократилось за год с 408 до 360 миллиардов долларов, а число долларовых миллиардеров — с 88 до 77.
«Список 200», сообщает журнал, обновился почти на 12%. Нижнюю планку в 350 миллионов долларов не смогли преодолеть 23 из 200 богатейших бизнесменов 2015 года. Произошла и смена лидера. Совладелец «Норникеля» Владимир Потанин уступил чемпионский титул основному акционеру газового холдинга «Новатэк» Леониду Михельсону, чьё состояние оценено экспертами в 14,4 миллиарда долларов. В 2008 году его партнёром стал предприниматель Геннадий Тимченко, живший тогда в основном за границей. Союз с бизнесменом, о котором говорят, что он свой человек в Кремле, упрочил позиции «Новатэка», считающегося единственным частным конкурентом могущественного «Газпрома».
Тем, кто сокрушается из-за убыли миллиардеров нынешней весной, стоит заглянуть в «форбсовский» список за 2005 год. Там была представлена лишь сотня богатейших бизнесменов. Больше не набралось. Причём долларовых миллиардеров там оказалось только тридцать штук. Авторы досужих рассуждений о супербогачах, понёсших якобы невосполнимые потери во время кризиса, не учитывают один важный момент. Для олигарха, входящего в первую десятку списка «Форбс», который недосчитался трёх с лишним миллиардов долларов, как тот же Потанин, вопрос стоит так: на сколько поколений хватит оставшихся средств?
В доме работника, отправленного хозяином на три месяца в неоплачиваемый отпуск, а в подобной ситуации оказались тысячи и тысячи человек, проблема сведена к ужасающей простоте. Здесь нелепо звучит совет диетолога, призывающего строго соблюдать принципы сбалансированного питания, исключающего белковое голодание и нехватку необходимого набора жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Не до того, когда одна забота не даёт покоя каждый день: удастся ли сегодня приготовить для детей и взрослых некое подобие завтрака, обеда, ужина?
Да, случается миллиардеры разоряются. Недавно обанкротилось СУ-155, вскормившее крупнейшего строительного магната Москвы Михаила Балакина. Как говорится, не он первый, не он последний. За двадцатилетнюю историю олигархической России наберётся не один десяток супербогачей-неудачников. Однако никто из них не появился на паперти с протянутой за подаянием рукой. Живут себе припеваючи, в ус не дуют. О безжалостном разорении государством «Юкоса» написаны многие тома. И что же в итоге на счетах его бывших совладельцев? «Форбс» преподнёс читателям большой сюрприз. В «список 200» вернулись Михаил Ходорковский, Михаил Брудно, Владимир Дубов, Платон Лебедев. У каждого из них состояние оценено в полмиллиарда долларов.
Но настоящий триумф они пережили раньше, когда Гаагский арбитраж обязал Россию выплатить акционерам «Юкоса» более 50 миллиардов долларов. На том процессе давал показания и Дубов, вывезший сразу после ареста Ходорковского осенью 2003 года на частном самолёте в Израиль архив нефтяной компании. Стоит обратить внимание, что пятый номер журнала вышел в свет 14 апреля, за неделю до того, как зарубежные и наши СМИ передали сенсационную новость. Суд в Гааге отменил прежнее решение о небывало щедрой компенсации ходокам из «Юкоса». И теперь они готовятся подавать иски к РФ заново и размышляют: кто из влиятельнейших персон на Западе повернул ход событий вспять.
Старожилы и новички «списка 200»
23 бизнесмена покинули «список 200» и столько же появились в нём. Среди них и «возвращенцы», и новички, делающие деньги в сферах информационных технологий, агропрома, производства удобрений. В группе старожилов, увеличивших свои состояния в кризисном 2015-м, всех превзошёл «по темпам роста» Михаил Гуцериев, скупавший активы компаний разного профиля, банков, негосударственных пенсионных фондов. В результате капиталы олигарха выросли почти в два с половиной раза: с 2,4 до 5,9 миллиарда долларов. Более того, членами клуба долларовых миллиардеров стали ещё два представителя его ингушского клана: брат Саит-Салам Гуцериев и племянник Микаил Шишханов.
Кого из 34 бизнесменов, входивших во все 13 рейтингов «Форбс», можно назвать самым стабильно богатым? После подсчёта в редакции журнала их среднегодового состояния призёры выстроились в следующем порядке: на первом месте владелец НЛМК Владимир Лисин, на втором — частный инвестор Роман Абрамович, на третьем — крупнейший акционер «Альфа-групп» Михаил Фридман.
Характеризуя российское сообщество супербогачей, авторы проведённого десять с лишним лет назад исследования «Экономическая элита в зеркале общественного мнения» отмечали: «Большинство россиян полагают: рычаги влияния на экономическую жизнь страны достались нынешней элите не в результате собственных усилий, а вследствие того, что её представители «в нужное время оказались в нужном месте». Иначе говоря, для населения это не предприниматели, добившиеся успеха в силу своего труда и талантов, а везунчики, сумевшие отхватить свой куш прежде всего благодаря распродаже за бесценок госсобственности и доступу к природным ресурсам». Официальные данные о шестнадцатикратном разрыве в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян не дают реального представления о всей глубине пропасти, отделяющей олигархат и его обслугу от народа.
Стоит напомнить об одном из эпизодов международного Гайдаровского форума-2015, о котором рассказала «Правда» в прошлом году. Кристофер Писсаридес, лауреат Нобелевской премии по экономике, на вопрос: «Какова, на ваш взгляд, основная тематика экономических исследований, скажем, следующих 25 лет?» — отреагировал моментально: «Неравенство. Я даже не сомневаюсь… Если мы увидим конец капитализма, то скорее всего из-за того, что капитализм приводит к дальнейшему росту неравенства». Выдающийся американский социолог-неомарксист Иммануил Валлерстайн высказался ещё определённее: у капиталистической системы нет будущего.
Дмитрий Медведев, подводя итоги дискуссии на форуме, ограничился весьма иронической репликой в адрес зарубежных учёных: мол, тут всё больше вспоминали Маркса, я же вспоминаю Джорджа Буша-младшего… Для России такое восприятие реальности не внове. Здесь чиновники, приставленные к рычагам управления, всегда с опозданием реагировали на суровое дыхание приближающейся новой эпохи.
Владимир РЯШИН.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.