Уважаемый председательству
Представляю проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Он направлен на установление порядка в этой сфере, прекращение спекуляций, оттока капитала за рубеж. Закон готовился профессиональным
Проводимая в постсоветское время политика либерализации трансграничных перемещений капитала не дала положительного результата: страна приобрела статус одного из крупнейших в мире нетто-экспортеро
Неблагоприятные внешнеэкономичес
В условиях сильной зависимости отечественной экономики от импорта современного оборудования, технологий и конечной продукции рост курса рубля привел не только к росту инфляции и падению жизненного уровня населения, но и снижению инвестиционных возможностей отечественных производителей, дальнейшему росту несбалансированн
Предпринятая Банком России попытка стабилизировать ситуацию на валютном рынке за счет повышения ключевой ставки лишь временно сняла остроту проблемы на валютном рынке, но при этом – за счет дальнейшего ухудшения условий функционирования реального сектора экономики и падения экономического роста.
Действующее валютное законодательство
-
благоприятствует оттоку «качественного» капитала из страны, вкладываемого за рубежом, прежде всего, в низкодоходные долгосрочные ценные бумаги и капитал инвестиционных фондов;
-
способствует притоку спекулятивного иностранного капитала (во многом имеющего российское происхождение, ранее выведенного из страны и вновь выводимого вместе с заработанной прибылью после проведения высокодоходных спекулятивных операций);
-
усиливает действие на российскую экономику международных санкций (поскольку позволяет легко манипулировать ситуацией на российском финансовом рынке через «информационный вброс» негативной или позитивной для нашей страны информации;
-
превращает национальную валюту в инструмент для спекулятивных сделок, а реальный сектор экономики и население в «заложников» финансового рынка, точнее – группы спекулянтов, зарабатывающих игрой на повышение и понижение курса рубля;
-
повышает привлекательност
ь спекулятивных операций с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке (по сравнению с вложениями в реальный сектор экономики, которые имеют намного более низкую доходность); -
подрывает доверие к рублю со стороны бизнеса и населения страны (постоянные колебания курса рубля при высокой доле импортных товаров на российских прилавках магазинов делает ненадежным накопление и хранение сбережений в рублях);
-
ведет к росту внутренних цен и снижению уровня жизни населения.
По статистике в 2015 году отток капитала составил 56,9 млрд.долларов = 3,7 трлн.рублей – это четверть федерального бюджета! И это даже при условии, что данным цифрам можно доверять, что они не занижены. Утечка капиталов продолжается – за январь-апрель утекло еще 12,8 млрд.долларов – 832 млрд.рублей. Это требует принятия мер на государственном уровне.
Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», разработанный депутатами от КПРФ, направлен на устранение перечисленных недостатков и устанавливает:
-
приоритет интересов обеспечения устойчивости российской валюты и стабильности внутреннего валютного рынка;
-
сочетание экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования с административным
и методами, применяемыми в случае недостаточной эффективности или оперативности экономических мер регулирования — наблюдаемый в настоящее время отказ государства от части своих административных полномочий в области валютного регулирования в надежде на то, что рынок «сам все отрегулирует» показал свою несостоятельност ь и наносит существенный вред интересам страны; -
введение разрешительного порядка на совершение ряда валютных операций, не связанных с осуществлением экспорта и импорта товаров и услуг — данная мера необходима для организации заслона от неконтролируемог
о вывода капитала из страны; -
введение ограничений на приобретение юридическими лицами, кроме уполномоченных банков, а также физическими лицами — индивидуальными предпринимателям
и иностранной валюты, кроме как для оплаты контрактов, кредитов и займов, уплаты сумм процентов и штрафных санкций.
Это необходимо для предотвращения валютных спекуляций, при помощи которых обогащается ограниченный круг лиц, заинтересованных в постоянных и сильных колебаниях курса рубля;
-
применение дифференцированн
ого подхода к величине открытой валютной позиции уполномоченных банков в зависимости от целевого характера совершаемых уполномоченным банком операций по приобретению и продаже иностранной валюты.
Эта мера не позволит банкам, как это происходит в настоящее время, манипулировать валютным рынком, участвуя в валютных спекуляциях, в том числе с использованием средств, выделяемых им государством в качестве антикризисной меры, сделает возможным снизить Банком России ключевую ставку без риска нового «обрушения» валютного рынка;
-
введение ограничений на привлечение резидентами и нерезидентами (юридическими лицами, кроме уполномоченных банков, а также физическими лицами — индивидуальными предпринимателям
и) на срок, превышающий 180 дней, средств, подлежащих возврату в иностранной валюте.
Это в дальнейшем даст возможность контролировать процесс зарубежных заимствований российскими компаниями, поскольку размер их внешней задолженности постоянно растет, а возврат долгов способствует росту спроса на иностранную валюту и падению курса рубля;
-
обязательную продажу резидентами (юридическими лицами и физическими лицами — индивидуальными предпринимателям
и) 100% валютной выручки, зачисляемой на их счета, открытые в уполномоченных банках.
Это предотвратит необоснованное накопление на счетах компаний иностранной валюты и неравномерность продажи их валютной выручки на рынке, которая способствует дестабилизации валютного курса рубля;
-
обязательную продажу нерезидентами (юридическими лицами и физическими лицами — индивидуальными предпринимателям
и) 100% валютной выручки от экономической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, зачисляемой на их счета, открытые в уполномоченных банках.
Данная мера целесообразна также в отношении нерезидентов, поскольку уравнивает условия деятельности резидентов и нерезидентов, осуществляющих экономическую деятельность в России;
-
повышение ответственности виновных лиц за нарушение валютного законодательства
.
Прошу Вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. Он позволит нам укрепить экономику, ограничить рост цен, прекратить необоснованное обогащение финансовых дельцов в ущерб национальным интересам России. Давайте также сделаем так, чтобы Центральный банк эффективно выполнял свои обязанности – обеспечивать стабильность курса рубля.
Спасибо за внимание. Рассчитываю на Вашу поддержку.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.