Его помнят многие. Но немало людей его никогда не видели, а лишь слышали о нем. Он был великолепен, но, как и любой вратарь совершал ошибки. Но это были лишь эпизоды. В остальных моментах он выручал, блистал, потрясал. Его знали во всех уголках мира. Фамилия Яшин была синонимом вратарского искусства. И знаком верности одному клубу — всю свою карьеру, а она продолжалась 18 сезонов, вратарь провел в московском «Динамо». В его составе Яшин завоевал пять золотых медалей чемпионата Союза и трижды становился обладателем кубка страны.
К слову, на днях, когда «Динамо» рассталось с российской Премьер-лигой, вдова Яшина, Валентина Тимофеевна горестно произнесла: «Хорошо, что Лева не дожил до этого позора…»
Казалось, он будет вечно стоять в воротах. Шли годы, менялись поколения, появлялись вратари, которые годились ему в сыновья. А вратарь «Динамо», словно не обращая внимания на стремительно бегущее время, занимал свое традиционное место, и стадион одобрительно гудел. Он без устали делал свою привычную, тяжелую работу…
В 1970 году Яшину было уже сорок лет. Но он, как обычно, начал сезон в составе «Динамо». Фантастика — он дебютировал в начале пятидесятых, когда некоторые будущие одноклубники Льва Ивановича, как принято выражаться, еще под стол пешком ходили!
Несмотря на солидный по спортивным меркам возраст, Яшин по-прежнему демонстрировал высокий класс. Для характеристики его игры не надо высоких слов, достаточно привести цифры и вспомнить факты. Динамовский голкипер отстоял «на ноль» — причем, подряд! — шесть матчей первенства: с донецким «Шахтером», ташкентским «Пахтакором», динамовцами Тбилиси, торпедовцами Кутаиси, ворошиловоградской «Зарей», спартаковцами Орджоникидзе (ныне — Владикавказ — прим. ред.).
Первый гол Яшин пропустил лишь в седьмой игре чемпионата, 2 мая 1970 года — со столичным «Торпедо». Его огорчил Михаил Гершкович. Этот гол стал решающим, и «Динамо» потерпело первое поражение в сезоне.
В следующей игре с одесским «Черноморцем» Яшин снова оставил свои ворота сухими. Однако получил травму и уступил место своему сменщику, 22-летнему Владимиру Пильгую.
Между прочим, в 1970 году Яшин после значительного перерыва был включен в состав сборной СССР на чемпионат мира в Мексике. Правда, там сыграть ему не удалось. К слову, ворота главной команды страны Лев Иванович защищал добрых полтора десятка лет.
2 июля в игре с киевским «Динамо», он снова сыграл блестяще. Во многом благодаря классной игре Яшина, его команда выиграла у сильных соперников со счетом 1:0.
И во встрече с ростовским СКА он снова уберег свои ворота. А вот в матче с московским «Спартаком» Лев Иванович аж четыре раза вынимал мяч из сетки. В тот день «Динамо» потерпело разгромное поражение со счетом 1:4. Это был последний несчастный случай в карьере Яшина…
Заключительный матч в чемпионатах СССР Яшин провел 30 августа 1970 года в игре с ЦСКА (0:1). А последний матч на кубок страны он сыграл раньше — 8 августа. Его команда выиграла в финале турнира со счетом 2:1 у тбилисского «Динамо».
После этого Яшин решил завершить карьеру, благо его напарник Пильгуй показывал уверенную, зрелую игру. Увы, напоследок Яшину не удалось завоевать золотые медали первенства — в «золотом» матче с ЦСКА в декабре 1970 года его команда потерпела обидное поражение — 3:4. Лев Иванович наблюдал эту игру со скамейки запасных уже в роли начальника команды вместе с главным тренером «Динамо» Константином Бесковым. Оба пребывали в глубокой печали…
Прошло время, и возникла идея провести прощальный матч Яшина. Были определены день и место для праздника — 27 мая 1971 года, Большая спортивная арена стадиона имени Ленина в Лужниках. Там, перефразируя известное стихотворение Маяковского, каждая травинка Яшина знала.
В честь легендарного вратаря решили устроить матч сборной мира и команды «Динамо». Сначала собирались выставить против звезд планеты столичный клуб. Но их одноклубники из Киева, Тбилиси, Минска тоже хотели стать участниками красочного действа…
Кстати, Яшин не раз принимал участие во встречах, посвященных памятных событиям. В 1963 году его включили в команду ФИФА, которая приехала в Лондон на матч, посвященный столетию английского футбола. «Черный паук», как прозвали Яшина журналисты, то и дело отражал удары форвардов сборной родоначальников футбола. Впечатление от вдохновенной игры Яшина было так велико, что вскоре его признали лучшим футболистом Европы. С тех пор прошло уже более полувека, но голкиперов в этом почетном списке, кроме Яшина, нет!
В 1964-м динамовец был приглашен в сборную Европы на встречу с командой Скандинавии, посвященной 75-летию федерации футбола Дании. Спустя год советский футболист вместе с Альфредо ди Стефано, Ференцем Пушкашем, Йозефом Масопустом и другими звездами сыграл за сборную планеты в матче с командой Великобритании, посвященном проводам из футбола выдающегося английского нападающего Стэнли Мэтьюза.
…Лев Иванович, который прекратил тренировки в 1970 году, снова взялся за дело. Он стал готовиться, как и раньше, с традиционным для него терпением и упорством. Можно было подумать, что Яшин собирается вернуться в футбол и многие вполне серьезно задавали этот вопрос.
Но Лев Иванович отдавал все силы тренировкам только ради одного матча. Он хотел, чтобы его запомнили таким, каким привыкли видеть многие годы — предельно собранным, стойким, готовым к львиному прыжку.
Небольшая ремарка для тех, кто никогда не видел Яшина в деле. На самом деле он редко совершал броски. Его сила была в потрясающей интуиции, умении правильно выбрать место в воротах, предугадать следующий ход соперника. Лев Иванович был полновластным хозяином своей штрафной площади. Когда он, разрезая воздух, летел за мячом, почтительно расступались все — и свои, и свои чужие…
В тот день Лужники были переполнены. Команда Яшина была, в частности, представлена известными мастерами — уругвайским вратарем Ладислао Мазуркевичем, защитником Джачинто Факкетти из Италии, Жаном Джоркаеффом из Франции, англичанином Бобби Чарльтоном, нападающими Гердом Мюллером из ФРГ, Драганом Джаичем из Югославии, поляком Влодзимежом Любаньски.
Капитаном «Динамо» был, конечно же, юбиляр. Компанию ему составили москвичи Владимир Штапов, Валерий Зыков, Игорь Численко, Владимир Эштреков, Геннадий Еврюжихин, киевляне Йожеф Сабо (в том сезоне он выступал за московский клуб), Вадим Соснихин, Владимир Веремеева, Виталий Хмельницкий, тбилисцы Муртаз Хурцилава, Манучар Мачаидзе, Слава Метревели, минчанин Эдуард Малофеев…
Когда перечисляешь фамилии этих людей, охватывает щемящее чувство грусти. Какое же это было замечательно время — в чемпионате Союза играли представители разных республик. И каждая команда — будь то бакинский «Нефтчи», ереванский «Арарат», тбилисское «Динамо», ташкентский «Пахтакор» или другие — выделялась своим неповторимым игровым почерком, своей, индивидуальной манерой. В составе каждого клуба были замечательные мастера, подлинные личности!
Увы, сейчас не приходится даже мечтать о том, чтобы в одной команде собрались представители России, Украины, Грузии, Белоруссии. Остается только с горестью вспоминать то ушедшее время…
Перед матчем зрители гадали — будет ли матч «постановочным» или настоящим? Но как только прозвучал свисток арбитра Тофика Бахрамова, стало ясно, что встреча не будет мирной и благостной, с заранее расписанной результативной ничьей. Яшин никогда не играл договорные матчи и не потерпел бы ничего подобного на закате своей карьеры. Он предложил всем сражаться, ибо истинный футбол предполагает неуемную жажду борьбы и страстное желание победить!
Участник того матча Владимир Пильгуй, который во втором тайме сменил Яшина, вспоминал: «Я видел, что все полевые игроки очень хотели забить гол Яшину. Это была их последняя возможность! Другое дело, что не получилось. Кстати, игра была достаточно корректная. Все профессионалы, все они уважали друг друга. Но уступать никто не хотел».
Яшин не просто не позволил себе забить, он играл с присущим ему мастерством. Лев Иванович вышел на поле погрузневшим, потяжелевшим. Но умения он отнюдь не растерял, что и доказывают кадры того матча. Несколько раз он выручал свою команду. Это не банальность, а констатация нескольких фактов.
«Динамо» уже в начале игры открыло счет. На 7-й минуте Хмельницкий с подачи Еврюжихина головой переправил мяч в ворота Мазуркевича. Спустя три минуты Сабо нанес разящий удар метров с двадцати пяти, и уругваец запоздал с броском — 2:0.
Во втором тайме звезды ушли от поражения. Сначала венгр Кальман Месей красиво пробил под перекладину, а затем отличился болгарин Петар Жеков после углового, выполненного Чарльтоном. Но в воротах «Динамо» уже не было Яшина…
На 52-й минуте в составе бело-голубых произошла замена — виновник торжества уступил место в воротах Пильгую. Обычная процедура на сей раз выглядела трогательно-грустной. Яшин обнял своего молодого коллегу, отдал ему свои перчатки, послал приветствие игрокам обеих команд и неспешно побежал к тоннелю.
Стотысячный стадион встал в едином порыве, и воздух разорвали оглушительные овации. У многих зрителей на глазах блестели слезы. Иные из них помнили Яшина совсем молодого, когда он еще был безвестным пареньком, выходцем из рабочей семьи. В шестнадцать лет Лев Яшин получил первую награду Родины — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Сколько их было потом у Яшина — орденов, медалей, кубков! Последнюю награду — звезду Героя Социалистического труда Льву Ивановичу вручили 18 марта 1990 года. Это было за два дня до его ухода…
Пишу, а в памяти встают строки из стихотворения Роберта Рождественского, посвященного Яшину:
«Был миг,
как потревоженная мина.
И захлебнулся
чей-то баритон!
И был разбег!
И половина мира
в беспамятстве
искала валидол!
И…
знаменитейший удар
с нажимом!
И мяч мелькнул
свинцовым колобком!
А ты
достал его
В непостижимом!
В невероятном!
В черт возьми
каком!!!»
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.