Всё корю себя, что в советское время не побывал в прославленном Краснодоне и не поклонился на той легендарной земле священной памяти героев, с именами которых росло моё поколение. А потом вдруг город «Молодой гвардии» оказался в другой стране, которой, как ни поразительно это, стала родная для всех нас Украина. А потом, два года назад, была провозглашена Луганская Народная Республика, и на землю, перенёсшую когда-то фашистскую оккупацию, вновь нагрянули последыши нацистов…
Как же чувствует себя в условиях разгоревшейся новой войны Краснодонский ордена Дружбы народов музей «Молодая гвардия»? Сохранился ли? Не пострадал? Эти вопросы, я думаю, волновали не только меня, однако телевидение российское на них почему-то не отвечало.
В САМЫЙ острый момент донбасского противостояния информацию о музее молодогвардейцев совершенно неожиданно получил я… из Киева. Дозвонился оттуда Владимир Петрович Минаев — брат члена «Молодой гвардии» Нины Минаевой, сброшенной фашистами после жесточайших пыток в шурф шахты вместе с товарищами по организации.
Так вот, младший брат героини, инженер по профессии, не только сохранил в памяти светлый образ сестры и трагический день её похорон, но и, можно сказать, всю жизнь свою посвятил служению высокой истории коллективного комсомольского подвига. Рассказывал о нём, писал, а когда пошли по нарастающей бешеные попытки принизить его или даже переиначить на чуждый лад, Владимир Минаев твёрдо встал против любого святотатства и всяческих фальсификаций, от кого бы это ни исходило.
И с особым вниманием, конечно, он следил за судьбой музея в Краснодоне, призванного нести традиции советского героизма сквозь годы в будущее.
— Всё в порядке! — услышал я при первом нашем телефонном разговоре, когда спросил, что и как сейчас с музеем.
Кратко, но ёмко сумел он высказать главное: музей жив и работает. А в последующих переговорах, поводов для которых хватало, непременно обращался и к музейной теме, подтверждая, что коллектив держится, несмотря ни на какие невзгоды.
Звонок недавний от Минаева был радостный:
— С директором Краснодонского музея Натальей Ивановной Николаенко вы можете встретиться в Москве! Буквально на днях…
НАША ВСТРЕЧА, к счастью моему, действительно состоялась. Я-то, правда, узнав от Владимира Петровича, что музей «Молодая гвардия» будет участником международного фестиваля «Интермузей» в московском Манеже, сразу вообразил картину обширную. Вот, дескать, и увижу наконец бесценные экспонаты из героического Краснодона. Понятно, что не все, но ведь Манеж — это место выставочное…
Нет, с экспонатами и выставкой зря размечтался: отрыв от суровой реальности. Есть такое понятие, как безопасность, которое музейщикам всегда многое диктует, ну а уж сегодня дорога от Донбасса вряд ли может считаться вполне безопасной.
Словом, руководители четырёх музеев из Луганской Народной Республики и одного из Донецкой, прибывшие в Москву на профессиональный свой фестиваль, никаких экспонатов с собой не привезли. Зато были они сами, и был заместитель министра культуры ЛНР С.С. Назаревич, так что предоставилась мне уникальная возможность о работе их и настроении узнать, что называется, из первых рук.
У них общее впечатление, что музеи для новоявленных агрессоров — среди целей основных: «Бить по памяти». В результате, как мы знаем, от обстрела очень серьёзно пострадал Луганский краеведческий музей, который в экстремальных условиях срочно пришлось восстанавливать. Повреждено и здание музея истории Луганска, чудом уцелел в этом городе художественный музей.
— Ну а про Краснодон, — рассказывает Наталья Ивановна Николаенко, — мы не раз слышали то, что заявлял небезызвестный Ярош. Дескать, как только этот город захватим, первым делом снесём памятник «Клятва». Но вот не захватили! Так что целы и «Клятва», и наш музей.
В музее «Молодая гвардия» Наталья Ивановна работает с 1977 года. Была экскурсоводом, затем много лет заместителем директора по научной работе. Руководил тогда коллективом знаменитый Анатолий Григорьевич Никитенко, ушедший из жизни два года назад. Это он сумел создать здесь такую дружную и сплочённую команду, которую не смогли разрушить тяжелейшие испытания. В основе своей состав сотрудников остаётся тот же, обновляясь, конечно, молодёжью.
— Наши люди всей душой преданы делу, которому служат, и «Молодая гвардия» для нас — это святое, — говорит Наталья Ивановна.
А я думаю вот о чём. Да, они сумели сохранить здание, фонды, и это, разумеется, очень важно. Однако ещё важнее, что сохранили дух «Молодой гвардии», не поддались на многочисленные настоятельные попытки всё пересмотреть и переиначить. И за это им — особенно низкий поклон.
ДИРЕКТОР рассказывает, что удалось им сделать за последнее время. При музее воссоздан героико-патриотический клуб «Молодая гвардия». Члены его — ребята из школ и других учебных заведений города.
На счету у этого клуба, если вспомнить прежние его дела, масса интересного. Например, было подготовлено историко-театрализованное представление «Их не в шурфы бросали, а в наши сердца», с которым ребята проехали все города Луганщины. И везде — большой успех, везде — волнение, слёзы, сердечные благодарственные слова.
Вот и сейчас, 9 Мая, участники клуба вновь выступали перед жителями Краснодона в костюмах молодогвардейцев, представляя сцену из романа «Молодая гвардия».
А на митинг в честь Дня Победы выпускники школ вынесли портреты героев «Молодой гвардии» и коммунистов-подпольщиков. И потом они шли в колонне «Бессмертного полка», олицетворяя неразрывную связь поколений.
В Краснодоне по инициативе работников музея восстановлены Вахта памяти и Пост №1. Форму для почётного караула школьников прислали сталинградцы.
Когда-то по всему Советскому Союзу действовали почти 400 школьных музеев, посвящённых «Молодой гвардии». А сколько их осталось теперь? Музейщики Краснодона поставили перед собой задачу выяснить это и установить связь со всеми, кто сохранил память о молодогвардейцах.
Но начать решили со своего района и своей республики, организовав 1-й слёт школьных музеев. Это и учёба, и обмен опытом, и хороший заряд для восстановления всего доброго, что где-то было утрачено.
С большим интересом встречена горожанами открывшаяся на днях в музее выставка, посвящённая 75-летию начала Великой Отечественной войны. Работникам музея и школьникам-поисковикам удалось собрать неизвестные материалы про женский полк бомбардировщиков, который фашисты называли «ночными ведьмами»: в 1942 году он базировался недалеко от Краснодона. Раздел выставки так и называется: «Новое о «ночных ведьмах».
ОДНАКО самое главное, что влекло и продолжает привлекать людей в Краснодон, — это подвиг «Молодой гвардии». За 70 лет существования одноимённого музея его посетили более 14 миллионов человек из 130 стран мира. Бывало, что ежегодно здесь принимали до 450 тысяч посетителей.
Сейчас, понятно, гораздо меньше. Но со временем число посетителей снова стало расти и уже достигло за прошлый год 50 тысяч.
— Мы верим, — говорит Наталья Ивановна Николаенко, — что героям-краснодонцам вечно жить в сердцах людей.
Я тоже верю в это. И благородный, бескорыстный труд музейных работников — служителей памяти — тому способствует.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.