Сотни ведомств, министерств, департаментов ежедневно выдают на-гора тонны статистического фальсификата
Подвиг Ивана Сусанина замечателен лишь в том случае, если в лесную чащу заводится вражеская армия. А если в дебри планомерно заводят собственный народ?
АКСИОМА: чтобы действовать эффективно, нужно максимально объективно осознавать реальность. Собираясь выйти на улицу, мы смотрим на градусник. Чтобы встретиться, назначаем время. Теперь представьте, что градусник показывает нам температуру на улице, исключительно приятную для нас. Мы думаем, что нас ожидает лето, и выходим в лёгком платьице в двадцатиградусный мороз. А часы, подстраиваясь к вкусам своего хозяина, то предпочитают спешить на пять минут, то отставать на полчаса… Но это всё сущая ерунда по сравнению с тем, если в таком режиме начинает жить огромная страна. Статистика по определению должна выполнять роль точнейшего инструмента, сухо, языком цифр отражающего реальные изменения в экономике, демографии, социальных настроениях и т.д. Однако в последнее время статистика решает совсем иные задачи.
Сегодня отчётность «снизу» служит основной цели — радовать глаз начальника. А статистика, транслируемая нам «сверху», должна убедить народ, что в стране всё прекрасно и мы на правильном пути. Жонглирование цифрами достигло такой виртуозности, что уже не существует буквально ни одной сферы деятельности, где мы могли бы быть уверены в правдивости статистических данных.
Что мы знаем о реальном состоянии такой основополагающей области жизни любого государства, как экономика? И стоит ли верить обнародованным цифрам, если повсеместно, начиная с предприятия, ведётся двойная и тройная отчётность, на свет выходит совершенно фальшивая статистика, чьей задачей является отнюдь не оповещение о реальном состоянии дел. Далее, поднимаясь по властным этажам, данные, как пластилин, преображаются в соответствии с интересами департаментов, ведомств, губернаторов и министерств. Как итог этой работы хорошо оплачиваемых чиновников мы видим статистический фальсификат, имеющий мало общего с реальностью. По последним официальным оценкам Росстата, размер теневой экономики России составляет порядка 16% ВВП, при обороте порядка 7 триллионов рублей в год, в теневых секторах экономики задействованы порядка 13 миллионов человек. Но что это за цифры? Можем ли мы им доверять? В любом случае, вряд ли сыщется человек, считающий эту статистику завышенной. Скорее — наоборот.
А какая на самом деле инфляция? Ведь именно от этих цифр зависит помощь тем, кто находится на грани выживания. В правительственных отчётах чёрным по белому читаем: «инфляция в апреле 2016 года осталась на уровне марта и составила 7,3 процента», а идём в магазин и, роясь в собственных опустевших карманах, ощущаем бессовестное враньё чиновников. Какова реальная безработица? По мнению экспертов, разрыв между официальной и реальной безработицей колеблется от 3,5 до 7 раз! Какой размер золотовалютного фонда? Ведь от этого зависит то, сколько мы ещё можем «протянуть» в режиме кризиса. Каково истинное сокращение ВВП? Что с промышленным производством? Какова реальная зарплата?
Сплошные вопросы. И ни на один мы не можем ответить с уверенностью.
Найдётся ли в стране человек, доверяющий Росстату, если даже многолетний руководитель этого ведомства Владимир Соколин несколько лет назад ушёл со своего поста, во всеуслышание заявив, что правительство врёт о росте экономики, а бывший директор НИИ статистики Василий Симчера покинул должность со словами «Надоело врать!»
Не лучше дело обстоит с осознанием нашей демографической ситуации. Какая реальная численность населения? Каковы демографические процессы в регионах? На бумаге цифры одни, приезжаешь — или опустение, или явно никем не учтённое приезжее население. Сколько граждан России перемещается по стране в поисках заработка? Сколько мигрантов приезжает в страну? Рождаемость, по отчётам минздрава, растёт. А если растёт, то в каких группах? Смертность падает? В прошлом году особенно активно, по отчётам того же министерства, смертность снижалась от сердечно-сосудистых заболеваний. Не оттого ли, что 2015-й был объявлен «годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями»? И — о чудо! — в самый пик «оптимизации» здравоохранения люди перестали умирать именно от этих причин. Какой действительно минимальный уровень жизни? Сколько на самом деле убийств? Сколько людей гибнет на дорогах? А ведь статданные о демографии — это не просто подсчёт населения, это важнейший инструмент прогнозирования демографических и социально-экономических процессов, на которых основывается правительство при принятии серьёзных экономических и социальных решений.
Только исходя из фальсифицированной статистики, глава минтруда Максим Топилин мог сделать заявление о том, что «пенсионеров, как вы знаете, у нас бедных нет». То есть чиновники уже сами так уверились в собственной лжи, что без тени сомнения считают, будто люди безропотно поверят даже в такую откровенную глупость.
При этом власти создают такую ситуацию, при которой люди не горят желанием попадать «в статистику». Так, решение правительства не индексировать пенсии работающим пенсионерам практически выталкивает многих в теневой сектор, делая выгодным для них получение зарплаты «в конверте». Но кто их посчитал? И на чём тогда основываются правительственные решения?
Подобные нелепости возникают на каждом шагу. Вот свежий пример. По сообщению «Гринпис России», площадь действующих лесных пожаров в Амурской области составляет примерно 150 тысяч гектаров, в Забайкальском крае — примерно 60 тысяч. А в официальной сводке говорится: 2 тысячи гектаров в Приамурье и 18 с половиной — в Забайкальском крае. Делается это для отчётности перед вышестоящим начальством. Власти и на региональном, и на федеральном уровнях предпочитают изображать из себя страусов, спрятавших голову в песок. И как ни нелепо это звучит, реально происходящее на огромной территории просто повторяет сюжет комичной песенки «Всё хорошо, прекрасная маркиза». А между тем враньё оказывается бомбой с замедленным механизмом, заложенной под наше будущее: ведь если в регионах официально практически нет пожаров, то и средств на их тушение не выделяется. Значит, реагировать начнут лишь тогда, когда «внезапно» начнут сгорать целые деревни и посёлки. Мы уже пережили пожары 2010 года, когда полыхала вся Центральная Россия. А начиналось с того, что «всё хорошо, всё хорошо»…
Статистика перестала быть отражением реальности, она — мягкая подушка, на которой приятно спать. И необязательно прямо лгать, что-то можно приуменьшить, что-то преувеличить, что-то замолчать, что-то раздуть. На основе этих данных вырабатываются решения, результаты которых приходится опять-таки приукрашивать и фальсифицировать.
Есть, конечно, слабая надежда на то, что хотя бы там, «в верхах», обладают истинной информацией. А если нет? Вообразите авиадиспетчера, подающего командиру самолёта лишь приятные для него «данные». Долго ли можно лететь на лайнере, если его приборы показывают сплошь недостоверные параметры?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.