Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Все мы — в пути к Пушкину. Путь этот начинается от школьного порога и лежит через всю нашу жизнь. С Пушкиным ещё в детстве получаем мы первое ощущение Родины, первое понимание истории, первое эстетическое чувство. Любовь к Пушкину, несомненность его чрезвычайной важности в нашей жизни обостряют верность его заветам.
ВРЕМЯ НЕ ВЛАСТНО над мудростью Поэта. Белинский говорил, что Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. И сегодняшний интерес к Пушкину, стремление постичь его и через это постижение возвыситься над уродливой действительностью, достичь правильного понимания сути вещей — по существу и есть отражение духовной жажды наших современников. Это жажда наследственная и неистребимая. Это то, что нам на роду написано. И потому никогда не иссякнет восхищение творчеством Поэта, не зарастёт народная тропа к его очагу.
Пушкинские очаги есть в Москве и Санкт-Петербурге, Михайловском и Болдине, в Гурзуфе и Пятигорске, Кишинёве и Одессе (язык не поворачивается сказать «за границей»). А ещё — на станциях Выра и Опочка, знаменитых тем, что через них проезжал Поэт. Воронежский пушкинист В.В. Чириков прислал нам карту, воспроизводящую маршрут подробнейше описанного многими пушкинского путешествия на Кавказ, стараясь как можно убедительнее доказать: не мог великий путник миновать Воронеж. Присутствие Пушкина на своей малой родине ощущают многие.
Но, конечно, сильнее других чувствуют это москвичи. Есть даты, определяющие основные вехи земного человеческого бытия: даты рождения, бракосочетания и смерти. Пушкин родился и женился в Москве, и, понятно, этот город занимает огромное место в его жизни и творчестве. И Москва отвечает Поэту горячей любовью. Первый памятник Пушкину был поставлен на народные пожертвования в 1880 году в Москве. В начале минувшего века в старинном доме на Елоховской площади открылась библиотека-читальня имени Пушкина, перед ней был разбит Пушкинский сквер. Позднее именем Пушкина нарекли Музей изобразительных искусств. И, наконец, в 1967 году в исторической части города, на Пречистенке, в ампирном особняке был учреждён Пушкинский музей.
Семья Пушкина никогда не имела в Москве своего дома, потому для музея выбрано было одно из зданий, где предположительно мог бывать поэт. Но в 1972 году Моссовет передал музею дом, напрямую связанный с именем Пушкина, — здесь, на Арбате, он прожил пять счастливых месяцев после женитьбы на Наталье Гончаровой в 1831 году. Сейчас оба музейных комплекса объединены в единый пушкинский маршрут.
Пушкинская Москва широка и разнообразна. С Арбата на метро можно отправиться на Бауманскую — здесь, на месте не уцелевшего дома, где 6 июня 1799 года родился Пушкин, установлена скульптура Е.Ф. Белашовой, вдохновлённая единственной сохранившейся миниатюрой с изображением маленького Пушкина. Поблизости находится Елоховская церковь, в которой он был крещён, а чуть дальше, на Старой Басманной, во всей своей исторической первозданности стоит недавно отреставрированный дом поэта Василия Львовича Пушкина. Здесь тоже нет отбоя от посетителей: реконструкция далёкой эпохи помогает приблизиться к семье Пушкиных, почувствовать значительность и прочность родовых традиций. Василий Львович, способствовавший определению двенадцатилетнего Александра в Царскосельский лицей, первым отметил поэтическое дарование племянника и всю жизнь оставался его другом.
Есть в центре Москвы ещё два дома, уцелевших от той эпохи, многократно посещавшихся Пушкиным: в Гагаринском и Воротниковском переулках. Наезжая в Москву, поэт часто останавливался по этим адресам у своего друга Нащокина. И в свой последний приезд, в 1836 году, он поселился в Воротниковском — как известно, читал гостеприимным хозяевам черновик своей стихотворной драмы «Русалка». Сейчас дом занят художественной галереей, которая так и называется — «Дом Нащокина». Но, право же, стоит подумать о том, чтобы и это здание передать Пушкинскому музею. У музейщиков, связавших свою жизнь с личностью и эпохой великого поэта, хватит творческой энергии и выдумки, чтоб затеплить ещё один очаг памяти и поклонения.
Коллектив Пушкинского музея — это сообщество энтузиастов, преданных идее преемственности лучших традиций русской культуры и убеждённых в том, что, соприкасаясь с Пушкиным, умнеет всё, что может поумнеть. Общее настроение хорошо выражает художественный руководитель отдела концертных программ и массовых мероприятий, заслуженный деятель искусств РФ, кинорежиссёр Аким Салбиев:
«В будущем году нашему музею исполнится 60 лет, а моему участию в его жизни сравняется 20 лет. Есть люди, которые работают здесь по 30 и более лет, все мы дорожим этим микрокосмосом. Я пришёл сюда в «лихие 1990-е» с телевидения. Кинематограф был мёртв, телевидение стремительно выламывалось из культурного пространства. Я очень благодарен музею, который помог мне сохранить нравственное и мировоззренческое равновесие, остаться верным самому себе, своим учителям — Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Мне кажется, в жизни нет ничего случайного. Я только вошёл в аудиторию на вступительных экзаменах во ВГИК, как услышал герасимовское: «Ну, вот и Пушкин появился!» Мне с детства говорили, что я похож на Пушкина. У нас, на Северном Кавказе, существует культ этого гения. Чтут и Лермонтова, и Льва Толстого, но к Пушкину особое отношение. Его портреты висят в гостиных рядом с портретами бабушек и дедушек. Можно сказать, я вырос под сенью Пушкина. И, конечно, учась во ВГИКе, мечтал воплотить дорогой образ. Мне необыкновенно повезло: в преддверии пушкинского 200-летнего юбилея я сыграл Пушкина в телевизионном фильме Ирины Печниковой «Что в имени тебе моём…». Фильм снимался в подлинных интерьерах арбатского филиала музея. И у меня было острое чувство, что Пушкин всё видит и одобряет.
После премьеры мне предложили поработать в отделе концертных программ — так я пришёл в музей и оказался в кругу замечательных людей, которые работают здесь не за зарплату. Тут я поставил множество вечеров, концертов, фестивалей, посвящённых Пушкину и, чуть было не сказал, его времени. Но Пушкин принадлежит советской эпохе не в меньшей, а, пожалуй, даже в большей степени, чем своему времени. Томик Пушкина в солдатском походном мешке — это дорогого стоит. А восстановление из руин Пушкинского заповедника уже в 1949 году — к 150-летию со дня рождения поэта! Большим успехом пользовалась программа, в которой звучали стихи советских поэтов, посвящённые Пушкину. Музей — дело живое, творческое, нужны неожиданные тематические повороты и открытия.
В музее я остаюсь режиссёром и, конечно, мечтаю осуществить большой проект — постановку биографического фильма о Пушкине. Есть насущная потребность: отобразить жизнь гения от рождения и до роковой дуэли. Во всех странах осуществляются подобные проекты, посвящённые жизни и творчеству светочей национальной культуры. Ещё на волне пушкинского юбилея мы совместно с пушкинистами подготовили проект телефильма, заручились поддержкой академика Д.С. Лихачёва. Но тогдашнее руководство телеканала «Россия» в лице его председателя Н. Сванидзе и руководителя кинопоказа Б. Бертмана на корню пресекло наши намерения. Всё же смеем надеяться, что такой фильм будет: тут порукой сама наша дружная семья музейщиков — людей особенных, подвижнически преданных своему делу, не ищущих ни славы, ни денег, а только успеха этого дела.
Пушкинский день в этом году мы встречаем большой программой. Местом действия станут и Пушкинская площадь, и наши музейные площадки. На Пречистенке пройдут три концерта. Откроют торжества, как всегда, дети концертом «Там будет бал, там детский праздник». Участников детских творческих коллективов сменят мастера искусств с программой из произведений Глинки, Алябьева, Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова. Затем свой венок Пушкину преподнесут артисты ведущих московских театров, выступая в одной программе с Государственным духовым оркестром России. Большое внимание привлекут и новые выставки. Живопись и графику на тему «Город гения» демонстрируют художники Санкт-Петербурга. Большой проект «Мир литературной сказки» мы подготовили совместно с десятком других известных музеев и архивов. Несомненным интересом пользуется и выставка, которую мы посвящаем грядущему 250-летию со дня рождения историка и писателя Николая Карамзина и 225-летию выхода его поистине бессмертной повести «Бедная Лиза». Весь день 6 июня будут звучать стихи Пушкина и музыка, навеянная его поэзией. Это день, объявленный Днём русского языка, давно надо бы сделать общероссийским выходным».
Разумеется, уже в канун Пушкинского дня, в субботу и воскресенье, и на Пречистенке, и на Арбате, и на Старой Басманной будет особенно многолюдно. А сам пушкинский праздник выльется к памятнику поэта всенародным собранием. Есть какое-то особенное удовольствие в том, чтобы смешаться с толпой на Пушкинской площади и слушать, слушать стихи, которые читают у памятника Пушкину все желающие. Или прийти в музей и окунуться в атмосферу пушкинской эпохи, оставаясь при этом заложником своего времени, но чувствуя себя под защитой и охраной Пушкина.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.