В одном из своих последних интервью он, кого можно по праву смело назвать патриархом советского кино, заявил: «Мы прожили жизнь честно, старались как могли, что-то получалось, что-то не получалось. Но это прожитая жизнь, она не может, не должна уйти в никуда». И это правда! Жизнь таких людей не уходит бесследно, не уходит в некуда. Слишком большое наследство они оставляют потомкам, когда сами уходят в вечность.
Но повернем время более чем на век назад, и отправимся в небольшой уральский поселок, где 21 мая (говорят, это по старому стилю, а по новому – 3 июня 1906 года) в семье политссыльных родился мальчик, нареченный Сергеем. Его отец, происходивший из дворянской семьи, за организацию социал-демократических кружков среди рабочих Путиловского завода был арестован и сослан на каторгу. Политкаторжанкой была и его мать. Они долгие годы провели в Сибири. Потом перебрались на Урал, где отец стал работать на заводе инженером. В семье было пятеро детей. Когда младшему, Сергею, едва исполнилось три года, трагически погиб глава многочисленного семейства.
В восьмилетнем возрасте будущий знаменитый кинорежиссер впервые попал в театр в Екатеринбурге, на оперу «Евгений Онегин». Затем он тоже впервые увидел и драматический спектакль. Это были «Разбойники» Шиллера. С тех пор мальчик «заболел» театром. Он стал предметом главной мечты Сергея.
Поработав в столярном цехе красноярского завода, в 1923 году Герасимов пошел учиться живописи в художественное училище Петрограда. Через год приятель привел Сергея в ФЭКС (Фабрика Эксцентрического Актера). Это объединение возглавляли Козинцев и Трауберг. И в 1925 году впервые имя Сергея Герасимова появилось в титрах. Начав с амплуа экранного «злодея», он в гоголевской «Шинели» с блеском сыграл серьезную роль.
Он обладал каким-то особым напором, умением убеждать. Приглашенная на роль машинистки в фильме «Чужой пиджак» семнадцатилетняя актриса Тамара Макарова не устояла перед ним, Вскоре после знакомства они поженились и вместе прожили долгую жизнь.
1931 год. Сергей Герасимов начинает свою режиссерскую деятельность. Он снимает старых друзей по мастерской и Ленфильму, затем учеников студии Тамару Макарову, Степана Каюкова, Олега Жакова.
В марте 1936 года состоялась премьера фильма «Семеро смелых», где с искренней любовью, с юмором и драматизмом Сергей Герасимов показал жизнь комсомольцев, зимующих в снежных пустынях на берегу Ледовитого океана. Картину снимали в Заполярье, выезжали с экспедицией на Кавказ, поднимались на Эльбрус. Работа была очень сложной. По словам самого Герасимова, «почти все приключения, послужившие сюжету «Семеро смелых», в той или иной мере были пережиты работниками коллектива в процессе постановки картины». Фильм снискал успех, его помнят и с удовольствием смотрят до сих пор. Григорий Козинцев подчеркивал: «Замечательная картина. Стиль «Семеро смелых» — единственно возможный мужественный, спокойный стиль, которым только и можно говорить о героях… Игра Алейникова, Жакова и других превосходна».
Позднее этот созидательный молодежный порыв Герасимов воспел и в другой картине, появившейся в 1938 году, я имею в виду фильм «Комсомольск». Он усложнил характеры героев, многосторонне раскрыл их взаимоотношения. Снимался фильм на местах строительства молодежного города на Амуре.
Еще один фильм «Учитель» в 1939 году Герасимов поставил по собственному сценарию. Деревня, куда возвращался учителем после окончания института Степан Лагутин, нарисована с удивительной достоверностью. Именно с этой киноленты в начинается новый этап творчества Сергея Герасимова, это так называемая «авторскаяй режиссура». Отныне сценарии всех фильмов, даже экранизаций, он писал сам.
В конце войны Герасимов был назначен директором Центральной студии документальных фильмов (1944-1946). Под его руководством началось собирание кинолетописи Великой Отечественной войны. Он возглавлял съемочные группы на Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств СССР, США и Великобритании. В числе первых советских кинохроникеров полковник Герасимов побывал в только что освобожденных Будапеште, Вене, Праге, в поверженном Берлине.
Еще до окончания войны в 1944 году он вернулся к педагогической деятельности во ВГИКе. Прочитав первые главы романа Александра Фадеева «Молодая гвардия», Герасимов загорелся идеей поставить на этом материале дипломный спектакль своей актерско-режиссерской мастерской. По его просьбе Фадеев приехал в институт, читал новые отрывки из романа, смотрел студенческие работы. В частности, увидев Инну Макарову в роли Кармен, он воскликнул «Это же вылитая Любка! Любка Шевцова!»
Учебный спектакль вскоре стали играть на сцене Театра-студии киноактера. Успех был оглушительный. Сразу началась работа над фильмом, который дал путевку в творческую жизнь многим актерам Бондарчуку, Макаровой, Мордюковой, Тихонову, Шагаловой, Лучко, Юматову, Крепкогорской, Моргунову…
Вспоминая свою жизнь, Герасимов замечает, что он «измерял время не столько выпуском новых картин, сколько выпуском новых учеников». Мастерская ВГИКа, по его словам, стала для него первым делом жизни. Его учениками были такие известные мастера кино, как Кулиджанов, Ларионова, Рыбников, Губенко, Болотова, Гурченко, Кириенко, Спиридонов, Никоненко, Еременко и многие другие.
В 1957-1958 годах режиссер создает трехсерийный фильм «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. На экране предстала суровая правда эпохи, полная жестокости, смертельной вражды, сломанных судеб, непоправимых ошибок, невозвратимых потерь.
В течение десяти лет с 1962 по 1972 год Сергей Герасимов создает четыре оригинальных кинематографических романа, четыре больших двухсерийных фильма о современности. В 1962 году он поставил картину «Люди и звери». Это произведение о моральных последствиях войны. Сам Герасимов сыграл эмигранта князя Львова-Щербацкого.
Действие второго киноромана «Журналист», вышедшего в 1967 году происходит на Западе и в уральском городе. По словам самого Герасимова, это «история молодого журналиста, который, проходя свои жизненные университеты, из скороспелого всезнайки становится человеком своего времени, своего общества, своей идеи». В зарубежных эпизодах фильма появлялись итальянские режиссеры Де Сика, Росселлини, актрисы Анни Жирардо и Мирей Матье, директор французской синематеки Анри Ланглуа…
Замысел фильма «У озера» возник у Герасимова во время натурных съемок «Журналиста» на берегах озера Чебаркуль, где прошли годы его детства. Там с особой остротой ощутил он постоянство природы и бурную изменчивость жизни. Режиссеру удалось органически включить в картину и документальные съемки Сибири, и поэму Блока «Скифы», почти целиком прочитанную героиней фильма, которую проникновенно сыграла молодая актриса Наталья Белохвостикова.
Четвертый кинороман Герасимова, «Любить человека», был посвящен творчеству молодых архитекторов, строителей городов в Заполярье.
Поставив в 1975 году по сценарию А. Володина семейную драму «Дочки-матери», режиссер опять обратился к экранизации классических произведений. Он снял новую телевизионную интерпретацию романа Стендаля «Красное и черное», максимально приблизив ее к оригиналу. То же можно отметить и в экранизации первой части романа А.Н. Толстого «Петр Первый». Это фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел».
Последней работой Сергея Герасимова стал кинороман о Льве Толстом, где он исполнил главную роль. Основой сценария послужили дневники писателя. На съемках Герасимова отговаривали от сцены, в которой он как исполнитель главной роли должен был лечь в гроб. Это считалось и считается дурной приметой. Но Герасимов настоял на своем. Через полгода, измотанный съемками, он оказался в больнице. Врачи пообещали выпустить на следующий день, объясняя все обычным обследованием. Но случилось непоправимое. Ночью, 28 ноября 1985 года режиссера не стало…
Но остались его фильмы, которые по праву являются сокровищницей советского кинематографа, шедеврами мировой киноклассики.
Подготовлено по открытым материалам.
Людмила Васильева, специально для Пресс-службы МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.