Прочитала в №12 «Правды» за нынешний год статью «Цветок в Асуане, конфуз в Манеже» и была поражена. Ну как же это мог скульптор Эрнст Неизвестный приписать себе работу, авторство которой принадлежит совсем другим людям! Поскольку я хорошо знаю историю создания Монумента арабо-советской дружбы близ Асуанской высотной плотины в Египте (историю, которая, к сожалению, ещё не вполне закончилась!), хочу рассказать читателям «Правды», как это было.
ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ прошлого века. Советский Союз находится на пике послевоенного развития. Нам всё по силам — космос, балет, гидроэнергетика…
Зато мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди планеты всей.
Сквозь песенную интонацию Визбора звучит простодушная гордость технолога Петухова.
После блистательно успешной поддержки египтян в конфликте вокруг Суэцкого канала СССР выделяет Арабской Республике Египет (АРЕ) заём на строительство гигантской плотины и электростанции на Ниле, принимая на себя проектирование, оборудование и техническое руководство работами.
Условия почти невыносимые, техническая сложность высочайшая, сроки сжатые, политическая ответственность вообще зашкаливает. Ведь в разгаре противостояние социалистического и капиталистического лагерей на фоне распада колониальной системы.
Но система Советского Союза заточена на выполнение сверхзадач. И мы справились!
К пуску первой очереди строительства правительство Египта, желая увековечить героический труд строителей, объявляет международный конкурс на Монумент арабо-советской дружбы близ Асуанской плотины.
Что значил конкурс для советских архитекторов, объяснять не приходится. Понятно, почему именно от Советского Союза было подано 36 проектов из 48 участвовавших.
Разрабатывать конкурсный проект приходилось в свободное от службы время. А работа была большая — её результат занял 20 подрамников размером 70х150 см!
Из воспоминаний заслуженного архитектора России П.П. Павлова:
«Мою квартиру превратили в мастерскую. Мебель в угол. Распорядок дня такой: работаем с 5 до 8 утра, затем идём на службу, а после работаем до полуночи и, конечно, сплошь все выходные дни. Спали по пять часов в сутки, и так в течение четырёх месяцев.
За месяц до сдачи проекта я пригласил скульптора Эрнста Неизвестного. Мы предложили ему нарисовать барельефы для внутренних поверхностей пилонов монумента. Было ему не до этого, он уезжал заканчивать барельефы монумента в Артеке. После моих звонков в Крым, за три дня до сдачи проекта, Неизвестный прислал нам кальки рисунков с запиской: «Пётр! Сделал всё, что смог. Если не нужно, выброси. Если нужно — используй. Страшная запарка… Желаю успеха. Твой Эрнст».
Удалось что-то использовать, но рисовали на подрамниках барельефы мы сами».
В авторском листе к проекту монумента зафиксировано творческое участие соавторов Омельченко и Павлова по 47 процентов, а участие Неизвестного, как автора эскизных барельефов, — 6 процентов.
Конкуренция была очень серьёзная. Тем весомее — победа. Международное жюри, среди членов которого были ведущие египетские архитекторы и советские авторы проекта плотины, единодушно присудило первую премию проекту Ю. Омельченко и П. Павлова:
«…Проект обладает высокими художественными качествами, исполнен с большим профессиональным мастерством. Это крупное явление монументальной архитектуры подлинно международного класса и значения».
Инженерную и конструктивную части проекта выполнили специалисты института «Гидропроект» под руководством самого Н.А. Малышева — главного инженера института, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, доктора технических наук.
Для дальнейшего выполнения архитектурных рабочих чертежей и ведения авторского надзора за строительством в 1970 году Павлов и Омельченко были откомандированы на Асуанскую плотину. Не знали они тогда, что эта командировка растянется так надолго: для Юрия Омельченко — на три года, а для Петра Павлова — почти на пять лет. Позднее к ним присоединился автор осуществлённых барельефов — скульптор Николай Вечканов.
Нелёгкие это были годы. Архитекторы пережили вместе с египетским народом и внезапную смерть Насера, и две арабо-израильские войны.
Осталось позади 15 января 1971 года — день торжественного открытия гидростанции и плотины. От СССР ленточку перерезал Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный.
А монумент продолжали строить.
Несмотря на наличие 100-метрового башенного крана, который использовался для установки опалубки, работы велись, как в Древнем Египте, — вручную. Подъём бетона на руках в круглых резиновых чашах, обтёсывание мраморных и гранитных плит — всё делалось добросовестно, аккуратно и с любовью.
С 1972 года Анвар Садат, ставший президентом после смерти Насера, человек прозападной ориентации, положил конец сближению с Советским Союзом и потребовал вывода наших войск из Египта. Арабо-израильская война 1973 года шла уже без участия наших военных, в это время они покидали Египет. Прощаясь, почти над крышами посёлка строителей пролетели лётчики. Уезжали, завершив свои участки работ, специалисты.
А монумент всё продолжали строить. Хотя отношения между правительствами не улучшались, но подготовка к торжественному открытию его, намеченному на январь 1975 года, всё же велась. В декабре 1974-го приезжали корреспонденты советского телевидения, делали репортажи, брали интервью у авторов. Готовилось и арабское руководство. Ждали, что открывать монумент приедет Л.И. Брежнев…
Не дождались. Отношения двух стран приобрели такой характер, что приезд Генерального секретаря ЦК КПСС стал невозможен. Авторы уехали из Египта, так и не открыв монумент. Это печально само по себе, но повлекло и другие последствия: их самоотверженная работа никак не была отмечена в Советском Союзе. Нет открытия — значит нет и объекта: за что награждать?
Но монумент остался. Он уверенно занял место среди самых известных достопримечательностей Египта. На египетских открытках его изображают рядом с древними храмами. Именно он стал символом Асуана и высотной плотины, воплотившей гениальность инженерной мысли и самоотверженность совместного трудового подвига египетского и советского народов.
Строительство высотной плотины в Асуане, безусловно, относится к тем внешнеполитическим действиям, которыми любая страна может гордиться.
А вот наша страна сегодня об этом забыла. Забыла, что она умела не только воевать. Она умела и трудиться, умела творить, умела думать. Если в советское время центральная печать периодически публиковала репортажи из Асуана, то в современной России — полное забвение.
Именно на фоне этого беспамятства стало возможным наглое притязание скульптора Э. Неизвестного на авторство монумента. А ведь он имеет к его созданию столь малое отношение, что человек, обладающий совестью, вспоминал бы о нём лишь как о гипотетической возможности. Считаю демонстрацию монумента на выставке Неизвестного в Манеже оскорблением людей, чьим талантом и самоотверженным трудом он действительно был создан.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.