Когда в июле 2005 года принимался закон об особых экономических зонах (ОЭЗ), чиновники клялись, что ОЭЗ станут центрами, с которых начнётся экономическое развитие различных регионов, включая депрессивные. Тем инвесторам, которые в них придут, были обещаны (и предоставлены) весьма существенные налоговые и таможенные льготы. А главное — в них власти должны были создать всю инфраструктуру, необходимую для производственной деятельности. И что из этого получилось?
ОСОБЫХ экономических зон на 1 января 2016 года в 30 субъектах Федерации насчитывалось ровно 33. Среди них 9 промышленно-производственного типа, 6 — технико-внедренческого, 15 — туристско-рекреационного типа и 3 портовые зоны. По данным минэкономразвития, с 2006 по 2015 год в них пришло более 400 инвесторов, в том числе около 80 иностранных.
Однако, по выражению незабвенного Виктора Степановича, и с этим благим начинанием тоже получилось «как всегда». Из промышленно-производственных ОЭЗ реально работают только две: в Татарии и в Калужской области. Да и то лишь потому, что управляются компаниями, которые созданы региональными властями. Чуть лучше обстоят дела с технико-внедренческими зонами.
И хотя большинство особых экономических зон до сих пор существуют только на бумаге, бюджетные деньги, выделяемые на их развитие, активно «осваивались». По данным Счётной палаты РФ, с 2006 года на их обустройство потрачено 186 миллиардов рублей, в том числе 122 миллиарда — из федерального бюджета. Но если деньги из региональных бюджетов, которые направлялись в реально действующие ОЭЗ, дают реальную отдачу (создано 18 тысяч рабочих мест), то средства федерального бюджета в основном «испарились» без всякого следа.
Дело в том, что федеральные чиновники все бюджетные деньги передавали ОАО «Особые экономические зоны», а там уже определяли, кому их передать дальше. В результате основная часть денег оседала на депозитах в коммерческих банках. Только «прокручивание» бюджетных денег на депозитах за 2006—2015 годы позволило положить в чьи-то карманы 29,3 миллиарда рублей в виде одних только процентов, подсчитали аудиторы Счётной палаты РФ.
Сколько денег федеральные чиновники передали фирмам, «осваивавшим» бюджетные средства на подготовку инфраструктуры ОЭЗ (строительство офисной и производственной недвижимости там осуществлялось по запредельным сметам), вообще никто не считал. Только в данный момент в правоохранительных органах находятся пять уголовных дел, связанных с хищением средств, выделенных на эти цели. Кроме того, многие из четырёх сотен инвесторов, которыми так похваляется руководство минэкономразвития, занимались либо подготовкой инфраструктуры тех же самых зон, либо использовали их как внутренний офшор.
Результат закономерен. По данным Счётной палаты РФ, за 10 лет (с 2006-го по декабрь 2015 года) при бюджетных затратах на ОЭЗ в размере 186 миллиардов рублей их резиденты выплатили бюджетам 21 миллиард рублей налоговых и 19 миллиардов таможенных платежей. А в среднем (с учётом федерального «финансирования») получается, что на создание одного рабочего места в особых экономических зонах, включая виртуальные, чиновниками было потрачено 10,2 миллиона рублей. Этого хватило бы, чтобы платить занимающим их работникам среднюю на сегодня по России зарплату в течение 25 лет.
От редакции: То, что даже Счётная палата РФ зафиксировала факт нецелевого использования финансовых ресурсов, выделяемых на развитие ОЭЗ, лишний раз доказывает, что разговоры о казнокрадстве, о разворовывании национального богатства — это не миф, не «пропагандистские штампы» т.н. «красно-коричневых» (как утверждали ельцинские либералы в 1990-ые и в начале 2000-х) и не «оранжевых», как утверждают в настоящее время идеологи путинского режима вроде Евгения Фёдорова. При сохранении нынешнего порядка вещей наше государство в перспективе обречено… А для предотвращения (как минимум — уменьшения) масштабов казнокрадства, необходимо прекратить доступ коммерческих банков к государственным деньгам, заново переводить инвестиции по каналам казначейства. Разумеется, речь должна идти об усилении механизмов персональной ответственности за невыполнение программ, за нецелевое использование бюджетных ресурсов — и для чиновиков, и для хозяйствующих субъектов. И обязательное принятие мер реагирования в случае выявления нарушений. А то ведь как получается? К примеру, в 2012 — 2013 гг. была выявлена масса фактов казнокрадства в деятельности бывшего руководства Министерства обороны, фонда «Сколково» и государственной компании «Роснано» . Однако их фактически замяли. В результате мошенники средней руки, увидев, что «топ-ворам» всё сошло с рук, почуяли безнаказанность окончательно…
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.