В обществе оживлённо обсуждаются результаты двухлетнего пребывания П. Порошенко на посту президента Украины. СМИ напоминают об обещаниях, которые давались им перед выборами и после них, оценивают ход их реализации. Сторонники нынешнего главы государства указывают на многочисленные международные контакты главы государства, на принимаемые меры по укреплению армии, реформу полиции, обещание покончить с коррупцией и создание различных антикоррупционных структур. К числу достижений они относят даже освобождение осуждённой российским судом Надежды Савченко. Они очень сокрушаются по поводу того, что Запад никак не решится предоставить Украине обещанный безвизовый режим, что является любимой фишкой Порошенко.
БОЛЬШИНСТВО аналитиков и обозревателей сходятся в том, что обещание «будем жить по-новому» остаётся благим пожеланием: жизнь большей части наших соотечественников резко ухудшилась, для миллионов людей она стала невыносимой, и их число с каждым месяцем растёт. Порошенко обещал покончить с конфликтом на востоке страны, называемым «антитеррористической операцией», в считанные дни и даже часы. Однако продолжает литься кровь, гибнут люди. Разрушаются города и сёла. Минский процесс зашёл в тупик.
Появились новые, как их назвали учёные, «обездоленные социальные общности», не удовлетворённые из-за своего материального и социального положения властью — центральной, региональной, местной. К таким общностям относятся сотни тысяч вынужденных переселенцев, тысячи граждан, выброшенных из нормального жизненного процесса, так как в ходе так называемой люстрации и декоммунизации они подверглись репрессиям со стороны мстительного режима…
Угрожающие масштабы приобрела утрата властью доверия народа. Обобщающим показателем резко изменившегося отношения населения страны к президенту Порошенко становится его рейтинг. Напомним, что он в первом туре собрал голоса 54,7% граждан, пришедших на избирательные участки. Однако спустя всего два года его рейтинг опустился до 10—15% (а по некоторым данным, и того меньше). Трудно найти в истории примеры такой стремительной утраты доверия государственными деятелями за столь короткий срок. Перечисленные факты лежат на поверхности. Однако, по моему мнению, деятельность Порошенко на президентском посту требует более основательного анализа.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО надо отметить: за истекшие два года Порошенко выполнил наиболее важную часть работы по достижению целей, которые ставились перед ним теми, кто организовывал Евромайдан и драматические события 2013—2014 годов.
Во-первых, в результате февральского (2014 года) вооружённого переворота и утверждения на Украине режима, олицетворением которого стал Порошенко, на высшие государственные посты в центре и на местах стали демонстративно выдвигаться долларовые миллиардеры и миллионеры, которые продолжали переводить свои средства в офшоры (чем занимался, к слову, и Порошенко). Примечательно, что укрепление криминально-олигархических основ строя, установленного на Украине после антисоциалистического переворота 1991 года, осуществлялось под громогласными лицемерными лозунгами «отделения бизнеса от власти», «перекрытия каналов укрывательства капиталов», «подавления коррупции» и т.п. Тем временем коррупция расцвела ещё более пышным цветом. Президент продолжил ещё одну, присущую, пожалуй, только нашей стране традицию: расплачиваться за «лояльность», «преданность», «надёжность» персон, выдвигаемых на особо ответственные посты, присвоением им высоких воинских званий. Действительно, из десяти лиц, которые назначались за годы независимости Украины руководителями Службы безопасности, шестерым(!) было присвоено звание… генерала армии. Сегодня высокие звания также в больших количествах присваиваются военачальникам, руководителям спецслужб, правоохранительных органов. Правы те, кто считает такую практику изощрённой и потому очень опасной формой коррупции на высшем государственном уровне.
Во-вторых, в нарушение Конституции в стране утверждается фактически в качестве государственной национал-социалистская идеология, а политическая практика приобрела характер тоталитарной и террористической. Подавляются и преследуются любые проявления оппозиционной деятельности. Прилагаются отчаянные усилия к запрещению — при отсутствии конституционных оснований — деятельности КПУ. Её члены подвергаются гонениям и репрессиям. Принятые парламентом антиконституционные законы о «люстрации» и «декоммунизации», получившие отрицательную оценку международных правовых институтов, открыли простор для беззакония и произвола в отношении сотен тысяч граждан.
В-третьих, новая власть объявила войну исторической памяти нашего народа, начав массовое переименование городов и сёл, предприятий, улиц, площадей и других объектов, варварское разрушение памятников героям-победителям, выдающимся деятелям советской эпохи. Надругательство над народной памятью президент Порошенко объявил ни много ни мало… «гарантией национальной безопасности». Под этим лозунгом идёт пересмотр итогов Великой Отечественной войны. У ветеранов крадут Победу. Воинов Красной Армии, освобождавших Украину от немецкого фашизма, теперь называют оккупантами, а пособников гитлеровских захватчиков объявляют героями.
В-четвёртых, радикально изменена внешнеполитическая ориентация Украины, отвергнут её внеблоковый статус. Встав на сторону Запада в условиях опасно обостряющегося его противостояния с Россией, Украина фактически отказалась от стратегически выгодной для неё роли связующего звена между Западом и Россией, активного строителя единой Европы — от Лиссабона до Владивостока. Взят курс на втягивание страны в НАТО. Бывший генсек альянса стал официальным советником украинского президента. Россию в официальных документах Киев называет противником Украины. Не будучи ещё членом Североатлантического альянса, Украина обязалась в случае вооружённого конфликта между Россией и странами НАТО предоставлять свою территорию вооружённым силам блока. Оголтелая русофобия наряду с махровым антикоммунизмом стали определять содержание общественной жизни. Между тем исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что именно добрососедские отношения Украины и России являются непременным условием сохранения мира на нашем континенте, да и во всём мире.
В-пятых, спустя четверть века после провозглашения независимости Украина фактически утратила свой государственный суверенитет, превратилась в подмандатную территорию. Её внутреннюю, внешнюю, кадровую политику определяют США, ЕС, НАТО, Международный валютный фонд, Всемирный банк.
В-шестых, серьёзными негативными последствиями для нашего общества (прежде всего — для его нравственных основ) чреват отказ от сделанного украинским народом в XVII веке цивилизационного выбора. Навязываются так называемые европейские ценности, несовместимые с моральными устоями наших граждан.
Итог: то, что сделано в нашей стране за последние два с лишним года президентства Порошенко, означает завершение переворота, совершённого в 1991 году. Ситуация в украинском обществе радикально изменилась. В нём углубился раскол, ужесточилось противостояние. Никогда ещё после провозглашения независимости Украины наши люди не чувствовали себя такими не защищёнными от произвола, как после государственного переворота февраля 2014 года.
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ КОНСТИТУЦИЕЙ, законами страны стало обычным явлением в практике органов власти. Опасно деградировал законодательный орган — Верховная Рада Украины. Многие важные законы принимаются без обсуждения и предварительного ознакомления народных депутатов с их проектами, после многочисленных переголосовок — попросту навязываются в угоду президенту или тем или иным олигархическим кланам. Гарант соблюдения Конституции, подписывая принятые Верховной Радой законы, порой признаёт, что их положения не соответствуют Основному Закону страны (именно так было с законом о злополучной «люстрации»).
«Эпопея» с генеральным прокурором многое высветила в нашей политической практике: «главным законником» назначен человек, который не знает законов; зато обществу продемонстрировано, что для власти (прежде всего для президента Порошенко) главным является вовсе не забота о соблюдении и укреплении законности, а вопрос, «чьим» человеком он является. Кстати, при комплектовании правительства после парламентских выборов самым острым тоже был вопрос: кому должен подчиняться министр внутренних дел Украины — президенту или премьеру?
Сегодня ясно, что в лице Порошенко соединились одновременно два несовместимых для главы государства лица: частное — олигарх и публичное — президент. При такой ситуации естественно, что Порошенко не удалось консолидировать не только разобщённую страну, но и сплотить своё ближайшее окружение. Не случайно, что после отставки правительства одиозного Яценюка официальный Киев заявляет о преодолении правительственного и парламентского кризиса, но никто не рискует утверждать, что был преодолён политический кризис. В правящих верхах не прекращается подковёрная внутривидовая борьба за доступ к «хлебным» должностям, ресурсам, денежным потокам. На страницах газеты «Вечерние вести», отражающей позицию возглавляемой Ю. Тимошенко «Батькивщины», нынешний кабинет называется не иначе как «правительством «людоедов». И оно дало основания для столь любезных оценок, подняв тарифы на отопление жилищ, горячую воду и другие услуги до уровня, не подъёмного для подавляющего большинства граждан, то есть сделало — по требованию Международного валютного фонда — то, на что не отважилось даже правительство Яценюка.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ с неизбежностью ведёт к разрушению не только отдельных личностей, но и системы общественных ценностей. Предательство возведено в ранг доблести.
Недавно с большой помпой отмечалась какая-то годовщина церковника Филарета. Мне пришлось в жизни встречаться с этим человеком. Где-то в годах 70-х прошлого века мы возвращались одним поездом из Москвы. Хорошо запомнилось, с какой гордостью он говорил тогда о «заслугах перед Советской страной», награждении его орденом, о том, что «для укрепления позиций Советского государства он делает больше, чем иные дипломаты». Стоит вспомнить и о том, как он стремился стать «Патриархом Московским и всея Руси» и едва не стал им. И каким русофобом он выступает сегодня! Мне, убеждённому атеисту, трудно воспринять позицию этого служителя церкви, когда он едет в США и выпрашивает у американцев оружие для борьбы с «российским агрессором», а тем более когда он не считает греховным делом благословлять на убийство детей в Донбассе. Вот уж поистине мир перевернулся!
Сегодня трудно ещё сказать, что внесёт в украинскую политическую практику Н. Савченко с её непомерными амбициями и неадекватным поведением.
Всё это раскалывает наше общество, делает жизнь людей беспросветной и невыносимой.
На посту президента Порошенко ничего не сделал, чтобы поставить во главу угла общенациональные интересы Украины, он не попытался сплотить расколотое общество. Всё это нельзя не учитывать при оценке итогов двухлетней президентской деятельности Порошенко. А то, что за это время сделано, носит в основном разрушительный характер.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.