Последний полет экипажа Филина

Последний полет экипажа Филина

Последний полет экипажа Филина

Десять спасателей погибли в горящих сопках

В Иркутской области траур по членам экипажа самолета Ил-76, погибшим при тушении лесных пожаров. 3 июля, после двухдневных поисков, обломки самолета и тела всех десятерых находившихся на борту спасателей были обнаружены в труднодоступной местности, в 9 километрах от населенного пункта Рыбный Уян. В поисках участвовало более 400 человек, 16 самолетов и вертолетов. Операция проходила в тяжелейших условиях продолжающихся таежных пожаров сильной задымленности.

Профессионалы из Центроспаса понимали, что шансов спасти экипаж пропавшего самолета нет. И все же до последнего момента надеялись. Потому что экипаж этот, командиром которого был заслуженный летчик РФ Леонид Филин, поистине уникальный. Утром 1 июля летчики получили задание защитить от огня населенный пункт Карам и вылетели на тушение тайги. В регионе они работали далеко не впервые, хорошо знали специфику местности и только в Иркутской области спасли от пожаров 30 деревень, сел и поселков. Более 50 тысяч их жителей не потеряли крышу над головой. А многим работа летчиков-спасателей наверняка сохранила и жизнь. «Казалось, они могут всё: вылететь и сесть там, где другие точно не смогут», – говорят их товарищи-центроспасовцы.

«Я ночной летчик, потому что Филин, – шутил командир экипажа, добавляя, что с Ил-76 у него особые отношения. – Даже если у самолета останется один двигатель, мы сядем. А если не останется ни одного – спланируем».

Леонид Филин пришел в МЧС из военной авиации, за его плечами служба в Афганистане. Он участвовал в операции по тушению масштабных лесных пожаров в Хабаровском крае в 1996 году, когда впервые в истории МЧС для этого применялись Ил-76, оснащенные ВАП-2 (выливной авиационный прибор). Еще одна опаснейшая и исключительная операция Филина – тушение пруда-отстойника «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Его возгорание грозило экологической катастрофой населению Волгоградской и Ростовской областей. Причем специалисты из штаба по ликвидации ЧП утверждали тогда, что с воздуха справиться с возгоранием отстойника невозможно. Но летчики совершили невозможное.

На счету командира экипажа Леонида Филина, второго пилота Алексея Лебедева, штурмана Георгия Петрова, бортинженера Виктора Кузнецова, бортового радиста Игоря Мурахина, бортовых операторов Сергея Сусова, Сергея Макарова, Марата Хадаева и авиатехников Вадима Жданова и Андрея Машнинова более 70 тысяч часов налета, причем, в соответствии со спецификой их работы, в экстремальных условиях.

И речь не только о стихийных бедствиях и техногенных катастрофах. Елизавета Галкина, известная как доктор Лиза, рассказала, что вместе с летчиками Леонидом Филиным, Сергеем Сусовым и Виктором Кузнецовым эвакуировала детей из зоны боевых действий в ДНР и ЛНР. Они совершили более 20 вылетов. Очередной их полет с целью спасти детей Донбасса от войны был запланирован на 15 июля…

Сейчас экспертам предстоит выяснить, что же произошло с самолетом. После падения он практически полностью сгорел. На место катастрофы дополнительно перебросили 60 десантников и спасателей, главная задача которых – потушить пожар, чтобы создать условия для продолжения поисковой операции. Тела всех членов экипажа уже доставлены в Иркутск, найдены и черные ящики. Как утверждают, они серьезно пострадали, и пока неясно, поддаются ли расшифровке их записи.

Основными версиями крушения Ил-76 считаются человеческий фактор, отказ техники и влияние окружающей среды, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Николая Якименко. В условиях сильного задымления и крайне плохой видимости при необходимости постоянного сближения с землей летчики могли случайно задеть верхушки деревьев. (При тушении пожаров Ил-76 следует на высоте 3000 метров, а для сброса воды снижается до 500 метров.) Кроме того, причиной катастрофы мог стать горячий воздух от лесных пожаров, который попал в двигатели. При недостатке кислорода у двигателей пропала тяга, и борт, не сумев набрать высоту после сброса воды, рухнул. Такой вывод сделали специалисты на основании расположения обломков и площади их разброса.

Руководство МЧС России в понедельник почтило минутой молчания память погибших в Иркутской области спасателей. «Десять членов экипажа, которые проявили профессионализм, мужество, самоотверженность, защищая жизнь и здоровье людей, населенные пункты, погибли. Это наши товарищи. Слова искреннего соболезнования родным и близким. Это большая потеря для нашей дружной команды», – сказал глава МЧС РФ Владимир Пучков по видеосвязи из Иркутска.

Люди приносят цветы и свечи к проходной подмосковного аэродрома Раменское, где погибший Ил-76 постоянно базировался. Скорбят о своих защитниках-огнеборцах жители Сибири.

Между тем в Иркутской области и Красноярском крае сохраняется крайне сложная пожарная обстановка. «Прогноз погоды пока неблагоприятный. Вероятно опасное задымление населенных пунктов. К сожалению, такая ситуация с пожарами создает крайне высокие риски для всех участников тушения. И наземные группы, и авиация работают в тяжелейших условиях», – заявил руководитель противопожарной программы Гринпис России Григорий Куксин. По данным Гринпис, площадь пожаров в двух регионах около 700 тысяч гектаров.

Е. ЮРЬЕВА

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *