«Уралвагонзавод» (УВЗ), который представляли этаким общероссийским символом стабильности и экономических успехов политики Владимира Путина, вновь лихорадит. С февраля три тысячи сотрудников вагоносборочного и металлургических производств головного предприятия в Нижнем Тагиле находились в вынужденном отпуске. За простой не по своей вине работники получали две трети зарплаты, причем не всегда вовремя. В июле столь обременительный «отпуск» формально закончился. Но работы по-прежнему нет.
Проблема в том, что у УВЗ заканчивается срок выплаты кредитов, в том числе Альфа-банку, но самостоятельно предприятие рассчитаться не может. В середине апреля Альфа-банк подал первый иск к «Уралвагонзаводу» на сумму более 6 млрд рублей и 39,7 млн долларов. В мае арбитраж арестовал денежные средства «Уралвагонзавода» на 523,5 млн рублей. Правда, вскоре арест был снят.
За помощью пришлось обращаться к правительству России. УВЗ просил госгарантии на общую сумму 60 млрд рублей, а также 35,2 млрд рублей на докапитализацию. В итоге решение принято только по госгарантиям, однако сумму выделили втрое меньшую. Но и постановление по госгарантиям, подписанное Дмитрием Медведевым, до сих пор не выполнено.
Как заявил информационному агентству URA.Ru генеральный директор УВЗ Олег Сиенко, «процедура затягивается на неопределенный срок».
Госгарантии предоставляются по кредиту дочернего предприятия УВЗ – «ЧТЗ-Уралтрак», оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации. Как пояснил Сиенко, ЧТЗ не имеет средств на выполнение государственного контракта, но при этом у него очень большой портфель заказов: «Дилеры делают 10% предоплаты, а 90% – после отгрузки. Это не дает предприятию развиваться, поскольку отсутствуют оборотные средства. Этот клубок надо один раз разрубить».
Кто и как будет «рубить» – непонятно. Сам Сиенко прославился, пожалуй, лишь тем, что в разгар кризиса на предприятии потратил миллионы на празднование собственного юбилея.
Рабочие УВЗ в Нижнем Тагиле опасаются, что в скором времени их переведут на трехдневную рабочую неделю.
«Беспокойство людей можно понять, но уже точно известно, что далеко не все перейдут на сокращенный график работы», – заявил один из членов профкома УВЗ Алексей Балыбердин. И похоже, единственное, в чем видит свою защитную роль профсоюз, это, как выразился Балыбердин, «в постепенной подготовке к подобным переменам».
Балыбердин в настоящее время баллотируется в Государственную думу от партии «Единая Россия». И, как отметил председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских, по его мнению, судьба рабочих никак не отразится на рейтинге кандидата.
Так что остается уповать на вице-премьера Дмитрия Рогозина, который должен посетить Нижний Тагил 12 июля. А уже 13 июля, надеется гендиректор Сиенко, документы о предоставлении госгарантий могут подписать. А могут и не подписать. В любом случае ни о стабильности, ни о производственных успехах, ни о перспективах благополучной жизни рабочих говорить не приходится.
От редакции: Причину предбанкротного состояния следует видеть, во-первых, в догматической приверженности правительства бесперспективной монетаристской концепции. Именно поэтому финансовая помощь УВЗ носит фиктивный характер. Как справедливо замечено в статье, не предоставлены госгарантии в полном объёме. А средства на капитализацию вообще не выделены. Попытка посадить реальный сектор на «голодный финансовый паёк» оборачивается катастрофой. Во-вторых, хищнические действия самих капиталистов. В статье отмечено, как гендиректор УВЗ потратил основную часть финансов на корпоративные мероприятия. Даже ту минимальную часть «государственной помощи» они присваивают себе. Это к вопросу об «отсутствии денег на зарплату рабочим». И эта картина не одного Уралвагонзавода. Это картина всех корпораций. И в остальных компаниях наблюдается аналогичная ситуация — урезание зарплат рабочим (а иногда и задерживают выплату заработанного) при повышении окладов членов правления — даже в кризис. Всё это показывает, как буржуазия переходит к стадии открытого грабежа рабочего класса.
И какой выход можно найти из создавшегося положения? Сперва следует понять, чего ни в коем случае нельзя делать. Во-первых, нельзя допустить банкротства предприятия (тем более производящего стратегически важную продукцию). Менеджмент УВЗ — это одно дело, а сам реальный сектор экономики — другое. Его отсутствие (да и деиндустриализация в целом) не обеспечат достойного будущего нашей стране, особенно в условиях эскалации геополитического противостояния. Во-вторых, нельзя идти на приватизацию УВЗ. Практика постсоветского периода показала, что частный капитал ориентируется на «быстрые деньги», но не на долгосрочные инвестиции — они носят затратный характер. Поэтому всякий раз, когда производственное предприятие приватизируется, оно моментально перепрофилируется. И реальный сектор экономики сужается, на его месте появляются либо финансово-спекулятивные структуры, либо объекты торговли.
Поэтому речь должна идти о государственной поддержке реального сектора экономики, о планировании развития, о принятии мер, направленных на повышение прозрачности действий менеджмента, установления контроля со стороны государства над его деятельностью (вместо приватизации). Но и этого даже недостаточно. Не следует забывать, что государство — это организация господствующего класса. В данном случае — класса капиталистов. И полагать, будто они будут последовательно контролировать деятельность своих классовых собратьев, было бы наивностью. В лучшем случае будет имитация контроля, не более того. Поэтому следует говорить о целесообразности замены коррумпированной буржуазной государственности властью трудового народа в лице Советов, функционирующих под руководством авангарда трудящихся в лице Коммунистической партии. Это следует обдумать перед тем, как пойти на избирательный участок 18 сентября.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.