Массовая миграция в страны Западной Европы давно стала притчей во языцех. Не обделены вниманием и проблемы миграции в нефтеносных странах Персидского залива. Ведь в ОАЭ, Катаре, Бахрейне и Саудовской Аравии проживает огромное количество иностранных трудовых мигрантов из Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, других арабских стран. Вполне привлекательными странами для миграции являются развитые государства Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего — Япония. Однако, в отличие от Европы или стран Персидского залива, переизбытка мигрантов в Японии не наблюдается. Это можно объяснить сочетанием целого ряда факторов.
Япония — одна из самых моноэтнических стран мира. Японцы составляют 98% населения страны. Кроме них, в Японии проживают айны и их потомки — древнее аборигенное население ряда северных островов, прежде всего Хоккайдо. Еще одна привычная группа неяпонского населения страны — корейцы. Практически всю свою историю Япония оставалась крайне закрытой страной. Только в середине XIX века сегун был вынужден открыть границы для контактов с иностранцами после двухвековой полной изоляции японского государства. С этого времени Япония долго оставалась донором мигрантов. Первый корабль с японскими иммигрантами в 1868 г. отправился на Гавайские острова. Он положил начало массовой миграции японских переселенцев в Соединенные Штаты Америки, на некоторые острова Океании и в Латинскую Америку, прежде всего — в Перу. В США и странах Латинской Америки сформировались многочисленные японские диаспоры. Что касается самой Японии, то значительного притока в нее иностранных мигрантов по-прежнему не наблюдалось. В первой половине ХХ века, когда Япония вела агрессивную внешнюю политику, в страну ввозились работники из Кореи. Их использовали для неквалифицированного и тяжелого труда. Из Кореи и Китая в Японию было вывезено и большое количество женщин и девушек.
После Второй мировой войны Япония потеряла все заморские территории и оккупированные страны. В то же время, демографическая ситуация в стране характеризовалась высокой рождаемостью, что, учитывая небольшую площадь Японии, представляло определенную угрозу для социально-экономической стабильности страны. Поэтому японское руководство долгое время стимулировало отъезд японцев в США и страны Латинской Америки, а в отношении въезжающих в страну иностранцев, напротив, вводило жесткие ограничения.
Но меры по стимулированию отъезда японцев за рубеж не принесли желаемых результатов. Большинство японцев не видело смысла уезжать из страны, тем более, что экономическая ситуация в Японии улучшалась и вскоре страна превратилась в одно из самых развитых и богатых государств мира. Экономический бум в Японии привел к повышению спроса на трудовые ресурсы в стране. Тем не менее, в отличие от стран Западной Европы или США, иностранные мигранты в Японию практически не ехали. Основную массу проживавших в Японии иностранцев составляют корейцы и тайваньцы, которые прежде считались японскими подданными, так как Корея и Тайвань находились под властью Японии, но затем были лишены гражданства страны. Даже углубляющиеся глобализационные процессы не привели к значительному росту иностранной иммиграции в Японию.
Вплоть до конца 1980-х гг. японские власти проводили очень жесткую иммиграционную политику, направленную на максимальное ограничение количества въезжающих на территорию страны граждан иностранных государств. Все проживающие в стране иностранцы находились под контролем соответствующих органов, получить право на жительство в стране было не столь просто. В то же время, японские граждане могли покинуть страну практически беспрепятственно, поэтому многие из них спокойно курсировали между Японией и США, Японией и странами Латинской Америки. Очевидно, что в наличии влиятельной японской диаспоры в западном полушарии власти страны видели определенные плюсы. Достаточно посмотреть на пример китайской диаспоры, являющейся проводником китайского экономического влияния в Юго-Восточной Азии, чтобы понять — Япония только выигрывала от присутствия японцев в других странах мира.
Еще в 1947 г., спустя два года после окончания Второй мировой войны, в составе Министерства юстиции Японии было создано Иммиграционное бюро, ставшее главным государственным органом, осуществляющим регулирование миграционной ситуации в стране. В состав Иммиграционного бюро вошли Иммиграционный департамент японского Минюста и восемь региональных департаментов в крупнейших городах страны — Токио, Осаке, Нагое, Фукуоке, Хиросиме, Сэндае, Саппоро и Такамацу. Кроме того, в состав бюро вошли три иммиграционных центра в Омуре, Ибараки и Усику. В этих иммиграционных центрах содержатся граждане иностранных государств, задержанные органами миграционного контроля и ожидающие депортации с территории японского государства. Именно Иммиграционное бюро отвечает за обеспечение и реализацию миграционной политики японского государства, включая контроль за въездом и выездом иностранных и японских граждан, установлением статуса пребывания граждан иностранных государств в Японии, депортацией иностранцев, нарушающих иммиграционные законы страны.
Прежде всего, Япония заинтересована в принятии иностранных высококвалифицированных специалистов, но последние, учитывая внутренние особенности японского общества, предпочитают в качестве целей миграции выбирать США, Канаду, страны Западной Европы. Хотя, конечно, в последние годы постепенно наблюдается и рост интереса к Японии — прежде всего, в странах Юго-Восточной и Восточной Азии.
Однако, в настоящее время восприятие иммиграции японскими властями существенно изменилось. Дело в том, что за повышением уровня жизни населения в Японию пришли и общие для развитых государств проблемы снижения рождаемости и старения населения. Современные японцы не спешат вступать в брак, предпочитая раннему супружеству и родительству профессиональную карьеру. Но и вступив в брак, японцы не склонны заводить много детей — теперь это не только не в моде, но и является серьезно обременяющим фактором. В результате такого поворота японской демографии, население страны стареет, сокращаются трудовые ресурсы страны, что создает потребность в их пополнении. Но из кого?
Если сейчас в Японии проживает 127 млн. человек, то через четыре десятилетия численность населения страны, при сохранении нынешней демографической ситуации, сократится до 87 млн. человек, при этом половина из граждан страны будут пенсионерами и лицами предпенсионного возраста. В Японии сейчас и так очень высокая продолжительность жизни, что связано с высокоразвитой медициной, ростом благосостояния населения. При этом японцы сравнительно рано — в 65 лет — выходят на пенсию (следует помнить, что мужчины в Японии живут почти 80 лет, женщины — более 86 лет). Очевидно, что дальнейший прогресс медицины будет лишь способствовать росту продолжительности жизни, то есть и количества пожилых людей в японском обществе. Когда люди доживают до очень преклонных лет — это, конечно, прекрасно, но должны появляться и дети, вырастать молодежь, а преобладание стариков в демографическом срезе общества свидетельствует об очень плачевных перспективах постепенного сокращения населения и вымирания нации.
Решить проблемы с демографией Японии может помочь иммиграция. В японском правительстве прекрасно понимают, что страна, рано или поздно, столкнется с серьезными проблемами именно вследствие текущей низкой рождаемости. Даже если произойдет внезапный демографический бум, родившихся детей еще надо будет воспитывать и обучать, на что уйдет как минимум двадцать — двадцать пять лет. Остается привлекать иностранных трудовых мигрантов, но вплоть до настоящего времени они едут в Японию весьма неохотно. Играет свою роль и то, что, несмотря на понимание сложившейся ситуации в сфере демографии, на практике японские власти пока еще не создали условий для значительного притока иностранцев в страну. Миграционное законодательство Японии по-прежнему остается весьма жестким по отношению к внешним иммигрантам.
Прежде всего, Япония сталкивается с вакуумом кандидатов в мигранты. Кого привлекать в страну? Выходцы из мусульманских стран Ближнего Востока и Южной Азии слишком чужды японцам в плане менталитета и культуры. К тому же, значительная часть японского общества настроена к ним достаточно прохладно. Когда в 2015 г. встал вопрос о размещении сирийских и иракских беженцев, Япония, заявив, что заинтересована в решении этой проблемы, выделила существенные финансовые средства, но от непосредственного приема беженцев отказалась. Об этом в сентябре 2015 г. заявил премьер-министр страны Синдзо Абэ.
Не может идти речи и о приеме африканских мигрантов, которые наводняют Европу. Опять же — очень большие культурные, конфессиональные, ментальные, да и внешние различия. Японцы очень щепетильно относятся к своей нации, культуре, национальной и культурной идентичности. К тому же есть и очевидные возражения экономического характера — мигранты из стран Африки в подавляющем большинстве не являются квалифицированными специалистами, многие из них вообще предпочитают не работать, а жить на пособия беженцев.
Остается Юго-Восточная и Центральная Азия. Эти регионы и следует рассматривать в качестве основных потенциальных поставщиков трудовых ресурсов в Японию. Что касается Юго-Восточной Азии и Океании, то выходцы из стран региона в настоящее время в большом количестве обучаются в японских высших учебных заведениях. Безусловно, некоторые из них могут остаться в Японии с целью трудоустройства. Если говорить о жителях Вьетнама, Таиланда, Филиппин, Индонезии и некоторых других стран, то их внешний облик, культура и менталитет в большей степени, чем у выходцев из стран Ближнего Востока, позволяют интегрироваться в японское общество. Даже учитывая, что филиппинцы в большинстве своем католики, индонезийцы мусульмане, обустроиться в Японии, в силу общих черт в менталитете народов Азиатско-Тихоокеанского региона, им будет проще, чем выходцам из других регионов планеты. Но не следует забывать, что многие страны Юго-Восточной Азии сами отличаются довольно динамичным экономическим развитием, поэтому в перспективе их граждане будут все меньше и меньше покидать родину в поисках трудоустройства. Более интересны в данном контексте страны Центральной Азии — Монголия, Казахстан, Кыргызстан.
Как известно, Япония еще в первой половине ХХ века рассматривала Центральную Азию как одну из сфер влияния. Японские эмиссары действовали в Восточном и Западном Туркестане, в Тибете, в Монголии. Периферийные регионы Центральной Азии рассматривались как плацдармы против России и Китая. После Второй мировой войны, когда Центральная Азия оказалась полностью в сфере влияния СССР и КНР, Япония на долгое время уняла свои амбиции, однако сейчас интерес японской власти и бизнеса к странам Центральной Азии вновь нарастает. Центральная Азия интересует Японию не только как рынок сбыта продукции, производимой в стране восходящего солнца, но и как потенциальный источник демографических ресурсов.
Следует отметить, что в Японии существует двоякое отношение к проблеме привлечения мигрантов. С одной стороны, японские политики и бизнесмены прекрасно понимают все не радостные демографические перспективы страны и необходимость решения возникшей ситуации, но с другой стороны — редко кто из японцев согласится с перспективой создания угроз для национальной и культурной идентичности страны. Поэтому наибольшее внимание уделяется обеспечению миграции в Японию женщин из других стран Восточной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Они относятся к монголоидной расе, а значит, не имеют столь явных отличий от местного населения, как жители других регионов планеты. Кроме того, здесь играет роль и еще один очень важный фактор. Рождаемость в Японии сокращается из-за растущей эмансипации японских женщин. Современные японки уже не хотят, как их прабабушки и бабушки, тратить свою жизнь исключительно на воспроизводство потомства и ведение домашнего хозяйства. Многие из них отодвигают выход замуж как можно дальше, рассматривают создание семьи как очень далекую во временном отношении перспективу, да и много детей заводить не собираются. Сегодня средний возраст впервые рожающей японки уже превышает тридцатилетний рубеж.
Таким образом, привлечение женщин из других государств может рассматриваться как один из весьма конструктивных механизмов разрешения демографических проблем в японском обществе. Именно в этом аспекте идеально подходят представительницы других народов Азиатско-Тихоокеанского региона, также относящихся к монголоидной расе — их потомство не будет иметь каких-либо серьезных отличий во внешнем облике от современных японцев.
Но в борьбе за мигрантов — квалифицированных специалистов и мигранток — невест у Японии есть серьезные конкуренты. Это «азиатские тигры» Сингапур и Тайвань, а также огромный Китай, который в последнее время становится не столько донором, сколько реципиентом миграции. Особенности миграции в Китай и другие страны региона мы рассмотрим в другом материале.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.