«Мой парень не хочет работать…»

«Мой парень не хочет работать…»

Странное поветрие замечено в среде нынешней молодёжи: многие предпочитают быть профессиональными безработными.

ПО ДАННЫМ Роструда за 2015 год, 30,5% всех российских безработных — это молодые люди в возрасте до 29 лет. Эксперты считают, что их в пять раз больше, чем нетрудоустроенных 30—49-летних.

Не стоит торопиться кивать на рынок труда. Известно, что сегодня молодому найти работу гораздо легче, чем человеку за 35. Правда, зарплата далеко не всегда радует. Но лиха беда начало: с опытом и зарплата подрастёт.

Своего рода эпидемия начала распространяться среди молодёжи. Болезнь называется «нежелание трудиться». Наше счастье, что она не заразила поголовно всех, но до известной степени массовый характер всё-таки начинает приобретать, особенно, как ни странно, среди молодых людей мужского пола. О многом говорит само отношение молодёжи к безработице как состоянию «свободы, возможности творчества, отдыха», которое демонстрируется во время социологических опросов.

— Мой парень не хочет работать, — жалуется Мария. — Только сидит дома и играет в компьютерные игры. Перебивается случайными заработками. Образование — школа и ПТУ. Ему 27 лет. Раньше он работал, но на неквалифицированных работах: станционный рабочий на вокзале и т.д. А сейчас уже 5 лет дома. Он живёт с мамой в «двушке». Мама работает в поликлинике. И живут они, конечно, не очень-то обеспеченно.

Очень типичная ситуация. Интересно, что в 1990-е — начале 2000-х годов нечто подобное происходило в деревне. После разрушения колхозов и совхозов, когда на селе негде стало работать, наиболее активная молодёжь подалась в города, и можно было наблюдать целые деревни, где жили матери со своими безработными сыновьями. Матери получали пенсию, на которую и перебивались эти маленькие семьи: кололи дрова, выращивали овощи, держали живность, собирали в лесу ягоды и грибы, вязали носки, продавали всякую всячину на обочинах дорог, а сыновья главным образом пропивали все эти небольшие материнские доходы и безобразничали. Сейчас нежелание работать перенеслось и в города. Только добровольные безработные нынче предпочитают не пить, а с утра до ночи играть в компьютерные игры. Ни желание заработать побольше, ни возможность реализовать себя их почему-то не привлекают.

Тревогу стали бить женщины: жёны, подруги, мамы. Начали создаваться даже небольшие женские клубы по принципу объединений родственников алкоголиков, которые пытаются сами себе помочь в беде. А уж в Интернете на форумах стоит настоящий женский стон:

«У меня парень не работает 8 месяцев. Ему 22, и деньги высылают родители, а он даже не стремится».

«Моему сыну 27 лет. Целый день — компьютер: фильмы, игрушки… Не понимает, почему надо каждый день вставать, идти на работу, целый день работать для того, чтобы прийти домой, поспать и снова идти на работу. Бред! Пусть это делают другие! Отдельная квартира у него есть, заработков нет».

«У меня аналогичная ситуация. Парень старше меня на 3 года, ему 23. Последние 4 года он не учился и не работал, только в этом году поступил на заочку. Но с работой всё равно всё без изменений. Поработает месяц и увольняется. Самая большая проблема состоит в том, что он постоянно ночью играет в компьютерные игры, а днём спит».

«Мой второй год не работает. Все дни напролёт дома просиживает, а вечерами, когда гуляем, обижается, что я рано ухожу, и не понимает, что я-то работаю. Говорит, типа я бы женился на тебе, но на что же мы жить-то будем».

«Парню 36 лет, работает в казино 2 раза в неделю. Дополнительный заработок не ищет, только рассказывает мне о том, что просматривает вакансии на сайтах».

Читая всё это и общаясь с женщинами, нельзя отделаться от мысли, что это какая-то психологическая патология, ведь сама природа вроде бы заложила в молодом мужском организме энергию, азарт, амбициозность, желание двигаться, что-то создавать, содержать семью, побеждать, достигать, преодолевать…

— Парню 27 лет, — удивляется Алекса. — Встречаемся 5 лет, и 5 лет ни разу нигде не работал, а я эти 5 лет училась. Я работаю буквально с третьего курса, ночами училась, ложилась в 6, просыпалась в 8, потом в институте, а после на работу до половины второго ночи… Когда начинали встречаться, как-то вроде и нормально для меня было, что ж сказать, студентка, казалось, романтика, прогулки — всё, что нужно. Впоследствии начала осознавать, что так нельзя жить, постоянно играет в компьютерные игры, путает день с ночью, а живёт на деньги родителей, каждый месяц они ему высылают необходимую сумму, чтобы снять жильё и купить продукты. Его родители думают, что он работает, а деньги они ему высылают так только, чтобы помочь материально. Искал работу, но никуда не устроился, видите ли, собеседование слишком рано, он не может на него проснуться, так как играл всю ночь…

Когда читаешь и слушаешь эти признания, становится не по себе. Ведь эти молодые люди — будущее нашей страны. Это им, по идее, придётся восстанавливать экономику, разбазаренную олигархами, поднимать разрушенную систему образования, здравоохранение, сельское хозяйство, культуру… Им сейчас нужно активно учиться, набираться опыта, создавать здоровые семьи, воспитывать детей. А вместо этого:

— Мне 26, у меня хорошая работа, и не по знакомству, а результат нескольких лет моих трудовых усилий, — рассказывает Настя. — Моему любимому человеку 25, и он типичный Обломов нашего времени — никак не может закончить университет. У него всегда есть обстоятельства, которые мешают работать: сессия, надо готовиться; простыл, полечусь; вот и каникулы — съезжу к друзьям… и так три года. Ладно бы учился… я уйду спозаранку на работу, а он спит до обеда, потом тупит, ест, снова тупит, вот и вечер пришёл. Врёт друзьям, что работает, родителям — что учится. Его содержат родители, умудряется ещё у папы денег выудить обманом. За мой счёт, ясное дело, тоже живёт. Говорит, что ему это неловко. Однако три года как-то с этой неловкостью уживается. Он так яро каждый раз рассуждает о светлом будущем, делится планами, что моё уставшее от такой любви сердце оттаивает и снова верит.

Я не берусь здесь ставить диагноз всему молодому поколению. Дело журналиста — увидеть проблему и донести её до общественного сознания. Каковы причины такой вялой жизненной позиции многих молодых людей? Думаю, они лежат на поверхности: отсутствие «социальных лифтов», неверие в возможность своего успеха, поскольку «лучшие куски» достаются зачастую не самому талантливому и трудолюбивому, но чьему-то родственнику или знакомому. Конечно, не последнюю роль играет воспитание: ведь нередко начиная с детского сада, а затем школой, училищем, институтом да и самими родителями растится, пусть и послушный, но ленивый, безынициативный, эгоистичный, без какой-либо жизненной цели, интересов, убеждений и устремлений индивид. В этом должны разобраться социологи и психологи. Иначе, в случае распространения этой эпидемии, нашу страну вряд ли ожидают сколько-нибудь светлые перспективы.

Мария ПАНОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *