В предыдущей статье мы подробно обосновали необходимость смены модели социально-экономического развития России, проведения национализации минерально-сырьевой базы. Нами было подчеркнуто, что в условиях, когда на повестку дня поставлены задачи проведения модернизации экономики и реиндустриализации, реализация данной меры жизненно необходима. А господствовавшей сырьевой олигархии это всё не нужно. Их устраивает нынешняя система, обеспечивающая их доминирующее положение – за счёт народа и реального сектора экономики. Следовательно, рассчитывать, что модернизацию проведут олигархи, было бы наивностью.
Однако в ответ на приведённые нами аргументы представители либерального спектра нередко начинают утверждать, что наши олигархические структуры используют соответствующие методы якобы в силу «вынужденных обстоятельств». На слуху немало утверждений о том, что собственники выводят свои активы в офшоры по причине «плохого инвестиционного климата», «несовершенства российского правосудия» и т.д. Как любит утверждать ряд буржуазных деятелей, «отсутствие гарантий прав собственности» побуждает олигархов выводить капиталы за границу. Тем самым они намекают на то, что «из-за плохих законов» ключевые фирмы якобы «вынуждены» нарушать законы, следовательно, в любой момент правоохранительные органы могут арестовать их имущество.
Аналогичной точки зрения придерживается и высшие государственные руководители. Они постоянно отвергают необходимость национализации топливно-сырьевого сектора. Вместо этого представители «партии власти» (равно как и видные деятели «либеральной оппозиции») предлагают «создавать благоприятные условия» для возвращении капиталов в Россию. Например, в конце 2014 года с высоких трибун прозвучала идея о необходимости амнистии капиталов.
Что мы можем на все это ответить? В данном случае речь идет не о том, кто, к примеру, открыл мелкий бизнес. О необходимости создания благоприятных условий для его деятельности КПРФ многократно ставила вопрос, а также противодействовала политике олигархической власти, направленной на его вытеснение (например, весной 2016 года Компартия проводила «круглые столы» в Мосгордуме, а также митинги против сноса столичными властями объектов малого предпринимательства во время «Ночи длинных ковшей»).
Но либералы, рассуждая о необходимости «создания благоприятных условий для предпринимательства», подразумевают т.н. «героев» приватизации, контролирующих в настоящее время основные финансовые потоки нашей страны. Данная группировка и так находится в привилегированном положении.
Во-первых, олигархи располагают связями с высокопоставленным чиновничеством. Так, 25 мая 2010 года данный факт признал первый заместитель главы администрации президента В.Ю. Сурков. По его словам, олигархи «владеют миллиардами, получили предприятия задаром, имеют гигантские прибыли, ходят напрямую в Кремль, разговаривают с министрами на дачах». Во-вторых, представители компрадорской буржуазии получают значительную финансовую поддержку от государства. Достаточно вспомнить, как в 2008 – 2009 гг.. средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния были выделены крупнейшим бизнес – империям на беззалоговой основе. Например, компании «Русал» и «Норильский никель» получили 4,5 млрд. долларов кредита от Внешэкономбанка из Фонда национального благосостояния; «Евраз» — 1,8 млрд. долларов; «Мечел» — 1,5 млрд. долларов; Роснефть – 4,5 млрд. долларов). В-третьих, данная группировка имеет налоговые преференции. Например, в 2009 году правительство снижало налоговую нагрузку на нефтяные компании. Данная практика продолжается в настоящее время. Так, в мае 2013 года Министерство финансов РФ приняло решение об увеличении налога на добычу полезных ископаемых, но о снижении экспортной пошлины на нефть. Поскольку НДПИ уплачивается потребителем, о чем писал советник президента РФ С.Ю. Глазьев в своей статье «Непростительные иллюзии», опубликованной в журнале «Эксперт» в выпуск № 50 (880) от 16 декабря 2013 года, следовательно, налоговую нагрузку переложили с олигархических компаний на плечи народа.
Казалось бы, что им может помешать в этих условиях? Дело в том, что они криминальным путем накопили свои состояния, в итоге фактически отмывают деньги за рубежом, опасаясь возможности привлечения к ответственности за совершенные уголовные деяния. Правда, ряд либералов (как «прокремлёвских», так и «болотных») полагает, будто никаких преступлений ведущие магнаты страны и высокопоставленное чиновничество не совершали. В таком случае не мешает ещё раз вспомнить ряд весьма существенных фактов, доказывающих, что наша т.н. «элита» криминальным путём нажила свои состояния.
Про то, как искусственно банкротили предприятия в ходе их разгосударствления, видно из открытого заявления Б.А. Березовского в одном из его интервью 1996 года. Он подчеркнул, что на начальном этапе приватизируется прибыль предприятия – вокруг него создаются посредники, с помощью которых все его финансовые потоки перекачиваются к претенденту на компанию. Это, по словам Березовского, вело к «разрушению предприятия» (т.е., к его разорению). А уже на втором этапе проходит приватизация самого предприятия – вполне понятно, что когда стоимость его активов резко упала (в результате преднамеренного банкротства), то появляется возможность купить предприятие по дешёвой цене.
Также следует вспомнить судебный процесс над рядом Гарвардских специалистов в США в 1996 – 1997 гг.. (Шлейфера и других). Напомним, что они подозревались в использовании для личного обогащения своего положения в качестве управляющего одного их главных программ западной помощи России. Дело в том, что Шлейфер, Джонатан Хей, работая советниками председателя Госкомимущества РФ А.Б. Чубайса, скупили акции ряда крупнейших предприятий России. В итоге федеральный судья США признал фигурантов дела виновными и назначил Гарвардскому университету взыскание в размере до 34 млн. долларов, а Шлейферу и его заместителю – в три раза больше. Это наглядный пример того, как проходила приватизация в нашей стране — лица, работавшие в министерствах либо располагающие связями с ними, становились предпринимателями (а что такое сращивание власти и бизнеса – знают все).
Также следует напомнить, как проходили известные «залоговые аукционы», в результате которых олигархи практически «даром» получили сырьевые компании. В конечном итоге, Счётная палата Российской Федерации в своем докладе «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 – 2003 годы», опубликованном в 2004 году, отметила, что «в результате проведения залоговых аукционов отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер». В докладе перечислены нарушения, допущенные в ходе проведения аукционов: «в большинстве случаев состязательность при проведении аукционов не предполагалась…»; «банки фактически “кредитовали” государство государственными же деньгами. Минфин России предварительно размещал на счетах банков – участников консорциума средства в сумме, практически равной кредиту, а затем эти деньги передавались Правительству Российской Федерации в качестве кредита под залог акций наиболее привлекательных предприятий. В результате банки, “кредитовавшие” государство, смогли непосредственно либо через аффилированных лиц стать собственниками находившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий».
Таким образом, капиталисты сделали свои состояния именно за счёт коррупционных связей с чиновничеством. Ровно то же самое относится и к поднимаемому некоторыми на щит ЮКОСу. Тем, кто полагает, будто данная компания «становилась прозрачной», «порвала связь с диким капитализмом», «все обвинения в её адрес надуманы» и т.д., следует помнить, что Ходорковский и его соратники скупали Государственную думу, лоббируя интересы сырьевых монополий. Продвигаемые ими законопроекты ставили данные структуры в ещё более привилегированное положение – за счёт народа и всего реального сектора экономики. О том, что имела место скупка парламентариев – вспоминала бывший сотрудник «Открытой России» И.Е. Ясина в одном из своих интервью за 2005 год. Напомним также, что за аналогичные деяния в 1912 году компания Дж. Рокфеллера Standart Oil также подверглась судебному преследованию в США.
Впрочем, дело не ограничивалось нарушением законодательства во время приватизации. Сама система организации и функционирования капиталистических отношений выстроена на полукриминальных принципах. Даже буржуазная экономическая пресса периодически вынуждена констатировать это. Так, редакторский коллектив журнала «Эксперт» в одном из своих выпусков за февраль 2014 года в статье «Бесплодная схоластика», анализируя деятельность крупнейших «игроков» жилищно-коммунальной отрасли, пишет следующее: «Сегодня в ЖКХ доминируют игроки, которые, в сущности, не заинтересованы в модернизации, их устраивает нынешнее положение дел, они лоббируют дальнейший рост тарифов, что обеспечит им неиссякаемый поток прибыли». Подчеркнуто, что они все находятся «в тесных доверительных отношениях с бюрократией», заинтересованы в том, чтобы «снимать доход с дряхлеющих инженерных систем, пока эти системы не развалятся окончательно». Аналогичная картина наблюдается и в добывающих отраслях. Одним словом, речь идет о монопольном сговоре компаний, приводящем к взлету цен, об их связях с государственным аппаратом (про коррупционный характер данного сращивания за последние годы написана гора статей – как сторонниками власти, так и ее противниками, поэтому повторяться нет смысла).
Про уклонение от уплаты налогов крупнейшими компаниями общеизвестно. Если кто сомневается в этом, то сошлемся на интервью одного из основателей нынешней либерально-олигархической модели Е.Т. Гайдара газете «Аргументы и факты» от 16 октября 1996 года, в котором он заявил, что в России «правила игры неравные», поскольку «одним надо платить налоги, таможенные пошлины, а другим не надо,… финансовая ответственность низкая». Он также заявил, что несколько десятков крупных фирм уклоняются от уплаты налогов, главным образом – нефтяные компании. По словам Гайдара, «они продают нефть по аномально высокой, по самой высокой на мировом рынке в последние годы цене – 23 долл. за баррель. Эти компании рассказывают нам, что у них нет денег на уплату налогов!». Он сокрушался по поводу того, что «ни один из директоров не сел в тюрьму».
Хоть Гайдар и не договаривает здесь, что он был одним из тех, кто создал данную систему, тем не менее, на данное интервью следует обратить внимание. Ведь о налоговых и прочих махинациях нефтяных баронов в данном случае говорит не Зюганов, не Глазьев, не Устинов, не Бастрыкин (которых «прогрессивная общественность» на дух не переносит), а один из основных идеологов неолиберализма.
Об этом также речь шла в записке рабочей группы Государственной думы РФ по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, направленной 20 апреля 2009 года президенту Д.А. Медведеву. В ней был собран материал о нелегальном вывозе за границу нефти, угля, алмазов, драгоценных металлов, апатитов и т.д. Речь идет о контрабандном экспорте сырьевых ресурсов – той его части, которая не «регистрируется». Авторы вышеупомянутой записки подчеркивают, что ущерб от подобных действий за период 1992 – 2009 гг.. составил минимум 10 триллионов долларов.
Вот так обстоит дело в реальности. А тем, кто поддерживает предложение нынешней власти и «либеральной оппозиции» насчёт объявления амнистии капиталов, следует понимать, что данная мера не улучшит ситуацию. На основании чего сделан соответствующий вывод? Всё дело в том, что данная мера уже была реализована в 2005 году. Напомним, что тогда Кремль фактически «положил под сукно» доклад Счётной палаты РФ о результатах процесса разгосударствления собственности за 1993 – 2003 гг., объявил аналогичную «амнистию», заявив об отказе от пересмотра итогов приватизации, сократив срок рассмотрения дел, связанных с сомнительными сделками по продаже государственного имущества, до трех лет. И что в итоге? Олигархи, убедившись в возможности безнаказанно совершать преступления, активизировали свою «деятельность». Так, в 2006 – 2007 гг. финансовая пресса (главным образом – газета «Ведомости») писала о том, как ряд непрофильных активов «Газпрома» (фонда «Согаз», пенсионных резервов пенсионного фонда «Газфонд», холдинга «Газпром-медиа») банку «Россия» Юрия Ковальчука – по заниженной цене и вне конкурсов, равно как и про выкуп государством у Романа Абрамовича «Сибнефти» по завышенной цене и за счет бюджетных денег, а также про деятельность нефтяного трейдера Gunvor Геннадия Тимченко, являющейся посредником в экспортных операциях «Сургунтнефтегаза», «Газпром нефти» и «Роснефти» (по оценкам финансовых экспертов, структура собственности «Гунвора» и «Сургутнефтегаза» не раскрыта).
Этим дело не ограничивалось. Помимо вышеперечисленных примеров, активизировались масштабы казнокрадства в государственном аппарате. Следует напомнить про такие скандальные истории как «распил» государственных финансовых ресурсов и разбазаривание бывшим руководством Министерства обороны РФ военного имущества (в частности, продажа за бесценок военных институтов) (отметим, что это было отнюдь не в кризисное время, а в период относительной стабилизации в 2009 – 2012 гг.), «распил» бюджетных средств в Министерстве сельского хозяйства, в фонде «Сколково» и в государственной корпорации «Роснано». Отметим, что соответствующие утверждения – отнюдь не «голословные» заявления оппозиции, якобы направленные на «дискредитацию власти» и на «раскачивании обстановки» с целью «свержения режима». Это данные проверок, проведённых Счётной палатой РФ за 2012 – 2013 гг., а также заключения правоохранительных органов, главным образом – Следственного комитета РФ. Т.е., если государственные структуры предъявляют высокопоставленным лицам обвинения, то точно нельзя сказать, что якобы имеет место «дискредитация власти», направленная на то, чтобы «спровоцировать народное недовольство» и т.д.
Следовательно, очередное объявление амнистии закончится ровно тем же самым. В начале чиновники и олигархи, почуяв атмосферу вседозволенности, сильнее обглодают национальное достояние (точнее, то, что ещё от него осталось). Вполне понятно, что это будет способствовать дополнительному нарастанию социального неравенства, экономических диспропорций, криминогенной обстановки по стране в целом. Дальше у народа, у общественных активистов, у политических партий, у правоохранительных органов снова начнут возникать вопросы по поводу деятельности нашей т.н. «элиты». Дальше последние начнут заявлять об «ужасных условиях» и т.д. События второй половины 2000-х годов недвусмысленно свидетельствуют об этом.
Поэтому речь и должна идти о необходимости разрыва данного «порочного круга», о национализации присвоенных данной группировкой природных ресурсов. Ну или, как минимум, о наведении элементарного порядка в деятельности правящего класса (в частности, о привлечении к ответственности тех, кто причастен к махинациям). Смотреть сквозь пальцы на всё это нельзя. В противном случае это может контрпродуктивно сказаться на национально-государственных интересах страны в долгосрочной перспективе. Тем более, что исторический опыт недвусмысленно свидетельствует об этом. Напомним, что в своё время в Византийской империи власть поощряла хищническую деятельность олигархов и чиновников, поднявшихся благодаря разграблению национальных ресурсов. В результате все ресурсы из Византии были высосаны. И подготовлена почва для ослабления страны с последующим её покорением – что в конченом итоге и произошло.
Также напомним, что в условиях, когда данная прослойка, стремясь обезопасить свои наворованные состояния, отправляет их в западные банки, а зарубежные страны, стремясь задушить Россию, предпринимают попытки поглотить вывезенные российские активы, о последовательном отстаивании геополитических интересов вряд ли можно вести разговор. Практика показывает, что олигархия и бюрократия, опасаясь за судьбу своих зарубежных вкладов, периодически начинает давать «задний ход» во внешней политике. Такое наблюдалось в 1999 году, когда ельцинский режим фактически предал Югославию, а также в 2014 году, когда не было предпринято последовательных мер, направленных на оказание поддержки ДНР и ЛНР, не была признана их независимость. Данное обстоятельство также является ещё одним аргументом в пользу необходимости отхода от криминально-олигархического капитализма, смены модели развития.
Впрочем, в последнее время данное обстоятельство осознаёт большее число людей. Однако на слуху до сих пор предложения передать нашу минерально-сырьевую базу иностранному капиталу (вместо её национализации), который якобы не будет воровать и будет «развивать инфраструктуру). Но это мы будем рассматривать в следующей части данной статьи.
Михаил Чистый.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.