Виктор Трушков. Равнение — на социалистическую революцию!

Виктор Трушков. Равнение — на социалистическую революцию!

Документы, о которых идёт речь в этом цикле статей, были отправлены в архив почти 70 лет назад. Но не потому, что утратили актуальность. Вот уж тот случай, когда уверенно можно говорить о решающей роли субъективного фактора. Смерть А.А. Жданова (хотя, конечно, не только она) сыграла решающую роль в том, что в архиве оказался «проект новой программы ВКП(б) в последней редакции». Считая, что этот документ и сегодня представляет интерес, а то и политическую актуальность, «Правда» решила полностью опубликовать его текст с комментариями, а также рассказать об основных вехах его создания. Эти публикации редакция посвящает 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Они будут выходить в пятничных номерах.

Уже четверть века на родине Великого Октября власть принадлежит его непримиримым классовым врагам. Неудивительно, что они сначала лишили Россию красного Дня 7 ноября, а сейчас ломают историю 1917 года, навязывая лукавую и подлую мыслишку о том, что пора отказаться не то что от противопоставления, но и от отделения Великой Октябрьской социалистической революции от Февральской буржуазно-демократической революции. Надо-де слить их в один флакон и величать Великой русской революцией. Задумка у ненавистников Октября 1917 года немудрена: искажая историю, задвинуть Октябрьский подвиг рабочих и крестьян в тень Февраля, увенчанного буржуазным Временным правительством князя Г. Львова, а затем сменившего его эсера А. Керенского. А Октябрь — оклеветать, опорочить, по возможности вытравить из памяти народной и обязательно лишить его притягательности в глазах нынешних угнетённых и эксплуатируемых.

А мы, вероятно, от стыда, что сдали его классовому супостату, тоже не прочь принизить его масштаб. И вписываем Эверест в гряду сопок нашей богатой отечественной истории, чтобы он не слишком возвышался над ними, своим величием не бередил душу. Но не дело уравнивать его ни с изгнанием в ноябре 1612 года поляков из Кремля, ни с отменой крепостного права, ни с другими метками, оставленными нашими предками на историческом пути.

Оказавшаяся рядовой архивной единицей хранения сталинско-ждановская программа ВКП(б) 1947 года с первых строк своих утверждает великанский масштаб Великой Октябрьской социалистической революции. В этом она следует ленинскому примеру. В работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», через два с половиной года после победы Советской власти в России, Владимир Ильич писал: «Теперь мы имеем уже перед собой очень порядочный международный опыт, который говорит с полнейшей определённостью, что некоторые основные черты нашей революции имеют не местное, не национально-особенное, не русское только, а международное значение. И я говорю здесь о международном значении не в широком смысле слова: не некоторые, а все основные и многие второстепенные черты нашей революции имеют международное значение в смысле воздействия её на все страны. Нет, в самом узком смысле слова, т.е. понимая под международным значением международную значимость или историческую неизбежность повторения в международном масштабе того, что было у нас, приходится признать такое значение за некоторыми основными чертами нашей революции».

Великанский масштаб Октября 1917 года сталинско-ждановский проект программы ВКП(б) утверждает очень доказательно, опираясь на факты. Никому не под силу оспорить, что «Великая Октябрьская социалистическая революция (7 ноября 1917 года) в России уничтожила господство капиталистов и помещиков и установила диктатуру пролетариата». (Ф. 629. Оп. 1. Д. 128. Л. 1а). Этот исторический факт дал основание авторам заявить: «Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эпоху во всемирной истории». (Там же. Л. 1а).

В течение нескольких десятилетий советского социализма эта фраза, как писал В.В. Маяковский, вошла в привычку, обветшала, как платье. А ведь в ней не было ни завышенных претензий, ни малейшей гордыни. Эта фраза даже не намекала на особый характер Великого Октября. Она лишь указывала на смену одного социально-экономического строя другим, на то, что победившая Октябрьская революция, как и положено любой революции, заменила одно общественно-политическое жизнеустройство на другое. Эта фраза ставит Великую Октябрьскую социалистическую революцию в один ряд с буржуазной Английской революцией XVII столетия, с Великой французской революцией 1789—1793 годов…

Примечательна реакция Сталина на характеристику Октябрьской революции в проекте Митина и Юдина, которые писали: «Впервые в истории рабочие и крестьяне лишили капиталистов и помещиков политической власти…» (Ф. 558. Оп. 11. Д. 123. Л. 4). Во-первых, в этой фразе руководитель партии подчеркнул слово «Впервые», а слова «и помещиков» не только подчеркнул, но и взял в скобки. Во-вторых, на полях он написал: «Впервые? А фран[цузская] рев[олю]ция?» (Смотри автограф И.В. Сталина).

Октябрьский водораздел

Достоинство последней редакции проекта программы ВКП(б) именно в том, что этот документ строго следовал марксистско-ленинскому диалектико-материалистическому пониманию истории. В нём обращалось внимание не только на историческую повторяемость, нашедшую отражение в Великом Октябре, но и на его уникальность. Уже в самом его начале подчёркивалось, что «в революциях прошлого трудящимся не удавалось воспользоваться результатами своей борьбы и освободиться от эксплуатации. Одни эксплуататорские классы приходили на смену другим, одна форма эксплуатации заменялась другой, но сама эксплуатация и её основа — частная собственность эксплуататорских классов на средства производства — оставалась». (Ф. 629. Оп. 1. Д. 128. Л. 1а).

Великий Октябрь стряхнул с себя, как ветошь, этот отживший свой век признак былых революций. Более того, Сталин подчёркивает, что изжила себя не только буржуазная, но и любая частная собственность. Поэтому в проекте Митина и Юдина он правит фразу: «Весь опыт исторического развития за последние десятилетия показывает, что буржуазная форма собственности на орудия и средства производства изжила себя, что превращение средств производства в общественную, социалистическую собственность является исторической необходимостью, условием дальнейшего прогресса человечества». Слова «буржуазная форма собственности» он вычёркивает, вписывая: «частная собственность». (Там же. Л. 5. Смотри автограф).

Эта правка имеет программный характер в самом широком смысле слова и потому безусловно актуальна для коммунистов XXI века. В ней наказ не забывать, что исторически свой век изжила не только буржуазная собственность, но и частная акционерная собственность, и собственность мелкобуржуазная… Конечно же, они могут быть использованы в переходный период от капитализма к социализму для ускорения производства товаров и услуг. Но это — временная мера. Коммунисты не вправе придавать каким-либо формам частной собственности стратегическое значение.

Острота и непримиримость классовой борьбы в социалистической революции являются такими же закономерностями, как и наступление самой революции. Эти закономерности вытекают из марксизма-ленинизма. И в проекте программы ВКП(б) 1947 года подчёркивается объективный характер Октябрьской революции, которая «явилась закономерным результатом всего хода общественного развития, роста непримиримых противоречий капиталистического строя». (Там же. Л. 1а).

Этот подход ярко проявился в сталинских комментариях программы РКП(б), принятой VIII партсъездом. На 1-й странице (её автограф представлен в предыдущей публикации в №73 «Правды») Сталин на полях слева писал: «1) Пролет[арская] Окт. революция; 2) рев[олюция] = результат разв[ития] к[апитализ]ма». На полях справа читаем: «Неизбежность факта». (Ф. 558. Оп. 11. Д. 122. Л. 5). А вот комментарий следующей страницы: «Природа кап-зма и бурж. общества». (Там же. Л. 5 об.). На 7-й странице второй программы партии раскрываются признаки империализма, которые создают экономические предпосылки для социалистической революции: «Процесс концентрации и централизации капитала, уничтожая свободную конкуренцию, привёл в начале ХХ века 1) к созданию могучих монополистических союзов капиталистов — синдикатов, картелей, трестов, — получивших решающее значение во всей экономической жизни, 2) к слиянию банковского капитала с промышленным капиталом громадной концентрации и 3) к усилению вывоза капитала в другие страны… Эта эпоха финансового капитала, неизбежно обостряющая борьбу между капиталистическими государствами, есть эпоха империализма». В этом тезисе второй партийной программы Сталин вставляет цифры для нумерации признаков империализма и подчёркивает наиболее значимые словосочетания. Кроме того, он сбоку подчёркивает этот текст двумя чертами и на полях (с обеих сторон!) пишет: «Отсюда начать!» (Там же. Л. 7—7 об.).

В таком подходе к тексту проявилось вдумчивое отношение к законам современной, революционной эпохи перехода от капитализма к социализму. Отношение не напоказ, ибо текст не предназначался для публикации и никогда не публиковался. И неудивительно, что когда Сталин в проекте, представленном М. Митиным и П. Юдиным, прочитал: «Господство социалистической собственности сделало возможным разумное соединение науки и хозяйства. Возникли новые закономерности общественного развития», то подчеркнул последнее предложение и на полях написал: «Это что?» (Ф. 558. Оп. 11. Д. 123. Л. 5).

В последней редакции проекта программы ВКП(б) её авторы обращаются к знаменитому положению Карла Маркса о том, что «буржуазной экономической формацией завершается предыстория человеческого общества». В документе 1947 года читаем: «Всё многовековое развитие общества в прошлом было по существу лишь предысторией человечества. Октябрьская революция положила начало подлинной истории человечества. Она означала переход к сознательному творчеству истории народными массами и означала начало коммунистической эры в развитии общества». (Ф. 629. Оп. 1. Д. 128. Л. 1а). Основанием для такого заявления стала ликвидация эксплуатации человека человеком и её экономической основы — частной собственности на средства производства. Кстати, как только мы, коммунисты, перестали говорить о том, что Великая Октябрьская социалистическая революция стала водоразделом между предысторией человечества и началом его истинной истории (а окончательному забвению этот тезис К. Маркса был предан в 1980-е годы), как тут же певцы вечного капитализма (Ф. Фукияма, в частности) выдвинули концепцию «конца истории». Едва ли это случайное совпадение, просто в идеологической борьбе труда и капитала не бывает пустот.

Высоты, которые предстоит взять

Но ликвидация эксплуатации человека человеком представляет собой многоступенчатый исторический процесс. Её первым, но не единственным этапом является ликвидация эксплуататорских классов. Эту задачу решала непосредственно Великая Октябрьская социалистическая революция, установленная ею диктатура рабочего класса в форме Советов. Однако социалистическая революция — это совсем не одномоментный акт. Вторым этапом этого процесса является переход к бесклассовому обществу. В.И. Ленин неоднократно подчёркивал, что «полный социализм» — это общество без классов. Документ 1947 года последовательно исходит из этого теоретического положения. Но К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин указывали: общество социального равенства предполагает преодоление социальных различий между людьми физического и умственного труда, между городом и деревней, а это более сложная задача, чем ликвидация классов. А ещё созидателям общества социального равенства предстоит преодолеть отчуждение от труда, от собственности, от власти, от культуры. Это, вероятно, самая трудная задача.

Несомненное достоинство сталинско-ждановского проекта программы ВКП(б) состоит в том, что он не строит китайскую стену между этапами становления и развития новой общественно-экономической формации. Более того, он продолжает большевистскую тенденцию, заложенную в переходный период от капитализма к социализму, когда объективно досоциалистические задачи решались по-социалистически, что насыщало переходный период к социализму чертами социализма. Проект программы точно так же исходил из того, что завершающий этап социалистического строительства необходимо максимально (с учётом реальных возможностей) насыщать чертами коммунизма. Эта позиция заслуживает того, чтобы стать уроком для сегодняшнего поколения коммунистов: сосредоточивая внимание на проблемах преодоления реставрации капитализма и переходного периода от социализма к коммунизму, мы ни на минуту не должны забывать, что стратегической целью партии является движение к коммунизму. И Великая Октябрьская социалистическая революция рассматривается в проекте программы ВКП(б) как старт борьбы именно за коммунизм, а строительство социализма является ступенью движения общества к коммунизму. И этот подход наших предшественников из поколения победителей мы должны сохранять незыблемым.

В то же время проект третьей программы партии образца 1947 года не касается задачи преодоления отчуждения, хотя, как показал опыт 1960—1980-х годов, невнимание к этой проблеме ослабляло уверенность трудящихся в правильности курса КПСС, создавало условия для возрождения мелкобуржуазности и мещанства в советском обществе. Но упрекать авторов в этом изъяне не следует. Его причины в целом понятны. Во-первых, так называемые ранние произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, в которых значительное внимание уделено этой проблеме, начали публиковаться у нас лишь во второй половине 1950-х годов (Сборник «Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений» вышел в 1956 году, а тома 40—50 их Сочинений издавались в 1970-е годы).

Во-вторых, в 1947 году эта проблема разработчикам партийной программы не могла представляться актуальной. Не было оснований говорить об отчуждении советских людей от советского общественного и государственного строя, а значит, от социалистической собственности, власти, труда, когда народ героически и жертвенно защищал этот строй как на фронте, так и в тылу. Массовое вступление в ряды ВКП(б) (за годы Великой Отечественной войны были приняты более 5 миллионов 319 тысяч человек кандидатами в члены партии и свыше 3 миллионов 615 тысяч человек в члены партии; при этом более 3 миллионов коммунистов погибло в боях за нашу Советскую Родину) тоже не вызывало озабоченности социальным отчуждением в СССР. К тому же в «сороковые, пороховые» завершилось формирование в массовом сознании образа коммуниста как эталона советского человека.

Долг наследников

Сталинско-ждановский проект программы ВКП(б) нёс на себе несомненно печать своего времени, и этому тоже стоит учиться у наших предшественников. Ставя задачу движения к бесклассовому обществу, авторы документа подчёркивают ведущую роль рабочего класса — и в свершении Октябрьской революции, и в установлении диктатуры пролетариата и ликвидации эксплуататорских классов, и в победе советского общественного и государственного строя.

После Второй мировой войны само время требовало отметить, что «Великая Октябрьская социалистическая революция прорвала фронт мирового империализма, разрушила капиталистический строй в одной из крупнейших стран мира и тем самым потрясла основы буржуазного владычества во всём мире. В результате победы социалистической революции в России мир оказался расколотым на две противоположные системы — социализма и капитализма». (Ф. 629. Оп. 1. Д. 128. Л. 4). Даже сегодня, после глубокого отступления и советского, и международного социализма, этот тезис оспорить никто не рискнёт. Его, например, в целом подтвердили состоявшиеся уже в 2016 году VII съезд Коммунистической партии Кубы и XII съезд Коммунистической партии Вьетнама. Тем более он был злободневным в 1947 году, когда закладывались основы мировой социалистической системы.

И по-прежнему остаётся актуальным программное положение о необходимости и насущности борьбы с социал-соглашательством и другими проявлениями оппортунизма. Это требование в проекте программы ВКП(б) сформулировано по-ленински чётко: «Октябрьская революция разбила догмы лжесоциалистов о невозможности победы труда над капиталом, о необходимости смириться перед всесилием империализма и довольствоваться частичными уступками господствующих классов. Октябрьская революция и победа социализма в СССР разоблачили социал-реформистскую идеологию как идеологию спасения капитализма». (Там же. Л. 4—5). Последняя четверть века, прошедшая после контрреволюции в СССР и в европейских странах социалистического лагеря, ничуть не опровергла суровую оценку, данную в 1947 году лжесоциалистам, какой бы партийной вывеской они ни прикрывались.

Сейчас не только в России, но и во всём мире приверженцы социалистических ценностей готовятся к вековому юбилею Великой Октябрьской социалистической революции. Состоявшийся в марте 2015 года совместный пленум ЦК и ЦКРК КПРФ принял постановление «Революционное наследие Великого Октября и задачи КПРФ». В нём отмечается: «Исторический вызов, с которым столкнулась Россия на современном этапе, заставляет вспомнить об опыте Великого Октября. Как и сто лет назад, правящая в стране олигархическо-бюрократическая верхушка не в состоянии дать адекватный ответ на стоящие перед страной угрозы… Ключ к выходу России из тупика — её переход к социализму. Завоевания социалистической революции, уникальное советское наследие являются важной предпосылкой к этому. Коллективизм, интернационализм и другие ценности социализма продолжают хранить народы, составлявшие единый Советский Союз. Ярким тому свидетельством стала борьба против бандеровщины на востоке Украины. Воспитанный в СССР советский человек не уничтожен. Именно его открыто объявила врагом мировая империалистическая система. Против него нацелена пропаганда русофобии и антисоветизма на Украине, в Грузии, Молдавии, Прибалтике и в самой России. Жёсткое противодействие этой политике — обязанность каждого коммуниста».

* * *

Сегодня «Правда» начинает публиковать документ одновременно и исторический, и актуальный. Он ярко напоминает о ключевых положениях марксизма-ленинизма, о которых нам непозволительно забывать.

От редакции: Содержание проекта новой программы ВКП (б) 1947 года имело под собой основания. Она была составлена в условиях, когда социализм был построен, когда новые передовые формы хозяйствования (общенародная собственность в лице её двух видов — государственной и колхозно-кооперативной) демонстрировали небывалые экономические успехи. Как бы нынешние идеологи буржуазной контрреволюции не пытались бы оболгать Советскую эпоху, факт остаётся фактом: именно благодаря Великой Октябрьской социалистической революции удалось вывести человечество на новые горизонты, вытащить Россию из тупика, совершить колоссальный рывок. В конечном итоге, мы до сих пор пользуемся тем, что было создано при Советской власти. Все эти задачи актуальны и в настоящее время. А все песнопения о «конце истории» не оправдали себя. Приход в ряде стран к власти прогрессивных левых сил, победа в ряде российских регионах на выборах глав субъектов РФ представителей Компартии, успешные результаты реализации ими партийной программы недвусмысленно свидетельствуют об этом. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *