Вчера на сайте портала «Свободная пресса» была размещена статья, в которой содержался анализ повести Советского писателя Н.Н. Носова про пребывание Незнайки в мире капитализма. Публикуем её полностью.
В 1955 году знаменитый детский писатель Николай Носов задумал написать третью часть приключений популярного «Незнайки». В анкете «Литературной газеты» замысел звучал так: «Буду работать над научно-фантастической повестью о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики…».
В те годы страна переживала настоящий космический бум. Сергей Королёв рассчитывал уже в 1975 году совершить пилотируемую экспедицию к Марсу. Это времена расцвета и для советской фантастики. Над умами современников царствуют физики, овладевшие лирой. Эйфория от первенства в космической гонке вызвала к жизни конечную цель советского человека: «Прилетим и перевернём!». Наш человек на отсталой планете в советской фантастике действует, начиная с «Аэлиты» А.Толстого (где действие как раз происходит на Марсе) до «Обитаемого острова» и «Трудно быть богом» братьев Стругацких.
Гений Носова позволял его читателям рассчитывать на увлекательное повествование, новое слово на данную тему. Солнечный город, описанный в предыдущей большой книге о приключениях Незнайки и его друзей, наполнен чудесными машинами, многочисленные технические устройства описаны подробно и со знанием дела — в жизни носовских коротышек есть радиолярии, циркулины, планетарки, телевидение, и даже электронные машины, играющие в шахматы (и это в 1958 году!)…
Тем более странно, что «Незнайка на Луне», вышедшая в 1965-м — возможно, первая из книг, которая идею «прилетим и перевернём» развенчала в пух и прах. Луна по Носову — откровенно враждебная среда, что удивительно на фоне сказочного благодушия первых двух книг о Незнайке…
Ещё загадочнее, что Носов в итоге оказался прав — несмотря на некоторые технические успехи СССР в освоении Луны, гонку за умы всё же выиграли представители капиталистического лагеря.
Лунный капитализм пугает своей правдоподобностью. Без сомнения, Носов высоко чтил главный философский закон: критерий истины — это практика. В практике Носову равных не было. Так в скитаниях Незнайки по Луне автор вспоминает свою тяжёлую работу на кирпичном заводе или перевозку брёвен на старой лошадёнке — всё это до мельчайших подробностей описано им в автобиографической повести «Тайна на дне колодца». Детство и школьные годы Носова пришлись на Первую Мировую и Гражданскую войны, когда ему пришлось поработать чернорабочим и торговцем газет, землекопом и косарём.
Носов был не только практиком, но и перфекционистом. Наряду с занятиями музыкой, пением и любительским театром, юный Коля Носов увлекался и точными науками: химией, электротехникой, шахматами, радиолюбительством, фотографией… Увлечения привели его в Киевский художественный институт, в 1929 году он перевелся в Институт кинематографии в Москве. Закончив ВГИК, почти 20 лет (в том числе, в годы войны), Носов работал режиссёром-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. За создание «выдающегося учебного фильма «Планетарные трансмиссии в танках» для студии «Воентехфильм» и «проявленный при этом трудовой героизм» будущий автор «Мишкиной каши» и «Огурцов» получил Орден Красной Звезды.
Детским писателем Носов стал глубоко за сорок. Его фирменный дидактический стиль — в духе советской традиции, в которой воспитанию подрастающего поколения уделялось колоссальное внимание. В сказках, тем более в рассказах и повестях Носова нет магии — сплошная наука. Основной конфликт почти всегда нанизан на так называемую «производственную драму»: когда школьники, например, заводят инкубатор или строят пасеку, описанные с большим знанием дела. Своими руками Носов мог сделать практически всё: с внуком строгал корабли из поленьев, умел работать рубанком, мог отрезать стекло. Достоверность, основанная на авторитете и опыте, придаёт историям Носова дополнительную доходчивость.
В ряду отечественных литературных трикстеров (Иванушка — Хлестаков — Остап Бендер и далее), Незнайка прямо наследует Василию Тёркину, то есть плечом к плечу стоит с воевавшим поколением. Судьба свела автора «Василия Тёркина» и Николая Носова в журнале «Новый мир», главным редактором которого в середине 1950-х былТвардовский. Тогда коллектив журнала выдвинул Носова на соискание Государственной Сталинской премии: случай выдающийся — в «Новом мире» впервые было напечатано произведение для младших школьников, повесть «Витя Малеев в школе и дома». Что самое удивительное, Николай Носов даже не был членом КПСС — но и это обстоятельство не помешало ему получить премию!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.